

В ТАБАКЕРКЕ – ШКОЛЫ, БРАКИ, АКТЕРСКИЕ ИГРЫ…
К нам едет театр Олега Табакова - один из самых интересных московских театров, знаменитая «Табакерка» нашего великого земляка
Наверняка афишу для поездки в Саратов в рамках «Больших гастролей» ведущих театров России утверждал еще Олег Павлович. Как любил он свой подвальчик на Чаплыгина, бывший угольный склад, отмытый и приведенный в божеский вид его студийцами… скольких покармливал в голодные 90-е, привозя полную машину еды для быстро растущих мальчиков и девочек…Сколько поколений их, способных, талантливых, просто гениальных актеров, разлетелось оттуда по городам и весям России, Европы, мира…
Я очень любила бывать именно в этом тесном подвальчике, где всегда найдут, где тебя усадить , даже в немыслимой скученности переаншлага.
* "Волки и овцы". Так я попала на сдачу Островского в постановке режиссера Константина Богомолова, тогда еще не бывшего таким знаменитым.
«Когда-то я видела в роли Мурзавецкой «великую старуху» Малого театра Елену Гоголеву. Та тяжелой скалой нависала над собеседником, грозовые молнии метали ее синие глазищи из-под нависших черных бровей. Она напоминала скорей Кабаниху, чем продувную бестию Меропу Давыдовну. В «Табакерке» эту роль играет Роза Хайруллина. Худенькая, коротко остриженная, с подозрительно тихим голосом. Ее тишайшая Меропа по временам страшна до жути. Чем берет – и не поймешь. Ведь ни голоса, ни тела, ни стати. Да и все здесь жутковаты, ежели хорошенько приглядеться…»(из моей статьи, опубликованной в журнале «Страстной бульвар»)
Спектакль «Волки и овцы» мощен и постановкой своей, и силой актерских работ. Хорошо, что наш театральный город его увидит. К тому же, кроме гениальной Хайруллиной, неподражаемой Яны Сексте, там заняты три ученика саратовской театральной школы , ее лучших, культовых педагогов — Валентины Ермаковой, Риммы Беляковой,Александра Галко.
Максим Матвеев играет помещика Мурзавецкого в очередь с Дмитрием Куличковым. А Вячеславу Чепурченко режиссер придумал роль некоего Славика.
* «Кинастон» - самый премьерный спектакль, из того, что мы увидим. Его поставил сильный режиссер, который одно время был помощником худрука МХТ Чехова, Евгений Писарев. Драматург Джеффри Хэтчер — личность, известная на Бродвее. Так что скучно точно не будет.
Как написано в аннотации, «Эдвард Кинастон — реальная историческая личность XVII века, актер, достигший небывалой популярности исполнением женских ролей (что предписывала тогдашняя театральная традиция). Своим обаянием, изяществом и тонкостью в воплощении женских образов Кинастон доводил зрителей до обморока. Лондонская публика была буквально помешана на его Дездемоне. Некоторые зрители отказывались верить в перевоплощение и просто не могли понять, кто перед ними: мужчина в дамском наряде или в самом деле женщина? Однако положение Кинастона и подобных ему актеров пошатнулось после указа Карла II, по которому театральные компании должны были принять в свои труппы актрис. Этот поворотный момент театральной истории в постановке Театра п/р О. Табакова превращен в захватывающее, весьма озорное, а местами и провокационное действо, главную роль в котором играет Максим Матвеев».
Так что нам выпала редкая возможность увидеть этого глубокого и разностороннего актера, любимца народной артистки СССР Валентины Ермаковой в очень необычной роли. В спектакле играет еще множество прекрасных артистов, в том числе наш Александр Кузьмин, бывший премьер Саратовской драмы, который хорошо прижился на знаменитой сцене. Он играет директора труппы.И блистательная Аня Чиповская в главной женской роли. (она же будет Глафирой в "Волках и овцах").
*«Школу жен» Мольера поставил режиссер Александр Хухлин , лауреат «Золотой маски». Комедия « была одной из первых проб пера Мольера в жанре «высокой комедии»… Главное отличие ее от обычной комедии в том, что наравне с анекдотическими, фарсовыми ситуациями, в ней ставились и серьезные нравственные и социальные проблемы.В центре спектакля — немолодой парижский буржуа Арнольф, который хочет жениться. Но, встревоженный нравами французских барышень и стремящийся избежать участи рогоносца, он задумывает план по воспитанию идеальной жены в своем доме. Взяв из деревни молодую девушку Агнесу, он старательно внушает ей мысль, что жена лишь покорная рабыня и служанка мужа, не имеющая права обладать собственным мнением…».
Адаптировал мольеровский текст для сегодняшнего зрителя известный писатель, поэт и публицист Дмитрий Быков. И вышла очень смешная, острая вещица. В его же версии спектакль идет в нашей драме. Тем интереснее сравнить два спектакля . К тому же здесь тоже играют саратовцы: Александр Кузьмин –Энрик и Андрей Фоменко – Нотариус. А еще такие и такие звезды сцены, как , скажем, Виталий Егоров и Александр Семчев.
*Брак. 2.0 (первая и вторая версии)Идея поставить ранние одноактные пьесы А.П. Чехова возникла у Олега Павловича давно. Его ученик Александр Марин легко и забавно ее осуществил. Одноактные пьески «Свадьба» и «Предложение» и рассказы «Брак через 10–15 лет» и «По-американски» составили основу спектакля.
Как рассказывает режиссер, « сегодня, как и во времена Чехова, главной темой остается вечный выбор перед вступлением в брак: вопросы бытовые, житейские, превращающие брак из некоего таинства в систему купли-продажи, в которой каждый поглощен поисками выгоды. А в центре всего неизменно находится невеста. Должно быть, именно поэтому в спектакле главными оказываются женщины — героини Яны Сексте, Алены Гончаровой, Алены Лаптевой, Луизы Хуснутдиновой и Марианны Шульц. Ведь они как будто запрограммированы на брак, на создание семьи. Это — главная цель в их жизни. И движет ими отнюдь не чувство, а яростное, почти истерическое желание во что бы то ни стало выйти замуж и иметь возле себя мужа, каким бы кривым, косым, глупым и расчетливым он ни был»
Чехов здесь гротескный, но тема крайнего одиночества человекав этом мире проглядывает за яркой внешней формой. В спектакле снова заняты троица выпускников наших Мастеров - Александр Кузьмин, Андрей Фомин, Вячеслав Чепурченко.
Гастроли театра Олега Табакова обещают быть большим событием в культурной жизни города. Великого Мастера уже нет, но его театральное дело, его кровью, потом и нервами созданный театр, продолжает жить.
Ирина Крайнова, обозреватель по Саратовской области в Российском театральном журнале «Страстной бульвар»
Фото с сайтов