irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКИЕ ТЕАТРЫ. НОВЫЙ ТЕАТР "В КУБЕ". Премьеры

                                                               

                                                                     «СКУКА»  В КУБЕ
И хорошо, что осенняя,  а не весенняя. И вообще    это название  пьесы Некрасова.
Я весь  болен…

Постановщик спектакль по «Осенней скуке» назвал «Счастье мое» и  поставил его «В кубе». В новом театре, расположенный в самом сердце  города, на ул.Дзержинского. Театр открылся в  подвальчике с удобными креслами,в  камерном зале,   пригласив на одну постановку столичного режиссера,  на другую – актера  театра  русской комедии, набрав команду из разных театров. Так   родились  две премьеры.
Спектакль "Счастье мое", как  заявлено в пресс-релизе, «представляет собой фарс, наполненный русскими народными песнями и сказками, танцами, юмором и философией». Постановщик Дмитрий Изместьев - выпускник мастерской Марка Захарова, он  еще и сильный актер, играющий главную роль. В метре от зрителя (сцены в маленьком помещении нет), практически не сходя со скамьи, принимая самые  статичные позы, он больше часа  держит зал, вызывая неподдельный интерес. Правда,  по тексту, помещик Ласуков - «худенький старичок лет пятидесяти, седой, со сморщенным и болезненным лицом». А мы видим плотного, цветущего вида мужчину лет   сорока, которого, видимо, обстоятельства (финансы,  несчастная любовь, дуэль в полку…) загнали в глушь, где на сто  верст никого не встретишь.
Природная психофизика актера   существенно меняет  окраску  роли. Он  не просто ностальгирует  по былым походам  и службе в кавалерии. Прямо   жалко смотреть   на  этого крепкого, ладного военного,  распевающего боевые песни и   вынужденного общаться с глупыми, ленивыми слугами. И все его страхи – не от ветхости и старости, а от  провинциальной тоски и мнительности: («Да, я болен, решительно болен. Только какая же у меня болезнь?.. до сей поры не определилась… я просто весь болен: и голова, и ноги, и желудок. Вот поди и выбирай лекарство!»)
И если дразнение слуг и иезуитские шуточки  входили в обязательную каждодневную программу «старичка» Ласукова, то кавалерист Изметьева искренне возмущен  тем, что Мальчик  («Грибоедов-Молчалин-Горчишников»…  как только не называет барин  слугу) нерасторопен и   неумен,Ключница  изворотлива и властолюбива , Машка ,видимо, «гульлива! ,  а  Татьяна (вовсе  не старушка, как у Некрасова)и вообще  на сносях.
В спектакле больше действующих лиц женского пола,чем в пьесе, и песни «женские» появились. Но фарсом я бы его  не назвала.  Тогда тут нужен другой главный герой.  А Дмитрий психологичен и  в роли безумно скучающего помещика.И чем гротескнее подан  каждый другой персонаж, тем хуже  у него  происходит сценическая «сцепка» с Ласуковым. Крепче всего она у Александра Котелкова в роли Мальчика.
Спрятав накаченную спортивную  фигуру  за  крайнюю сутулость и  расслабленную походку умственного отсталого, к тому же  - подслеповатого, актер создает забавный образ. Женщины здесь тоже довольно убедительны. И только Актриса, играющая ключницу Анисью,  сильно переигрывает,  приняв вид злющей, агрессивной птицы. Не  ходит, а прыгает, скрючившись, сидит на насесте. Того и гляди,  укусит  барина или долбанет клювом. Для «этюда  на животных»  самое то.
Пережимает и  француз Повар, «выписанный» для спектакля режиссером  вместо  русского Максима . Герой  Александра Демидова брызжит точно слюной французскими кулинарными словечками, жеманится, и был  бы очень  хорош, когда б  так жирно  не  «играл лицом».
Не поняли мы   и паузы посредине действия: добрые пять минут держат ее  барин и «мальчик для битья». Пять минут – огромный отрезок сценического времени, Были, конечно, знаменитые мхатовские паузы, но  нужно быть Прудкиным  или Тарасовой, чтобы их выдерживать.
Секрет пьесы Некрасова (написана следом за  его  поданной в фельетонной манере статье, где говорится  о деревенской скуке в непогоду и распутицу) в том, «что действие является мнимым и маскирует отсутствие событий и мучительное бездействие персонажей». А смех  возникает! До  этого Некрасов  писал водевили  и  преуспел в это жанре.
 Кстати, впервые пьесу  поставили только в начале 20 века, там играла великая Мария Савина.  «Осенняя скука» имела успех, несмотря  на то, что в  театре  уже  наступали времена Чехова.  Исследователи творчества поэта склонны считать, что   великий  поэт в чем-то предвосхитил великого драматурга в  описаниях идиотизма сельского жизни.
Несомненно,спектакль будет иметь своего благодарного зрителя( вот только бы стилистически уравновесить игру слуг  и помещика).
                                Чистилище по-торчаловски

Про спектакль "Страсти по Торчалову" написано, что « вопреки своеобразным обстоятельствам, в которые автор ставит своих героев», пьеса не кажется «фантастичной или страшной, она имеет наибольший уклон в драму» .Да нет, тема Чистилища страшна всегда, потому что мы  не знаем, что  случится с нами после смерти.
И когда Оно выглядит как маленькая комнатка в черном зале,   где в наличие все порядки полицейской системы : стражи с дубинками, следователи- садисты, несвобода, жесткий режим,   то начинает давить  все, даже стены.
Никита Воронов, который написал пьесу в 90-е годы, перенес в нее все  реалии того времени: комиссары и  красноармейцы, которые  оказались вовсе   не  былинными героями с шашками на резвом коне,;партократы, сами   и затеявшие реформы, разорившие  страну;  образованные дети необразованных родителей, быстро смекнувшие, где что урвать, и ушедшие в криминал.
 Немало  в ней прямолинейности и  поверхностности. Но  текст Воронова задает вопросы ,заставляет думать. Сейчас «Страсти  по Торчалову», поставленные  когда-то Львом Дуровым на  Малой Бронной, переживают второе рождение. Много ставят  по стране, видела я и студенческий спектакль на  театральном фестивале 32 мая .
В спектакле  театра «В кубе»  (режиссере Сергей Игнашев) убедительней выглядят не главные герои. Семён Кушкин  Станислава Шалункина ,Лиза  Владиславы Степановой, Кушкин- сын Александра Котелкова. Искренна и застенчива девушка  Лиза, искренен и нагл в своей безнаказанности   молодой Кушкин. У Шалункина здесь, на мой взгляд, лучшая его роль. Кротостью и беззлобностью светятся глаза много повидавшего шофера.Ну и вечная опаска, взгляд  исподволь– система приучила.
Чем-то  это   сродни  толстовскому  непротивленцу Платону Каратаеву.  Именно   Кушкин  помогает   освоиться в этом, не самом  приятном месте, новичкам . Тем искусственней выглядит его осознание: зря, мол, подлеца не убил.  Не задавил, что  ли?!  Но  это опять же  вопросы к пьесе.
 Любопытно превращение актера со знаком плюс (Юлий Ридель) в хамоватого, пьющего, себе на уме Пыжова . Не везде  это у него  это прочитывается, но  только же  первые спектакли!
 Пара Римма  (главная на это уровне Чистилища - комиссарша)  и Стёпа- милиционер  играет в строго определенном, заданном им формате: беспощадных нэкэвдэшников. Отсюда крики, избиение и прочие вольности , драматургом не предусмотренные. Это  сильно  обедняет их образы. И когда Римма  неожиданно  оказывается  единственной любовью Торчалова,  поворот не отыгрывается как следует. Просто  не убеждает.  Но тут дело  не только  в актерах,а в схематичности режиссерского задания  (Илья Слюдачев - Светлана Шалункина).
 Что касается собственно  Торчалова ,Сергей Литовченко обозначает все психологические  повороты  своего героя - и не более того. Не чувствуется  ни  мужского обаяния героя ( а ведь все женщины его были), ни человеческого.Видишь  перед собой как бы угасшего человека. Каким пришел  он на тот свет, таким и возвращается  на землю.И новый  отказ взять собаку  (так же он отказывал жене до  своей смерти) только укрепляет нас  в мысли, что партократов, депутатов , реформаторов  наших  и могила  не исправит.

.Лишь появление в финале  Кушкина с собакой меняет  дело. «КУШКИН. (колеблется). Максимыч... Я не говорил, ты не слышал. Сколько он про­живёт, столько и ты... И в один день. Так в Книге сказано. Бывай».
Не так давно прошел многосерийный телефильм о  Чистилище - «Небесный суд», очень  тонкий, психологичный. На фестиваль Янковского привозили блестяще поставленную, глубоко   метафизичную пьесу Сартра «За закрытыми дверями». На ту же тему… Выбор материала мог быть  поинтересней...
 Что  ж, театр делает  только первые шаги, и уже обзавелся  помещением, актерами ,показал две премьеры, открыл курсы актерского мастерства. И , что важно, начертал  на своих скрижалях: «Мы верим, что человек должен выходить из помещения театра чуточку лучше, чем он входил в него».
А  это уже программа.
                       
   
                                                                                                                                                             

                                                   Ирина Крайнова, обозреватель по Саратовской области в Российском театральном журнале «Страстной бульвар»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments