irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ГАСТРОЛИ театра ОЛЕГА ТАБАКОВА в Саратове

                               

                                                         ВЕК ЖЕНЩИНЫ

Табакерка без Табакова
Театр Олега Табакова привез к  нам четыре спектакля разных режиссеров  в рамках «Больших гастролей» по программе поддержки гастрольной деятельности при министерстве культуры России
И провел  в  Саратовской драме  большую пресс-конференцию с участием директора театра Александра Стульнева и ведущих актеров труппы. Знаменитой «Табакерке» исполнилось  30 лет,  Олег Павлович всегда возил  к нам  спектакли  на юбилейные даты, свои и своих театров. Вкратце познакомив журналистов с гастрольной афишей, Александр Сергеевич ответил на волнующий всех вопрос  о новом  художественном руководителе легендарного театра  - любимом ученике Табакова Владимире Машкове: «Думаю, его талант, энергия внесут в наш театр что-то новое, всколыхнут его». Мы так и не узнали, какие репертуарные планы у нового худрука. Ведь еще  не закончился нынешний театральный сезон.
Продолжает жить еще одно  любимое дитя Олега Табакова - школа-колледж. Заслуженный артист России Виталий Егоров и  народный артист России Михаил Хомяков- из первых табаковцев, преподаватели колледжа .Они рассказали о своей  задаче  на сегодняшний день   – поддержать  ребят, «чтобы процесс обучения продолжался в комфортной атмосфере». Конкурсный набор учеников колледжа по всей стране, включая Саратов, продолжается.
Почему-то моим коллегам непременно хотелось узнать, будет ли театр так же благоволить к нашему городу, как при Табакове. Это   выглядело   весьма   наивно и напоминало заплаканную вдову, которая спрашивает своих  взрослых пасынков, будут  ли  они по-прежнему ее любить. Как  пестовал   свой город  Олег Павлович, никто   так   уже не будет. Но  в двух его театрах  полным-полно   саратовцев цветущего возраста, да и гастроли в Саратов   никто  не отменял.
Заместитель генерального директора Федерального центра гастрольной деятельности  минкульта Владимир Черкасов сообщил,что в  рамках межрегиональной  программы в мае   пройдут обменные гастроли Саратовского и Астраханского театров.
Максим Матвеев, последний любимец  великого педагога Валентины Ермаковой,  порадовался, что  привезли  в Саратов работу, которая ему особенно дорога (речь  идет  о «Кинастоне» по пьесе Джеффри Хэтчера). Хотя волнения  у него   куда больше , чем  на столичной сцене. Ведь  все первые ученические работы Максима  проходили  перед  нашими глазами. Он так же рассказал о будущем спектакле своего благотворительного Фонда «Доктор Клоун» в детской больницы. Это уже традиция – везти в Саратов   сказку для больных ребятишек.

Еще одно медийное лицо -   актриса Аня Чиповская  - вернулась к «Кинастону». Она подчеркнула молодость спектакля Евгения Писарева (поставлен осенью), и  то, что  актеры сами до сих пор обнаруживают в нем « новые откровения». Анна права, открывший гастрольную афишу спектакль сильного режиссера оказался и большим театральным потрясением,  да и «новые откровения» ко мне пришли.
Последний актер
Вещь очень выигрышная,  авантюрная, история, здесь  рассказанная, по -театральному яркая,  и… очень легко может   быть опошлена -  на радость невзыскательной публике. Грубоватый текст   весьма  к этому распологает.Режиссер  , правда,обозначает  кое-какие вольности старой Англии, где полуобнаженные фаворитки  правят королями и диктуют свои  законы.  Но  роман  непревзойденного мастера женских ролей Эдварда Кинастона и  герцога Бэкингемского не смакуется  -  лишь намечен   пластически. Есть там, правда, сцена полного разгула в дешевом кабаке, от которой попахивает   дурновкусием , но этот эмоциональный удар, видимо, был  постановщику  необходим. Может,  чтобы показать нам  истинное лицо романтизированной эпохи?
А вообще это очень атмосферный, костюмный  спектакль, где есть "театр в театре», поскольку речь   идет о последнем великом  актере английской сцены, исполнявшем женские роли, и первой актрисе-женщине Маргарет Хьюз. Помост для выступлений постоянно   движется , превращаясь в угрожающе нависающую плиту  с прожекторами (его объемы не обманывают наше зрение, и  Саратовской драме пришлось делать специальные замеры, выдержит ли сцена эту махину на цепях).Но благополучно опускается, и вот  он уже окружен  мимансом в масках с обманчиво успокаивающей пластикой XVII века.
...Англия. Реставрация монархии, наскучавшийся в изгнании король (куртуазен здесь Виталий Егоров) жаждет новых   зрелищ. Вывести  на  пуританскую английскую сцену женщину  - это была большая смелость. И трагедия для  любимца  публики Эдварда Кинастона: « Женщины играют женщин? Но в чем же тогда игра?!» - недоумевает тот.
Мы  не знаем сначала, какой актер Кинастон. Может, он такой же  манерный , как  копирующая  его неумелая Маргарет? Мы видим,  что он "женщина"  и в жизни : «Я учился 14 лет, пока не убил в себе все мужские движения и интонации!» - горделиво  сообщает  Эдвард.Максим, сильно похудевший для  этой роли, безжалостно срезавший свои роскошные кудри, не играет актрису –  становится ею:  слабой, слезливой,   пользующейся  своей слабостью.
Мы не знаем, и какая актриса  затмившая его славой Маргарет, пока она не  проваливает финальную сцену  коронной роли Эдварда  - Дездемоны.
Беда Кинастона не столько в потере профессии. За эти годы он реально стал женщиной, и все попытки вернуть его в мужской род через любовь (мила и великодушна  влюбленная в него белошвейка Мария - Евгения Борзых) напрасны. Но  Бэкингему он нужен был в постели лишь   блестящей актрисой, примерявшей на себя  маски древнегреческих и шекспировских героинь.
Только, скатившись  на самое дно (следует вульгарнейшая  сцена в кабаке), Кинастон готов  на все  - даже на мужские роли.Когда он буквально пинками заставит Маргарет-Дездемону  не наигрывать, а действительно переживать  и бояться смерти, это  будет другой Кинастон  - жесткий , беспощадный. Но  это только начало его  превращения в мужчину.Ведя тончайший психологический  диалог с самим собой, актер показывает, как действуют старые  привычки на беднягу Эдварда: он чуть не провалил роль Отелло, прибегнув к  своему испытанному средству - слезам.Но  на кон поставлена его  актерская судьба.И  он справится с новой  ролью.  А мы увидим все метаморфозы героя в исполнении большого актера Матвеева.
И как свидетельствуют исторические хроники ( и дневник театрала Пипса - его играет Артур Касимов), «со временем Кинастон полностью перешел на мужские роли. Благородная манера держаться, владение жестом, умение носить костюм позволили ему с успехом сыграть… героев, одержимых страстью, легко переходящей в исступление». К тому же  «в этих ролях у Кайнастона было какое-то неистовое, львиное величие; его речь приводила зрителя в трепетный восторг». И  начался век женщины на театре...Писарев умеет брать такие  эффектные, пусть  и не глубокие  тексты, и подавать их  под  своим углом зрения. Даже глубже, чем  написано.

…и  остальные ,комедии
Снова посмотрела  «Волки и овцы», второй гастрольный  спектакль Табакерки -  богомоловский.  Видела его в подвальчике, где небольшие размеры помещения лучше выявляют его  художественное решение: черные  венские стулья с одной стороны, белые с другой, красная ковровая дорожка посередине. На  большой сцене оформление как бы «расползается»  , но не расплывается сверхзадача.  Режиссер немного лукавит, когда говорит в интервью, что   не любит в спектаклях актуальность,  а  «отыскивают»  ее-де, любители. Цвета третьего рейха, Славик для особых поручений с выправкой военного, молящиеся на пустые стулья «набожные», несимпатичные  герои  (все как на подбор, даже обычно женственная Купавина похожа  на механическую куклу) - всё  очень даже    считывается. Правда, раньше я думала, что это от  нелюбви .  Теперь понимаю, что от  недоверия .
Отчего-то вспоминала  на  этом спектакле до сих пор идущие фоменковские «Волки и овцы», где обаятельны абсолютно все, даже «каторжная душа» Чугунов   и опасный своей безбашенностью Горецкий. Как это  получалось у Петра Наумовича? Как это получается у великих режиссеров? ...
Внутри жесткой конструкции   спектакля Богомолова  немало актерских удач. Снова восхитила тишайшая Меропа Давыдовна  (гениальная Роза Хайруллина).Не меняя ровной интонации, она  сумела  показать и свой страх перед новым хозяином жизни Беркутовым (вкрадчивый и неприятный он у Сергея Угрюмова), и полное ему подчинение.  Чудесная, сверхорганичная  Яна Сексте в роли преданного пса. Расчетливо сладкоголосая Глафира (Анна Чиповская), равно  непредсказуемые Горецкий  (Андрей Фомин)-Мурзавецкий (Дмитрий  Куличков), услужливо подленек  управляющий (Александр Фисенко) - при всей  его мужской харизме. Тяжко смотреть финальную сцену -  превращение  бывшего офицера в охотничьего пса. Слишком уж лобово. Если это спектакль-предостережение,  то оно работает.
Вместо богомоловской «Чайки», где Олег Табаков играл Дорна, мы увидели другого Чехова, водевильного. «Брак.2.0» (режиссер Александр Марин). Даже не водевильного  -  в гротесковом , фарсовом  пересказе (рассказ и две одноактные пьесы) с трудом угадываются чеховские интонации.Только рассказ  «По-американски», с легким юмором прочитанный  актером, напомнил, что на сцене  герой Чехова - с его желанием создать семью и целым комплексом опасений на этот счет ( многие  из  них были присущи и самому Антону Павловичу).
Да и сложно, наверное, актуализировать такой текст: «Имея сильнейшее поползновение вступить в самый законнейший брак и памятуя, что никакой брак без особы пола женского не обходится, я имею честь, счастие и удовольствие покорнейше просить вдов и девиц обратить свое благосклонное внимание на нижеследующее:Я мужчина - это прежде всего. Это очень важно для барынь, разумеется. 2 аршина 8 вершков роста..."
А вот другой рассказ зримо и грубо окунает нас в современность. Здесь снова на сцене Яна Сексте,  и  не хочется   узнавать  любимую актрису в  агрессивной девице «с ногами» и резким голосом. Дальше – больше. Уморительно забавные  чеховские вещи «Воловьи лужки» («Предложение») и  пьеса про  свадебного генерала, известные нам  наизусть, но оттого не ставшие менее смешными (  порой аж до колик в животе), поданы также агрессивно и резко.
«Его герои кричат, дерутся на кулаках или ножах, душат друг друга, прибивают к столу, режут, колют, выдирают волосы», - сообщает пресс-релиз, сравнивая стилистику спектакля с фильмами Тима Бертона.Но  сцена не кинематограф, а Чехов - это Чехов, и когда после всех криков  и драк наступает неожиданная тишина, выходит  вперед  не тема забытой и зачем-то подвешенной невесты ( ни разу не скажет   она  тихо,с понятной  каждой девушке радостью  - «я замужем» ), а тема капитана  второго ранга Ревунова ( Иван Шибанов и Чубукова  умудрился сыграть «с человеческим лицом»). Тот  одной фразой вернул  этому, довольно  истеричному зрелищу, чеховскую многослойность.
Менее жирно дано  «Предложение», но и там пережимы  побеждают. Жаль, но  режиссура  не поднимает  массового зрителя  до своего уровня.
В ином ключе решена «Школа жен» Мольера (режиссер Александр Хухлин). Хотя  как раз здесь тема  и жанр могли увести за собой …ого-го, куда!  Текст дан  в переводе и современной обработке Дмитрия Быкова (как  и в версии   академдрамы),  Видимо,  сработал общий позитив , исходящий  от актера Александра Семчева ( это был лучший булгаковский  Лариосик, какого я видела). Его Арнольф, обычно вредный, недалекий, стареющий господин, тут  полон обаяния и горечи от «неблагодарности»  своей воспитанницы. Странное  дело, зал сочувствует именно ему, обманутому, неповоротливому, с  его устаревшими понятиями  о браке.
Такие спектакли привезли в наш город  москвичи. Спасибо за  их неоднозначность и возможность  над ними подумать. Воздух театральной столицы      проник   и  в наши  легкие.
                                                                  Ирина Крайнова, обозреватель по Саратовской области в Российском театральном журнале «Страстной бульвар»



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments