
ВЕК ЖЕНЩИНЫ
Табакерка без Табакова
Театр Олега Табакова привез к нам четыре спектакля разных режиссеров в рамках «Больших гастролей» по программе поддержки гастрольной деятельности при министерстве культуры России
И провел в Саратовской драме большую пресс-конференцию с участием директора театра Александра Стульнева и ведущих актеров труппы. Знаменитой «Табакерке» исполнилось 30 лет, Олег Павлович всегда возил к нам спектакли на юбилейные даты, свои и своих театров. Вкратце познакомив журналистов с гастрольной афишей, Александр Сергеевич ответил на волнующий всех вопрос о новом художественном руководителе легендарного театра - любимом ученике Табакова Владимире Машкове: «Думаю, его талант, энергия внесут в наш театр что-то новое, всколыхнут его». Мы так и не узнали, какие репертуарные планы у нового худрука. Ведь еще не закончился нынешний театральный сезон.
Продолжает жить еще одно любимое дитя Олега Табакова - школа-колледж. Заслуженный артист России Виталий Егоров и народный артист России Михаил Хомяков- из первых табаковцев, преподаватели колледжа .Они рассказали о своей задаче на сегодняшний день – поддержать ребят, «чтобы процесс обучения продолжался в комфортной атмосфере». Конкурсный набор учеников колледжа по всей стране, включая Саратов, продолжается.
Почему-то моим коллегам непременно хотелось узнать, будет ли театр так же благоволить к нашему городу, как при Табакове. Это выглядело весьма наивно и напоминало заплаканную вдову, которая спрашивает своих взрослых пасынков, будут ли они по-прежнему ее любить. Как пестовал свой город Олег Павлович, никто так уже не будет. Но в двух его театрах полным-полно саратовцев цветущего возраста, да и гастроли в Саратов никто не отменял.
Заместитель генерального директора Федерального центра гастрольной деятельности минкульта Владимир Черкасов сообщил,что в рамках межрегиональной программы в мае пройдут обменные гастроли Саратовского и Астраханского театров.
Максим Матвеев, последний любимец великого педагога Валентины Ермаковой, порадовался, что привезли в Саратов работу, которая ему особенно дорога (речь идет о «Кинастоне» по пьесе Джеффри Хэтчера). Хотя волнения у него куда больше , чем на столичной сцене. Ведь все первые ученические работы Максима проходили перед нашими глазами. Он так же рассказал о будущем спектакле своего благотворительного Фонда «Доктор Клоун» в детской больницы. Это уже традиция – везти в Саратов сказку для больных ребятишек.
Еще одно медийное лицо - актриса Аня Чиповская - вернулась к «Кинастону». Она подчеркнула молодость спектакля Евгения Писарева (поставлен осенью), и то, что актеры сами до сих пор обнаруживают в нем « новые откровения». Анна права, открывший гастрольную афишу спектакль сильного режиссера оказался и большим театральным потрясением, да и «новые откровения» ко мне пришли.
Последний актер
Вещь очень выигрышная, авантюрная, история, здесь рассказанная, по -театральному яркая, и… очень легко может быть опошлена - на радость невзыскательной публике. Грубоватый текст весьма к этому распологает.Режиссер , правда,обозначает кое-какие вольности старой Англии, где полуобнаженные фаворитки правят королями и диктуют свои законы. Но роман непревзойденного мастера женских ролей Эдварда Кинастона и герцога Бэкингемского не смакуется - лишь намечен пластически. Есть там, правда, сцена полного разгула в дешевом кабаке, от которой попахивает дурновкусием , но этот эмоциональный удар, видимо, был постановщику необходим. Может, чтобы показать нам истинное лицо романтизированной эпохи?
А вообще это очень атмосферный, костюмный спектакль, где есть "театр в театре», поскольку речь идет о последнем великом актере английской сцены, исполнявшем женские роли, и первой актрисе-женщине Маргарет Хьюз. Помост для выступлений постоянно движется , превращаясь в угрожающе нависающую плиту с прожекторами (его объемы не обманывают наше зрение, и Саратовской драме пришлось делать специальные замеры, выдержит ли сцена эту махину на цепях).Но благополучно опускается, и вот он уже окружен мимансом в масках с обманчиво успокаивающей пластикой XVII века.
...Англия. Реставрация монархии, наскучавшийся в изгнании король (куртуазен здесь Виталий Егоров) жаждет новых зрелищ. Вывести на пуританскую английскую сцену женщину - это была большая смелость. И трагедия для любимца публики Эдварда Кинастона: « Женщины играют женщин? Но в чем же тогда игра?!» - недоумевает тот.
Мы не знаем сначала, какой актер Кинастон. Может, он такой же манерный , как копирующая его неумелая Маргарет? Мы видим, что он "женщина" и в жизни : «Я учился 14 лет, пока не убил в себе все мужские движения и интонации!» - горделиво сообщает Эдвард.Максим, сильно похудевший для этой роли, безжалостно срезавший свои роскошные кудри, не играет актрису – становится ею: слабой, слезливой, пользующейся своей слабостью.
Мы не знаем, и какая актриса затмившая его славой Маргарет, пока она не проваливает финальную сцену коронной роли Эдварда - Дездемоны.
Беда Кинастона не столько в потере профессии. За эти годы он реально стал женщиной, и все попытки вернуть его в мужской род через любовь (мила и великодушна влюбленная в него белошвейка Мария - Евгения Борзых) напрасны. Но Бэкингему он нужен был в постели лишь блестящей актрисой, примерявшей на себя маски древнегреческих и шекспировских героинь.
Только, скатившись на самое дно (следует вульгарнейшая сцена в кабаке), Кинастон готов на все - даже на мужские роли.Когда он буквально пинками заставит Маргарет-Дездемону не наигрывать, а действительно переживать и бояться смерти, это будет другой Кинастон - жесткий , беспощадный. Но это только начало его превращения в мужчину.Ведя тончайший психологический диалог с самим собой, актер показывает, как действуют старые привычки на беднягу Эдварда: он чуть не провалил роль Отелло, прибегнув к своему испытанному средству - слезам.Но на кон поставлена его актерская судьба.И он справится с новой ролью. А мы увидим все метаморфозы героя в исполнении большого актера Матвеева.
И как свидетельствуют исторические хроники ( и дневник театрала Пипса - его играет Артур Касимов), «со временем Кинастон полностью перешел на мужские роли. Благородная манера держаться, владение жестом, умение носить костюм позволили ему с успехом сыграть… героев, одержимых страстью, легко переходящей в исступление». К тому же «в этих ролях у Кайнастона было какое-то неистовое, львиное величие; его речь приводила зрителя в трепетный восторг». И начался век женщины на театре...Писарев умеет брать такие эффектные, пусть и не глубокие тексты, и подавать их под своим углом зрения. Даже глубже, чем написано.
…и остальные ,комедии
Снова посмотрела «Волки и овцы», второй гастрольный спектакль Табакерки - богомоловский. Видела его в подвальчике, где небольшие размеры помещения лучше выявляют его художественное решение: черные венские стулья с одной стороны, белые с другой, красная ковровая дорожка посередине. На большой сцене оформление как бы «расползается» , но не расплывается сверхзадача. Режиссер немного лукавит, когда говорит в интервью, что не любит в спектаклях актуальность, а «отыскивают» ее-де, любители. Цвета третьего рейха, Славик для особых поручений с выправкой военного, молящиеся на пустые стулья «набожные», несимпатичные герои (все как на подбор, даже обычно женственная Купавина похожа на механическую куклу) - всё очень даже считывается. Правда, раньше я думала, что это от нелюбви . Теперь понимаю, что от недоверия .
Отчего-то вспоминала на этом спектакле до сих пор идущие фоменковские «Волки и овцы», где обаятельны абсолютно все, даже «каторжная душа» Чугунов и опасный своей безбашенностью Горецкий. Как это получалось у Петра Наумовича? Как это получается у великих режиссеров? ...
Внутри жесткой конструкции спектакля Богомолова немало актерских удач. Снова восхитила тишайшая Меропа Давыдовна (гениальная Роза Хайруллина).Не меняя ровной интонации, она сумела показать и свой страх перед новым хозяином жизни Беркутовым (вкрадчивый и неприятный он у Сергея Угрюмова), и полное ему подчинение. Чудесная, сверхорганичная Яна Сексте в роли преданного пса. Расчетливо сладкоголосая Глафира (Анна Чиповская), равно непредсказуемые Горецкий (Андрей Фомин)-Мурзавецкий (Дмитрий Куличков), услужливо подленек управляющий (Александр Фисенко) - при всей его мужской харизме. Тяжко смотреть финальную сцену - превращение бывшего офицера в охотничьего пса. Слишком уж лобово. Если это спектакль-предостережение, то оно работает.
Вместо богомоловской «Чайки», где Олег Табаков играл Дорна, мы увидели другого Чехова, водевильного. «Брак.2.0» (режиссер Александр Марин). Даже не водевильного - в гротесковом , фарсовом пересказе (рассказ и две одноактные пьесы) с трудом угадываются чеховские интонации.Только рассказ «По-американски», с легким юмором прочитанный актером, напомнил, что на сцене герой Чехова - с его желанием создать семью и целым комплексом опасений на этот счет ( многие из них были присущи и самому Антону Павловичу).
Да и сложно, наверное, актуализировать такой текст: «Имея сильнейшее поползновение вступить в самый законнейший брак и памятуя, что никакой брак без особы пола женского не обходится, я имею честь, счастие и удовольствие покорнейше просить вдов и девиц обратить свое благосклонное внимание на нижеследующее:Я мужчина - это прежде всего. Это очень важно для барынь, разумеется. 2 аршина 8 вершков роста..."
А вот другой рассказ зримо и грубо окунает нас в современность. Здесь снова на сцене Яна Сексте, и не хочется узнавать любимую актрису в агрессивной девице «с ногами» и резким голосом. Дальше – больше. Уморительно забавные чеховские вещи «Воловьи лужки» («Предложение») и пьеса про свадебного генерала, известные нам наизусть, но оттого не ставшие менее смешными ( порой аж до колик в животе), поданы также агрессивно и резко.
«Его герои кричат, дерутся на кулаках или ножах, душат друг друга, прибивают к столу, режут, колют, выдирают волосы», - сообщает пресс-релиз, сравнивая стилистику спектакля с фильмами Тима Бертона.Но сцена не кинематограф, а Чехов - это Чехов, и когда после всех криков и драк наступает неожиданная тишина, выходит вперед не тема забытой и зачем-то подвешенной невесты ( ни разу не скажет она тихо,с понятной каждой девушке радостью - «я замужем» ), а тема капитана второго ранга Ревунова ( Иван Шибанов и Чубукова умудрился сыграть «с человеческим лицом»). Тот одной фразой вернул этому, довольно истеричному зрелищу, чеховскую многослойность.
Менее жирно дано «Предложение», но и там пережимы побеждают. Жаль, но режиссура не поднимает массового зрителя до своего уровня.
В ином ключе решена «Школа жен» Мольера (режиссер Александр Хухлин). Хотя как раз здесь тема и жанр могли увести за собой …ого-го, куда! Текст дан в переводе и современной обработке Дмитрия Быкова (как и в версии академдрамы), Видимо, сработал общий позитив , исходящий от актера Александра Семчева ( это был лучший булгаковский Лариосик, какого я видела). Его Арнольф, обычно вредный, недалекий, стареющий господин, тут полон обаяния и горечи от «неблагодарности» своей воспитанницы. Странное дело, зал сочувствует именно ему, обманутому, неповоротливому, с его устаревшими понятиями о браке.
Такие спектакли привезли в наш город москвичи. Спасибо за их неоднозначность и возможность над ними подумать. Воздух театральной столицы проник и в наши легкие.
Ирина Крайнова, обозреватель по Саратовской области в Российском театральном журнале «Страстной бульвар»
