irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

Культурный центр "ДОМ ГЕКТОРА БАРАККИ. "ТЕРЕМОК"- премьера по сказкам "1000 и одной ночи"

ДЕНЬ С  ITALIANA VERA, АЛИ-ФАТИМОЙ  И БЕЛОЮ СИРЕНЬЮ

О , это был чудный майский день, вовсе не похожий на позавчерашний, накрытый ледяным циклоном

Italiana
Весеннее солнышко делало свое дело , и я постепенно избавлялась  от одежек, которыми от души уснастила себя  перед выходом  из дома.Тем более, что сидели мы прямо  на «солнцегреве», у дома того самого , бедного итальянца, которого привез в Россию   богатый купец.Он облюбовал Саратов для жизни и не покинул его,  когда и  средства у него появились.  Именно Гектору Баракки мы во многом обязаны художественным образованием славы русской живописи - Борисов-Мусатов,Павел Кузнецов, Уткин, Матвеев...Странный чужестранец  придал  будущему русскому модерну поистине  европейский лоск. Всем бы такое высокое "безумие"!
За год возле «руины» дома во дворе ул.  Соляной ( с улицы  он еще  выглядит  основательно) произошли отрадные перемены. Культурный центр "Дом Гектора Баракки" (  создал его, конечно, Игорь Сорокин) с группой   единоверцев полностью расчистил площадку перед  домом ( грузовиков с мусором вывезли  немеряно!), огородили ее забором  и заложили капитальный зрительский амфитеатр – почти как античный. Корни же  Баракки оттуда, с Аппенин, хотя точное место его рождения  не установлено.
Еще когда здесь  ничего не было, кроме заброшенного строения, Игорь зажег нас планами будущих российско- италийских  художественных связей.И вот первая весенняя  ласточка  - приехала Изабелла Далла Раджионе, президент фонда «Садовая археология» (Archeologia Arborea). Ученая   дама выступила с лекциями в Радищевском музее ( как искусство и история  соприкасаются с  флорой и как это полезно для последней)  и в  аграрном университете  ( о сохранении и использовании старинных плодоносных сортов), изучила состояние наших садов. Вчера  Дом Баракки подводил итоги ее визита.
Побывали  она и в таком историческом месте, как Бабушкин сад. Немногим раньше, раздобыв старую дореволюционную  карту,Игорь с прямыми потомками семьи Павла Кузнецова съездил туда   и  предположил,что «великолепные виды, открывающихся с вершин, окружавших долину с цветущими садами», которые  художник описывал, вели как раз  к садовым владениям Иллариона Бабушкина –деду художника по матери. «Бабушкин сад» превратился потом  в подразделение совхоза «Комбайн»,  сейчас, увы, запущен. Но две старые яблони с  пахучим, сочным багаевским мальтом им  тогда удалось разыскать.
А сейчас  прекрасная дочь солнечной Италии  подтвердила солидный возраст некоторых  бабушкинских деревьев . Прекрасная  - здесь   не фигура речи. Итальянские красавицы умудряются с годами становится еще  лучше. Сверкающие живым огнем черные глаза, пышный  ореол серебристых волос, ослепительно белая улыбка…- конечно же , красавица. Изабелла еще и большой энтузиаст своего дела. Как археолог  по крошечному  керамическому обломку восстанавливает картину мира тысячелетней давности, она видит в старых деревьях их историю, истоки, корни. Говорит, что каждый сорт  неповторим.Если исчезает- исчезает  навсегда. Изабелла  спасает древние сорта, где  это  только возможно. По всему миру. После нас  она собиралась  на Ближний Восток.
Я спросила Изабеллу  про ее сад на родине. Насадил еще отец, который и передал дочери  любовь к садовой археологии.Сейчас в их дивном саду шестьсот деревьев. Яблони, груши, миндаль, черешня и многое-многое .Она обязательно приедет  к нам еще –на яблочный Спас, когда весь   Саратовский край превращается в сплошное, похожее на Эдем пространство с круглыми, благоухающими, веселыми желто-зелено-красными плодами. Или  - на конференцию в СГАУ. Университет носит имя Вавилова, а  его итальянская гостья очень чтит , считает своим учителем  в помологии ( наука о сортах садовых деревьев).
Сорокин представил руководство и спонсоров  недавно возникшего Культурного центра "Дом Гектора Баракки" и  пригласил  на Ночь музеев, посвященную великому Петрарке. Дом находится почти  на равном расстоянии от Кузнецовского, краеведческого и Фединского музея-   трех сторон треугольника древней  крепости.Он всегда  на нашем  пути. И волонтеры для  нового Центру требуются, конечно.

Сирень
Затем я отправилась в садик при Свято-Троицком соборе –настоящее  чудо паркового искусства! Изогнутые дугами  карликовые березки  и стелющиеся можжевельники, рыбки  золотые в бассейне, конечно, хороши.И  весна здесь вступила в самую пору: мелкими желтыми  цветочками  зацвели кусты, распускалась припозднившаяся крупная лиловая сирень , распахнула почти все свои белые окошки лепестков  царственная белая.
«И снова город напоен сиренью,/Печать ее на всем, на всех лежит,/И  расплетаясь   призрачною тенью,/Сейчас она весь мир заполонит…»

Али-Баба
Мне еще предстояла встреча с Али –Бабой и сороками его разбойниками. Ну, не   всеми сороками, а  - сколько уместилось  на  маленькой  ширме театра кукол «Теремок». Главный режиссер Геннадий Шугуров осуществил постановку одной из лучших сказок «Тысячи  и одной ночи» .  Спектакль называется «Али-Баба и разбойники». Поставлен по пьесе В.Маслова, адаптированной для детей, так что  никаких ужасов с отрубленными головами и облитыми горячим маслом разбойниками здесь  не будет.
А будет восточный колорит, с ритмичными звуками  барабанов, с  живописными танцами  чернокосых красоток и   стремительных молодцев в кинжалами (удачное  музыкальное оформление  самого режиссера ).Будут колоритные герои с  привычным уху акцентом  южных торговцев. Будет крепость с сотами бойниц и вырастающий из нее городок с плоскими крышами  домов ( художник Татьяна Старикова).
Немного  городок низковат,  да   и  жителей его не слишком хорошо видно из дальних рядов театра. Здесь  - впервые   в Саратове  -применен тип кукол на потычках. Эти деревянные  фигурки на палочке пришли к нам  из Европы, они   могут перемещаться  только по ширме. Но благодаря  «нитям управления»  ожили руки персонажей, жесты их  очень выразительны. Герои танцуют,  на лошадях скачут, Али  - на  говорящем Ослике, который получился очень милым.
Интересно использована анимация.Все  три  почтенных Факира в  белых чалмах и  бородах (Татьяна Бердникова, Иван Подмогильный, Владимир Решетов) катятся кувырком, возникают  прямо  из воздуха –  лазурного, как изразцы  древней мечети, неба Персии . Они   и становятся главными рассказчиками ,не забывая при  этом забавно пикироваться, как театральные маски дель арте ( излюбленный шугуровский прием), и  будить задремавшего коллегу.
Здесь много  юмора, смешных диалогов,   понятных зрителю постарше . Звучит пугающая музыка, когда  тяжелый  камень отодвигается, открывая вход в пещеру. Он  почти весь спрятан под сценой. Вот сейчас, сейчас начнутся стрр-ашные приключения и ужасс-ные опасности, которые так любят мальчишки…
Но совсем  не страшно , а даже весело, когда забывший  волшебные слова Касим (Роман Сопко) оказывается  навсегда заперт в мрачном подземелье. Разве никто из нас  никогда не застревал хотя бы  в лифте, неожиданно спустившемся ниже первого  этажа? И как же  ему весело при  этом было!..
Ну а сорок вооруженных до зубов  разбойников в кувшинах , ночью,во дворе дома Али ? Еще как жутко, когда их обнаруживает безоружная  женщина…Но в спектакле все    кувшины -  весь   мнимый «товар» -  прямо  на улице  оставлены ,   так, наверное, проще. Смешная сторона  привлекает автора сказки и постановщика куда больше.
Не хотела ничего  писать про кукол (кроме обозначения их вида) - сколько  можно толочь в воду в ступе? Все они  словно сошли со страниц комиксов. Однако  в данном случае  их  выпученные глаза и   сильно торчащие носы как раз месту  -  для фарсового изображения «храброго войска» Атамана (Алексей Усов). Прямо  ярмарка  кривых носов! Но  тут вышел курьез,   приходится  рассказывать.
Сижу я (далеко сижу)  и вижу, как Фатима (здесь  - жена Али) вдруг  сама отправилась в горы, нашла заветный камень, произнесла заклинание и спустилась за  новым мешком с  золотом. Первый   она уже раздала бедным. «Какая храбрая эта  Фатима!» - проговорила я с прилипчивым южным акцентом.Тут приходят  разбойники, и я понимаю, что  это  никакая  не Фатима, а  сам...  Али-Баба. Забавно , что и моя сестра-кукольница, ученица Авдонина, приняла мужа за жену.
Рост в рост, нос в нос, у обоих кукол -  накидки на голове, даже голоса чем-то похожи…Царевна-лягушка, которая своей «неземной красотой» вызывает у зрителей  только возгласы изумления, восточная женщина, которую  легко  принять за  мужчину...
Не знаю,кончится ли  когда-нибудь эра комиксов в «Теремке», появятся  ли куклы, достойные театрального музея, как  были куклы Юрасовых , Куприна, как совсем недавние  чудесные куклы Ечеина к грандиозной постановке  о Гулливере? И  что покажут в  музее театра в разделе   о  20-х годах XXI века,  этого носатого Али –Фатиму?..
«У Али-Бабы разбежались глаза, и он не знал, за что ему взяться: то примерит красный шелковый халат, то схватит золотой поднос и смотрится в него, как в зеркало, то наберет в пригоршню золотых монет и пересыпает их».В спектакле   богатство - виртуальное, золотой  дождь сыплется с экрана.
Хорошая постановка, красивая, яркая ,  веселая. Жаль, чуть  больше  виртуальная, чем театральная
                                                Ирина Крайнова, обозреватель в Российском театральном журнале «Страстной бульвар» по Саратовской области


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments