irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ им. КНУШЕВИЦКОГО в Саратовской филармонии



                            БАРХАТНАЯ ТИШИНА и ГЛУБИНА VIOLONCELLO                                             
Богатый  на таланты  Саратовский край дал  родоначальника российской виолончельной школы Святослава Кнушевицкого

Он родился в Петровске Саратовской губернии, начинал учиться в  нашей консерватории, а закончил Московскую,  класс замечательного преподавателя Семёна Козолупова (это педагог и    Мстислава  Ростроповича),  был концертмейстером группы виолончелей в оркестре Большого театра и  профессором Московской консерватории, заслуженным деятелем искусств. Мировую известность получил, выступая в легендарном трио  с пианистом Львом Обориным и скрипачом Давидом Ойстрахом.
Вот  что значит   имя Кнушевицкий на музыкальной карте Саратова, России и  мира.  У нас    в городе с 2012 года  областная филармония им. А. Шнитке проводит Международные конкурсы виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого. Единственный специальный международный конкурс  для этого вида струнных. И своего рода – наше  приношение  замечательному музыканту.
Организован  конкурс по инициативе российского предпринимателя, главного акционера промышленно-финансовой группы САФМАР Михаила Гуцериева. 
Нынешний, IV конкурс проходит при поддержке благотворительного фонда  САФМАР, министерства культуры России и Росконцерта. А также  областного правительства и облминкульта, Московской консерватории им. П.И.Чайковского, Российского национального музея музыки и Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
Число участников  растет,  и теперь их больше 50-ти: Россия и Беларусь, Казахстан и Узбекистан, Армения и Украина, Китай и Турция., Таджикистан и Болгария. Не приехала  только участница из Франции – заболели и она, и ее  концертмейстер.
Жюри конкурса  очень представительное: ведущие музыканты  и  музыкальные педагоги  России, Болгарии,Китая, Италии, Франции, Греции, Гаити, Нидерландов. Так, председатель жюри Игорь Гаврыш – сам  ученик Кнушевицкого, лауреат Международного конкурса Чайковского, других престижных конкурсов , не раз   был  и в жюри конкурса Чайковского.  Такие же известные в музыкальном мире люди остальные 12 членов жюри.
Справедливости ради скажем, что  своя история филармонии с Кнушевицким началась  еще раньше – в год его 100-летия (2007 год). Тогда прошел фестиваль памяти  выдающегося музыканта   в Саратове. С тех пор   минкульт области и филармония им. Шнитке решили устраивать такие музыкальные «Приношения Кнушевицкому» раз в два года. И  хоть   сначала  он был   регионального  масштаба, согласие на участие давали крупные исполнители, хорошо известные у нас в стране и за рубежом.
Помню, в  фестивале-2011 принимали   участие такие  значительные  музыканты  как Александр Рудин, Наталья Гутман, Алексей Горохов, Стефан Попов,  Алена Баева, Александр Гиндин, дирижеры Александр Скульский, Владимир Вербицкий, опять же универсальный - Александр Рудин.
Заслуженный артист России Александр Гиндин и правнук Кнушевицкого лауреат Международных конкурсов Сергей Суворов  играли   дуэтом сонаты трепетно-нервного Дебюсси и более  «умиротворенного» Франка.
Жаль , что в  этом  году из-за плотности гастрольного графика к нам  не доехал правнук  композитора,  зато на открытии  выступили другие замечательные музыканты.
Открылся  IV Международный конкурс блистательным концертом  Академического симфонического оркестра филармонии (один из старейших в стране) под управлением Александра Рудина. Радостно снова видеть на сцене музыканта такого уровня, причем в разных ипостасях.

Рудин  - виолончелист, пианист, дирижер, художественный руководитель академического камерного оркестра «Musica Viva», профессор Московской консерватории,  народный артист России, лауреат Госпремии. Про его вклад в музыкальную культуру  пишут, что  он  «прежде всего в представлении академической музыки различных направлений и традиций как единого музыкального пространства, что способствует пониманию музыки как непрерывного историко-культурного процесса».  И  этот «единый музыкальный поток времени»   он дал  нам почувствовать  на концерте, где выступил и как дирижер, и как солист. Звучала музыка прекрасных французов Сен-Санса и Бизе.
Концерт №1 для виолончели с оркестром Сен-Санса в исполнении солирующего  маэстро    радует  своей дивной мелодикой , ясной гармонией, праздничным оживлением  - при  всем том, что начало  произведения весьма неспокойно  и   вовсе  не безоблачно.
Я чувствую себя в музыке, как рыба в воде,  – говорил композитор. В глубоких и чистых водах его стилистики   безукоризненно  провел  свой корабль-оркестр и маэстро Рудин, сидя на возвышении, то приникая к смычку, то давая им отмашку музыкантам,  а то  дирижируя рукой и  поворачиваясь к ним на полкорпуса.
Следующее произведение –  оживленный, очень эмоциональный  диалог скрипки и виолончели «Муза и поэт». Здесь вместе с Александром Израилевичем солировала неподражаемая  Елена Корженевич. Лауреат множество международных конкурсов, педагог Московской консерватории, выступала  не раз как солистка с Венским камерным оркестром, камерным оркестром «Солисты Москвы», Академическим симфоническим оркестром им. Светланова, Московским камерным оркестром «Musica Viva», многими другими известными коллективами.
Игра Елены подкупает  не только своей высочайшей техникой, но и  подлинным артистизмом. Кажется, что она  уже срослась со своей скрипкой и  не просто наклоняет голову в такт музыке, а просто танцует  с ней  по сцене. Исполнила скрипачка вместе с оркестром и
Интродукцию Рондо-каприччиозо сочинение,  написанное автором для  виртуозного скрипача Сарасате. И одно из самых известных у Сен-Санса. Здесь много экспрессии и контрастных моментов.Тема юности –  безоблачной,убежденной в своем всесилии (Сарасате был испанский юноша вундеркинд ),  и предчувствие  ее скорого окончания вместе с  утратой надежд. Вот сколько чувств и мыслей вложено в  это небольшое произведение.
Бизе прозвучал в симфонических фрагментах  из музыки  к  драме Альфонса Доде «Арлезианка». Композитор написал двадцать семь номеров, передавая трагическую  атмосферы драмы: гибельной страсти юноши Фредери к женщине «с сомнительным прошлым» (действие протекает на юге Франции, в Провансе). Несложно догадаться, что образ роковой  красавицы  зародился в душе композитора  задолго до его культовой оперы. Яркая  и темпераментная трактовка  народных сцен,   ощущение солнечной  радости бытия– это мы услышали в   музыке Бизе.Но тень  Кармен уже  на  горизонте, она близко…
Я слушала красивую, окрашенную прованским  колоритом  мелодию и вспоминала, как встретили премьеру  этой  музыкально -драматической пьесы в театре «Водевиль». Полный провал будущей звезды французской литературы Доде  и музыки  – Бизе. Так бывало в искусстве – вспомним премьеру чеховской  «Чайки»!
«Слова любви текут, как реки, В них – океана глубина. В них – дрожь виолончельной деки, И бархатная тишина» (Терентий Травник),  - и  все  это было, было  на открытии конкурса
                                                                                                                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова

Вместо справки
Виолончель это не просто струнно-смычковый инструмент, она  обязательный участник симфонического оркестра и струнного ансамбля,  часто солирующий инструмент. Сочное и певучее ее звучание  помогает выразить печаль,  тоску, любовную лирику. Напоминает грудной человеческий голос  и  завораживает своим глубинным звуком.
Наиболее популярной из смычковых инструментов была в старину
виола да гамба. Виолончель (violoncello ,cello) прямой её потомок,  но с более красивым и разнообразным звучанием. Все ее родственники: скрипка, альт, контрабас- тоже родились  от виолы. В XV веке началось разделение   виолы на смычковые инструменты.Старинная виолончель  не имела  внизу шпиля, поэтому ее ставили на  стул и играли стоя.
Для виолончели писали  многие композиторы. Шесть сюит И.С. Баха для виолончели соло, вариации на тему рококо Чайковского, "Лебедь" Сен-Санса. Вивальди написал 25 концертов для виолончели, Боккерини -  12, Сен-Санс и Дворжак - по два. Известные сонаты для виолончели и фортепиано написаны Бетховеном, Мендельсоном, Брамсом, Рахманиновым, Шостаковичем, Прокофьевым, Пуленком, Бриттеном

На фестивале

 
16 мая в рамках Международного конкурса им. Кнушевицкого   в консерватории состоялся концерт памяти ученика Святослава Николаевиича заслуженного артиста России Льва Иванова и концертмейстера Кнушевицкого заслуженного артиста России Анатолия Катца.
21 мая, 18.00 - в Концертном зале филармонии состоится Торжественное закрытие конкурса, в котором примут участие и   его лауреаты.
22 мая лауреаты  конкурса  традиционно  дадут концерт на родине великого виолончелиста  в Петровске (начало в 12.00).
                                                                   



                                                                           
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments