irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. Выставка Ольги Пегановой в Доме Павла Кузнецова




                                                               НЕ ОТСЮДА
Люди, дети,  куклы. Да  и дети  ли  они, полно?..
Маленькие взрослые с отрешенным взглядом  - так писали средневековые художник младенцев, когда еще не знали, что дети   на картинах должны быть толстощекие,  розовые.
Ольга Пеганова — интересный график, живописец, кукольник, дизайнер, участница групповых проектов и персональных выставок  в Саратове, Москве, Петербурге  других городах открыла свою выставку в Доме Павла Кузнецова. Она называется «Игра в куклы» (графические серии 2016 — 2017 годов -  на выставке  показанные впервые,  живописные работы, авторские куклы,   декоративные   бутылки).
Как пишет искусствовед Наталья Тараканова, «удивительно и одновременно радостно, что Ольга с ее изломом, сложностью и фантазийностью продолжает жить …в Саратове». А кто сказал, что  она тут живет? Существует физически ? -  видимо, да. А живет она совсем в ином мире, параллельном нашему. Даже название ее выставки отсылает к жизни-игре и к серебряному веку русской поэзии, откуда   пришла эта фраза: «Играет в куклы жизнь, игры дороже свечи». Продолжение у Вячеслава Иванова такое: «И улыбается над сотней масок - Смерть».
Стихотворение связывали с картинами Константина Сомова , и уже другой поэт серебряного века, Михаил Кузмин, писал: «Какой-то бес все время подталкивает художника, словно ему попал в глаз осколок волшебного зеркала из сказки Андерсена... Беспокойство, ирония, кукольная театральность мира, комедия эротизма… неверный свет свечей, колдовство-череп, скрытый под тряпками и цветами…мертвенность и жуткость любезных улыбок …О, как не весел этот галантный Сомов!»
Сомов  жил на сломе эпох. Кукольная театральность мира/ Пегановой  иного рода.  Всё уже случилось, всё, что могло произойти, произошло. Общество постмодерна сторонится  большого шума и   громких трагедий .Грустная ирония пронизывает картины и рисунки художницы .
И как апофеоз - чуть насмешливая отсылка к Верещагину -гора сломанных игрушек.Большие тут только детские страхи.
Эти маленькие люди остались  один на один  со своими куклами с взрослыми  лицами, с зайцами, которые почти совсем люди,   с собаками с печальными глазами.Им реально страшно. А кто их утешители? Не  те ли, что поют  им  на ночь песенку про серого волчка, который непременно схватит Таню (Ваню) за бочок? Знать  бы еще, за какой!..
Ольга тонкий колорист, и золотисто-рыжий нимб волос  ее  маленькой  «антиПеппи» чудесно сочетается с алыми ягодами, поедаемыми детьми. Нежны переходы цвета , полутона везде, везде,  и  в фоне  ее картин. Бутыли и бидоны   хороши и    своим  четким   объемом, и  красивой игрой света. Выглядят они куда  "уверенней" живых героев.
Да,любит художница поиграть с формой. На  этом рисунке овечка спорит в пышности кудряшек с шевелюрой девочки, а  здесь причудливая шляпа  на голове модели при ближайшем рассмотрении оказывается …кошкой. Тушь, пастель,гуашь, папье-маше, пластик, нити, шерсть, ткани… Художница «мастерски играет с фактурами, сюжетами, пространством…», творя  в «неповторимой пегановской острой, саркастичной манере на стыке эпох и стилей».
Европейские куклы и типажи? Да, что-то в них такое  есть. Но  «холодно, холодно» тому ,  кто захочет отнести к европейской традиции пусть   хоть этих сдвоенных кукол в  похожих на средневековые уборы прическах. Свой стиль, своя традиция, свой мир. Отрешенный? Странный? Инакий.Над миром, вне мира, по крайней мере, не здесь и не сейчас.А как  этот отрешенный, странный, инакий мир завораживает, тянет к себе, как  зеркало с темной комнатой в глубине стекла....

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе...
А путь у каждого свой, потому что каждый видит то, что видит.
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments