irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ. КАРИБСКИЙ ДЖАЗ

Я ДЖАЗ 3

                                             МАРТИНИКА С ПАРИЖСКИМ АРОМАТОМ
Эти веселые, красивые, полные творческой и жизненной энергии музыканты легко покорили зал с самого начала вечера.В одно касание - струн, клавиш, барабана.
Они собрались в джазовое  трио из очень разных мест. Саратов объединил  на Собиновском  фестивале музыкантов с острова Мартиника, из Гваделупы и  из Чехии. И хотя Иржи Славик контрабасист отличный и композитор отменный  , и вообще самый теоретически подкованный в группе, лидирует в ней, несомненно,пианист Грегори Прева.Красивый мулат с точеными чертами лица,он  играет  длинными тонкими пальцами, держа их почти параллельно инструменту,  и ногами,  и головой,  и плечами, и талией - вся его гибкая фигура наклоняется и «отбивает ритм». Мы-то с вами знаем, что в джазе ритм и темп решают все.
История его страны (острова) удивительно увлекательна.Открыт Колумбом в четвертое его мореплавание.Испанцев не заинтересовал –золота не нашли!Стал французским, дважды его отвоевывали англичане.В 1902 году извержение вулкана Мон-Пеле почти полностью разрушило крупнейший город Мартиники — Сен-Пьер. Погибли все 30 тысяч жителей. Чудом уцелел человек, сидевший в подземной тюрьме.  Получил тяжёлые ожоги и до конца жизни демонстрировал их следы в бродячем цирке в Америке.В 1946 году Мартиника получает статус заморского департамента Франции.
Конечно, после такой длинной, трагической ,во многом  авантюрной истории на острове должен был родиться человек, соединивший в себе кровь завоевателей и ставших местными жителями чернокожих, красивый, как молодой бог, невероятно одаренный , чтобы воспеть свою страну.Прива записал уже два альбома, один из которых посвящен выжившему в  пещерной тюрьме.В его музыке слышны нарастающие раскаты бури, глухие удары подземных толчков.Начинает рояль,  низко вступает контрабас, вторит ему ритмичный грохот барабанов Арно Долмена.Разбушевавшаяся стихия,кажется, сейчас сметет все кругом, но постепенно стихает и она,а Тот, Который Выжил, демонстрирует свои увечья – причем за деньги и в цирке.
Драма, ставшая  Человеческой комедией, прекрасно ложится на свободную природу этно-джаза. Особенно  карибского,соединившего в себе несколько стилей. И – то, что называется гваделупской перкуссией.Самый молодой участник из страны, которую мы раньше лишь по названию, привез с собой традиционный барабаны КА и ударные тарелки (весом до 14-ти килограммов). Иные инструменты Арно обладают особой шероховатой поверхностью, позволяющей извлекать из них необычные  звуки. Соло на ударных обаятельного выходца  из Гваделупы очаровало слушателей концерта,как и  игра басиста-виртуоза Иржи.А  тон задавал Грегори,потомственный пианист. Мы услышали и другие его композиции – о детстве в романтичной,  омываемой  синим океаном Мартинике, о прекрасной Франции,объединившей всех троих ( сейчас  они парижане). Точнее было бы сказать –пятерых:в составе группы есть еще два музыканта родом из других стран( один россиянин!).
Группа Карибский джаз с успехом гастролирует по всему миру, выступает на крупнейших джазовых фестивалях.Но что приятно,в России они впервые.И сразу – большое турне, Волга,Саратов. Попав, «как Чацкий,с корабля на бал», они накануне  посмотрели у нас «Евгения Онегина». И с удивлением глядели  все первое действие,как проливает слезы их соседка по залу. Лишь в антракте им перевели пушкинский сюжет.
Встретившись с журналистами перед началом   выступления, гости восхитили их красивым, музыкальным французским прононсом и той особой позитивной силой, которая присуща лишь очень молодым народам.Каждый   исполнитель рассказал о себе и своем пути в большой джаз. Скорый концерт замечательной тройки, игра на бис с подпеванием зала- под хлопки Славика, старательно произнесенные  русские фразы беспредельно увеличили ряды ее поклонников. А как  они братски держали друг друга за плечи в финале концерта!.. Как мало нам всем нужно для счастья . Как писал Волошин,
         Люби далекий парус корабля
         И песню волн, шумящих на просторе.
        Весь трепет жизни всех веков и рас
       Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

Когда же мы это поймем и перестанем, наконец, беситься из-за национальных предрассудков?    Ирина  Крайнова , фото Элеоноры Белонович

КАРИБЫ                                                                                             Я ДЖАЗ 5
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment