irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр оперы и балета. "ТОСКА" со звездами российской сцены

Тоска нов.jpg ФЛОРИЯ НАТАЛИЯ ТОСКА

В финале  проекта  «Звезды российской оперы  на Саратовской  сцене»  в театре  оперы и балета (Саратов) прозвучала сама «репертуарная»   мировая опера   - «Тоска»  Джакомо Пуччини в исполнении ведущих солистов Московского  Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко
Сказать, что  мы испытали настоящее потрясение, - почти  ничего  не сказать. Это был подлинный катарсис. Давно  на нашей памяти такие выдающиеся голоса  не соединялись  с превосходной актерской игрой. Наталья Мурадымова (Флория Тоска) 13  лет  назад победила  на Собиновском фестивале. А  относительно недавно  (2015 г.) получила чрезвычайно престижную Российскую оперную премию "Casta Diva" (за исполнение партии Медеи в опере "Медея" Керубини).
Узнав, что она  спела Медею – одну из самых трагических фигур мирового искусства, я поняла:   наша «Тоска» будет мощной   и драматически. Тем более, что  в театре Станиславского она поет эту  оперу  вместе с тоже  приехавшим к нам  исполнителем роли Скарпиа Алексеем Шишляевым.
В опере, великолепно написанной  не  только музыкально, но и драматургически.  Правда, Пуччини, создавшего ее  немногим больше ста лет назад,  поначалу обвинили в «неоригинальности мелодических идей, повторяющих  его предыдущие находки», в «натурализме», особенно в сцене пыток. По сути,  великого композитора  осудили за то, что в 20 веке вызвало к «Тоске» все возрастающий интерес.  Психологизм конфликтов, их  острота, не «ходульность»  образов.
Пьеса «Тоска» написана  драматургом Сарду для  легенды французского театра
Сары Бернар. Премьера состоялась 24 ноября 1887 года в парижском театре Порт-Сен-Мартен. Пуччини  заинтересовал сюжет ,за право  написать оперу  ему даже пришлось посостязаться с Верди и Франкетти. Именно   Пуччини  мы обязаны тем, что  сюжет  любви итальянской певицы к  художнику- республиканцу и  всепоглощающей страсти к ней шефа  римской полиции   был очищен  от ненужных подробностей  и  стал куда  более динамичным.А Флория Тоска   превратилась  в патриотку своей страны.
Премьера    оперы  проходит в римском Театро Костанци 14 января 1900 года ,через два месяца  - в
Ла Скала.У нас после 17 -го года шла  «Тоска» с другим либретто  -  о любви… коммунара и революционерки. Потом, к счастью, опере вернули ее первоначальный вид.
Помню  прекрасный дуэт народных артистов России Светланы Костиной и Виктора Григорьева (Скарпиа)в Саратовской опере.  Скарпиа там был харизматичный красавец-злодей. Не таков шеф полиции Алексея Шишляева. Бритым круглым затылком и  крепким телом  он напоминает римского прокуратора.   Не лишен  мужского обаяния, но постоянно чувствуешь исходящую  от  него опасность: сила и коварство  этого человека безграничны. Величайшая  сцена   - их поединок с Тоской, где он одновременно  обольщает и угрожает. Очаровательная Флория- Наталия  поет невероятно легко, ее изумительно красивое сопрано без малейшего напряжения берет  верхние ноты.  И палитра чувств здесь необъятная  -  от тоски    по любимому, страдания  от его страданий -      до непримиримой ненависти к «прокуратору»,  сопротивлении  ему и «сдачи  на  милость»  - до мгновенно принятого решении, когда  нож блеснет в  маленьких ручках   женственной,   похожей в первом акте   на веселую певчую птичку,  Тоски.  Поразительно  умение  вокалистки все  это  передавать голосом  и интонацией.  Как произносит она фразу: « E avanti a lui tremava tutta Roma!»( И перед  ним весь Рим трепетал), похожая в этот момент  на   саму Немезиду ( в  Древнем Риме богиня  мести Фурина)!
Скарпиа достойно противостоит ей, обладая могучими   голосовыми и актерскими  данными ,ведя поединок с  клокочущей  под личиной  светской маски злобой.  Второй акт получился  не  слабее третьего, где погибнут влюбленные.
Здесь  надо сказать  о третьем главном участнике «Тоски»  - художнике Каварадосси. В исполнении  лауреата Международных конкурсов  Ильи Говзича  его партия  выглядит  очень достойно. Беззаботный сын муз в начале спектакля, которого  лишь забавляет постоянная ревность возлюбленной.  Мужественный борец за свободу во втором  акте – никакие пытки  не вырвут у него признания. И ослабевший от  истязаний и потери  крови, все еще любящий  ,как ребенок, поверивший в счастливый конец  художник  в третьем акте. Здесь  виртуозно звучит  его знаменитая теноровая партия. Настолько  сложная вокально, что  за нее одну , блестяще исполненную, давали   дипломы  на Собиновском фестивале.
Очень чувствительна  их последняя сцена с Тоской, где фрагмент дуэта  идет без поддержки оркестра и   сильно    впечатляет . Пуччини  воссоздает в  финальной музыке подлинный звон колоколов в окрестностях замка Сант-Анджело  -  там, где  и происходила казнь. По ком звонит колокол? Он звонит  по тебе.
Как пишет известный музыковед Густаво Маркези, «Словно художник перед мольбертом, Пуччини живописует натуру свободно, со всем энтузиазмом первого соприкосновения с ней. Сам по себе этот факт был бы не столь интересен, если бы не связи с образами действующих лиц. Оркестр описывает их как бы эскизно, довольно поспешно, но тщательно следуя правде; неожиданно его спокойная речь прерывается, он возбуждается, рыдает или угрожает, оскорбляет или молит…Застигнутый врасплох зритель не успевает опомниться от удивления, как неукротимый Пуччини осушает слезы, несколькими фразами даже возвращает улыбку, не переставая класть новые мазки и подправлять написанное».
Что  тут  добавить? Поистине  грандиозное произведение, превосходно поставленное в нашем театре (одна из лучших работ  режиссера и художника- постановщика спектакля  Андрея Сергеева, где условно исторические костюмы такт согласуются с декорациями с элементами барокко),  равно как исполненное музыкально (дирижер-постановщик народный артист России Юрий Кочнев) и вокально. Отмечу  и Виктора Куценко в роли Чезаре Анджелотти ( наш молодой бас растет и крепнет от  роли к роли). Но главная в тот вечер была  Флория Тоска Натальи Мурадымова. Ее изумительный голос, ее женский шарм, ее актерская мощь  совершенно  сразили саратовцев.
Мнение зрителя–меломана о звезде оперной сцены:
Мне очень нравится чудесный голос этой певицы. Пожалуй, он уникален по своим качествам. Это очень крепкое, плотное, сочное, яркое, заливистое сопрано с очень стабильным и совершенно чистейшим звуком наверху. Я специально ходил слушать этот голос в партии Тамары в «Демоне», когда Наталью практически нельзя было услышать в других операх. Потом я с огромным удовольствием послушал, как она поет Микаэлу в Кармен, до сих пор сохранилось это приятное впечатление. Затем мне посчастливилось три раза послушать ее в «Тоске», и всегда она меня приводила в восторг в этой партии.
Интересные факты об опере:


  • Тоска – опера с одной из самых необычных премьерных историй. Первый показ спектакля наделал много шума. Началось все с того, что театральный зал заполонила полиция. Кто-то сообщил о том, что в зале заложена бомба. После ее безуспешных поисков, спектакль все-таки начался. Едва грянули первые аккорды оркестрового вступления, как в зале послышались крики. Их причиной стала не угроза взрыва, а нарушение римской театральной традиции: в городе было принято начинать спектакли с опозданием. Публика собиралась как раз с этим расчетом, а на этот раз дирижер начал оперу вовремя. Только что пришедшие зрители возмутились и потребовали начать спектакль сначала. Дирижеру и солистам пришлось пойти на уступки. Ну что еще тут поделаешь!

  • В одном спектакле, в сцене падения Тоски с крепостной стены, матрасы и подушки были заменены батутом, и до того как занавес закрылся, певица успела несколько раз взлететь над стеной.

  • Австрийская певица Леони Ризанек пела пела молитву Тоски на животе. Так же она не верила в то, что Тоска может заранее спрятать нож, и в версиях спектакля с этой певицой разбивался бокал с вином, а в шею Скарпиа вонзался осколок.

  • Монсеррат Кабалье попала в книгу рекордов Гиннеса, как единственная певица, которая исполняет четыре последние ноты молитвы Vissi d’Arte на одном дыхании.

  • Рамон Винай прославился тем, что начинал карьеру в качестве тенора, а закончил басом. В опере "Тоска" он исполнял партии и Каварадосси, и Скарпиа.

  • По свидетельствам биографов Пуччини, согласие В. Сарду на использование его сочинения для основы либретто он получил благодаря музыке - композитор исполнил для драматурга фрагменты своих опер, и музыка его покорила.

  • Один из либреттистов настаивал на изменении финала. Он предлагал отказаться от гибели главной героини и заменить сцену ее падения с крыши замка на безумие. Но драматург на уговоры не поддавался: девушка должна кинуться вниз с парапета Замка Святого Ангела. Главным аргументом такого финала он назвал следующее - нехорошо задерживать зрителя сценой сумасшествия перед самым концом спектакля. И тогда в спор вмешался маэстро - он взял свой экземпляр либретто, открыл заключительную сцену и показал присутствующим свою пометку "ария пальто". Так он назвал финальный номер, который услышат не все зрители - ведь к этому моменту большая их часть покинет зал и устремится за верхней одеждой в гардероб. Это очень развеселило Сарду, и он доверил переработку последней сцены композитору, которого назвал "человеком театра", лучше других знающего предпочтения публики.

                                                                                                                                                                              Подготовила Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments