irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СТАРЫЙ ТЮЗ на Вольской: премьера АНДЕРСЕНА в постановке ЮРИЯ КУДИНОВА



        ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО ТЕАТРА

                                                                                            -…но зачем, зачем затеял ты всё это?
                                                                                            -…Мне захотелось поговорить с тобой о любви… (Шварц, "Обыковенное чудо")


Сказочник  у Шварца  -зрелый мастер. Юрий Кудинов, артист Саратовской драмы, конечно, сильный актер, но режиссер он более молодой . Мы  недавно видели в Старом тюзе на Вольской его «Малыша и Карлсона»,  увлекательных, изобретательных, обещавших  в будущем  интересные постановки.Так и вышло…А если ты еще   женат  на женщине изящной,  похожей  на сказочную принцессу… даже серьезным актерам и режиссерам иногда хочется поговорить о любви. Разумеется, своим – театральным языком.  И  придумалась сказка по мотивам андерсеновских, а  ,увидев в  своем городском  окне сову,   режиссер  укрепился в желании ее поставить. Что и случилось на сцене Старого тюза , после множество препятствий, без которых не обходился сам  великий датчанин
.
«Ах, Андерсен!» - назвал постановщик версию, где возникает и  Ханс Христиан, сначала очень маленький, с парусником – кораблем странствий в руках (София Конкина),потом – длиннющий, худющий, в долгополом сюртуке и высоком цилиндре(Дмитрий Черных – звезда АТХ, где всходили  звезды  самого Кудинова и блистательной Елены Блохиной -   та играет чванливого и  очень  смешного короля).Он и Волшебник- «раб» огнива, и Ханс-слуга.

Персонажи кружатся по сцене, словно несомые морским ветром, который в Датском королевстве  нередок. Постепенно узнаешь в них Кая и Герду в красных, похожих на гномьи, шапочках, и  плохо одетую Девочку со спичками, и Принца самого маленького королевства  на свете,  и массивных ушастых троллей . Злые духи уже смастерили зеркало, «в котором доброе и прекрасное почти исчезало»,  им захотелось  новых каверз.
Они выкатывает на сцену цирковое колесо с лохматым и пестрым существом внутри. Колесо оказывается колодцем,  существо – Ведьмой (ее изображает  так удачно сыгравший Карлсона в  прошлой постановке Евгений Шикин). Из дивного хоровода  мировых сказок режиссер выбирает одну главную– «Огниво». Редкость у Андерсена  - с хорошим концом. Если  не считать отрубленной головы Ведьмы, и что все , кроме Солдата и Принцессы, «упали и разбились вдребезги»…
Сочиняя свою сказку, постановщик отчасти следовал  драматическим ходам  Дунского и Фрида - авторов сценария фильма Надежды Кошеверовой – одного из лучшего у нее!  - «Старая-старая сказка». Ведьма обманула Солдата – вот и расплата.И  Короля здесь казнить  не будут. Солдат( Никита Матризаев) просто повернется кругом – ать-два! – и уйдет вон из дворца. А эта   ужасная Принцесса, капризная и  вредная (Алена Омельчук), за ним вслед  кинется.
В фильме их играли актеры поистине колдовского обаяния – Олег Даль и Марина Неелова. Короля, кося  хитрым черным глазом, изображал обаятельнейший Владимир Этуш. Была пронизывающая  сюжет ирония,  было множество смешных реплик. Театральный режиссер идет своим путем. Юмора в спектакле  тоже  хватает . Блистателен  дуэт Короля  и Первого министра- Александр Андрюшенко - и словесный, и мимический,-  которые так сжились между собой, что Министр, забывшись… отшлепывает своего господина. Каждое появление    длинного Ханса –   уже целое представление. Зиму, ничтоже сумняшеся , он встречает…   утюжа  лыжами сцену.
Но  эта сказка   прежде всего   о любви, оттого  она такая  лиричная  и  немного печальная. Хоть и для семейного просмотра, но адресована детям. Как пишут ее авторы, «Андерсен и наш спектакль научат вас разбираться в людях и чувствах. Помогут понять, что такое справедливость, красота и любовь. Научат ненавидеть ложь и несправедливость….»
Молодые актеры, вчерашние выпускники наших уважаемых мастеров Александра Галко и Татьяны Кондратьевой,  очаровывают нас сразу, заставляя забыть все  великие образцы. Чем? Конечно ,  своей ослепительной молодостью, красотой  и искренностью. Серебряные туфельки , изысканное серебристое платье ,корона    чуть набок  или  пышные банты, широко распахнутые глаза –это Принцесса. Ловко сидящая форма цвета хаки,   спокойная  сила, стать  – это Солдат.
Конечно же, будет  у них романтическое путешествие – только  не по крышам, как в фильме. Прокатятся в лодке по лунной дорожке, прыгнут  через горящий костер, повалятся в  свежескошенное , крепко настоянное  на солнце  и траве  сено.А еще хозяйственный  Солдат, готовя себе жену,а  не барыню- сударыню-дворянку, научит ее и дом мести, и луковый суп стряпать. Эти  «методы» напоминают приемы  гриммовского Короля Дроздоборода , тоже замешанные на лирике и юморе.И в зиму  они попадут  - по желанию все еще капризной Принцессы.  Сверкающие ледяные звезды  спустятся к ним прямо в руки…
Как описать сказку,  созданную из лучиков света  окошек домов-коробочек, подвешенных в пустоте  (лаконичны декорации петербургской художницы Ольги Герр), и  волшебной игры лучей на сцене (петербурженка и художник  по свету Юлиана Перельман), возникающих прямо  из воздуха  и стираемых на  наших глазах  песочных картин (художница Инна Шумиловских),  учащающей темп музыки,  где  угадывается гортанный, полумистический    голос волынки, из  прихотливой  пластики модерна  в движениях  андерсеновских персонажей, коих тут множество ( на сцене –юные студийцы  Юрия Кудинова).
Самым  злым  на свете троллям не  угнаться за ними,  если они могут   так замереть, притворясь снежными фигурами или опавшими листьями, заботливо сметенными работником  Хансом. И ловко кинут снежки, и отгадают самые хитроумные загадки (третью  я так и  не смогла  угадать)  - не «ясельные», как в фильме.Трудные-трудные!
Дело происходит все же  в  северной Дании:  в финале красиво   пойдет снег – самый эффектный из  всех театральных эффектов. Герои  всех сказок обнимутся в обжигающей, неудержимой джиге. И только Ханс,  тот, что и Волшебник, и  Ханс Христиан,  молча подойдет к авансцене  с корабликом мечты  в руках. И всех-всех придуманных героев( а он  их всех  любит- и хороших,и  не очень)  укроет своей..шине...ох, простите, плащом.
Вот ведь сколько  всего театрального и чудного произошло, стоило  режиссеру Кудинову «затеять все  это»…
                                                                                                                                                                                           Ирина Крайнова

                                                                                                                       



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments