irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ им. КНУШЕВИЦКОГО в Саратовской филармонии. Конкурс юниоров

                                                         

                              КНУШЕВИЦКИЙ С НАМИ
Участников   IV Международного конкурса виолончелистов много, две группы: юниоры и синьоры –  младшие , старшие…
Но все их выступления, весь  этот музыкальный марафон посвящен  одному человеку , которой умел извлекать  из вилончели  удивительный, поистине   завораживающий звук . В фойе филармонии открылась выставка посвященная замечательному  музыканту  и российской виолончельной школе  (экспозицию помог  развернуть Российский национальный музей музыки).Вот Святослав Кнушевицкий еще очень молодой,со   своей волшебно звучащей виолончелью. Вот он  с коллегами-музыкантами в Москве… Бродя по выставке, я  вспоминала свой  давний разговор с внучкой великого виолончелиста Ольгой Суворовой, энергичным  организатором  фестивалей  «Приношение Кнушевицкому» ( предтечи этого   Международного конкурса).
–  Саратов – родина российского виолончельного искусства, это крупный музыкальный город. С ним связаны имена не только Святослава Кнушевицкого, но и  Мстислава Ростроповича, и братьев Бендицких. Никто из известных музыкантов не отказывается ехать сюда –  выступить на нашем фестивале, хотя некоторые из них  впервые попадают в Саратов, – рассказывала Ольга Арсентьевна.
Поделилась она   и  историей  древнего рода Кнушевицких. В Польше, на границе с  Белоруссией есть целое село с жителями, носящими эту фамилию. Называется Кнушевичи. Ольга вместе с троюродным братом ( жил нашем городе, познакомились благодаря фестивалю) собирались  туда съездить. Возможно, тогда удастся  стереть  белые пятна  в биографии их славного предка? Как оказались поляки в далеком русском Петровске? Известно, что родственные связи есть у Кнушевицких   и с Ростроповичами, тоже  имеющими польские корни.
Интересный факт: в Московскую консерваторию из Саратовской  Святослава перевел его учитель Семен Козолупов, приглашенный преподавать в столицу.  Род музыкантов Кнушевицких продолжается: сыновья Святослава Николаевича  Арсентий  и Игорь оба виолончелисты. Отец Ольги  всю жизнь работал на Мосфильме, к сожалению, его уже нет –  умер в год столетия  своего отца.
-По каналу «Культура»  как-то показали сюжет, где говорили  , что ваш сын , известный виолончелист Сергей  Суворов, учился играть по пластинкам прадеда. Это так? - спросила я  Ольгу Арсентьеву
-Все же   некоторое преувеличение. Сергей  действительно слушал  пластинки с записями Кнушевицкого  в детстве. Практически, весь его  репертуар сейчас  играет.  Однако виолончель – выбор, скорей,  семейный.  Со стороны моей матери тоже    музыканты в нескольких поколениях. Многие писали   о совершенно особой, певучей  «стилистике» Кнушевицкого.  И Сергей  очень  индивидуальный по стилю.  Есть  у него  и пристрастие к строго академической манере    исполнения, как у прадеда. Это поразительно, поскольку он никогда не видел видеозаписи выступлений Кнушевицкого. Я  только недавно их выкупила – они очень  короткие, по 3 минуты…
Участники  Международного конкурса Кнушевицкого тоже  концерты виртуозов виолончели посещают –  опыта набираются . Разумеется  – вместе со своими друзьями-инструментами, помещенными   в разноцветные, как дождевые зонтики, футляры. Синие, серебристые, вишневые лаковые их поверхности  красиво поблескивали в полутьме балкона. Сам инструмент  не такой тяжелый,как кажется - примерно 3,5 кг.
На концерте открытия я  заметила худенького мальчика с  тонким артистичным лицом. Он бережно  устраивал свою  виолончель в « синей шубке» впереди, у балконного ограждения,   среди таких же безмолвных  "слушателей".   Они с мамой    сидели в последнем ряду.
Я не выбирала
–  за ними разве  угонишься! –  просто ловила участников , кто мимо пробегал. У юниоров два тура подряд, у синьоров три отборочных состязания.
Я узнала, что «артистичный  мальчик» 
–  Даниил из Москвы,   в Международных конкурсах  участвовал  не раз. Он внимательно  смотрел на сцену, впитывая, как губка, виртуозную игру солирующего  в концерте Александра Рудина…
И вот завершился  конкурс юных  музыкантов. Приятно было узнать, что Даниил ( Даниил Никонов,  ученик знаменитого профессора, народного артиста России Владимира Тонха , стипендиант фонда Владимира Спивакова) получил вторую премию конкурса Кнушевицкого,  и  это его пятая победа в Международных конкурсах (!)

Китайское семейство  я выловила  прямо на лестнице, у  входа в Малый зал филармонии. И  за неимением переводчика на очень умеренном (с моей стороны) английском с ними объяснилась. Тоненькая прелестная Чжэн с  шелковым бантом в  гладких черных волосах  начала играть еще  в четыре года, сначала  это было фортепиано. Они с родителями столичные жители,  девочка приехала с мамой и папой. Те к музыке  не имеют отношения, однако   их профессии   установить  не удалось.Испытывая еще большие языковые  проблемы, чем я,  китайские  мама  и папа  пугались моих вопросов, надолго задумывались,  не всегда отвечали «впопад». Объясняю  это  нервным перенапряжением. Девочке всего 12 лет,  она впервые за границей. Участвовала только в   международном фестивале на родине.

Чжэн учится в пятом классе Центральной средней школы Пекинской консерватории. Занимается  очень много, а отдыхает, как все девочки
–  с игрушками.
По-моему, я привела наших китайских друзей в полную панику: убежав,  снова вернулась.  Забыла  их  сфотографировать,  но  вопросами больше не  мучила. Лишь пожелала «good
luck» маленькой конкурсантке.

– Хотя бы  нам во второй тур пройти, – покачала головой осторожная мама.

Но вот радостная весть: Чжэн Си получает  третью премию в  своей возрастной категории. Надо отметить, что китайские музыканты сейчас  на редкость удачно штурмуют олимпийские высоты классической музыки. Из шести конкурсантов-китайцев в   младшей группе  пятеро   удостоены дипломов лауреатов конкурса  и сертификатов. Хорошо  выступили и маленькие москвичи, получив второе и третье  лауреатские места, одно  звание дипломанта и один  сертификат.
Третьим моим собеседником стал  «синьор»  Айболат  из Казахстана. Я слушала его игру  в первом туре, где в программу  входит Шуберт (Соната Арпеджионе  ля минор)– один из любимых композиторов Кнушевицкого. Наш прославленный  земляк переиграл все фортепианные трио Шуберта и Бетховена.
Алмаатинец сыграл вместе  с концертмейстером и шубертовскую Сонату Арпеджионе, написанную   для придуманного тогда инструмента – гитары- виолончели арпеджионе , и   сюиту Регера (соло). Мне показалось, что  исполнение этого красочного произведения Шуберта, где  чувствуется песенное начало (а  к  финалу и танцевальное),  получилось   у него выразительней. Вышла вслед за  конкурсантом из зала и услышала краем уха, как педагог делает  ему  замечания по технике. Недостатки, конечно,  есть,   но Шуберт производит   сильное эмоциональное  действие.
Айболат Абдыбакас уже взрослый  юноша (18 лет), учится  в школе  в 12-м выпускном классе. Он говорит по-русски, поэтому «разночтений» в  моих  вопросах не было.Виолончелью занялся сравнительно  недавно -  с пятого класса. Заканчивает сейчас класс педагога Г. Буенбаевой в школе для одаренных детей . Преподаватель  его тетя,  она виолончелистка в симфоническом оркестре оперного театра Алма-Аты. Играет  на этом инструменте  и   дядя Айболата. Парень пошел  по их стопам и уже  успел стать лауреатом трех международных конкурсов – в Москве (к 80-летиюЦМШ), в Казани и  у себя Алма-Ате.
Наш казахский  конкурсант еще любит футбол,  играет  в свободное от музыки  время. Мечтает поступить в Московскую консерваторию. Сюда он приехал  со своим  другом.

Результаты  старшей группы  нам пока неизвестны. Жду, как и Айболат (кстати, его  футляр строгого  черного цвета – теперь всех спрашиваю еще и   о цвете их  виолончельной «одежки).
В понедельник – Закрытие фестиваля. Не сомневаюсь, что   нас ждет  еще один праздник этого  чудно поющего инструмента   по имени  виолончель.
                                                                                                                                                                                                                                                               Ирина Крайнова

Результаты конкурса в группе  юниоров
Первая премия
Ставицкий Арсений, Украина
Намиса Сун, Китай

Вторая премия
Никонов Даниил, Россия (Москва)
Ван Ясэнь, Китай

Третья премия
Микрюков Андрей, Россия (Москва )
Чжэн Си, Китай

Дипломы
Барса Идиль, Турция
Шерстенников Архип, Россия (Москва)
Ван Гуаньсин, Китай



Интересные факты   о виолончели
*Самым  ценным инструментом в мире считается виолончель Дюпора, изготовленная  Антонио Страдивари.  Она была сделана  культовым мастером в 1711 году. Дюпор – великий виолончелист, был её владельцем долгие годы .Она немного поцарапана. Есть версия, что это след от шпор Наполеона. Император  якобы оставил эту метину, когда пытался научиться игре на этом музыкальном инструменте и обхватил его ногами. Виолончель  побывала и  у знаменитого коллекционера барона Иоганна Кнопа. 33 года  на ней играл Мстислав Ростропович
*Граф Вильегорский владел двумя прекрасными виолончелями Страдивари. Одной из них позже обладал К.Ю. Давыдов, потом Жаклин дю Пре, сейчас на ней играет известный виолончелист и композитор Yo-Yo Ma
*Виолончелист Пабло Казальс баловал свои инструменты. В смычок одной из виолончелей он вставил сапфир, который подарила ему королева Испании
*Большую популярность завоевала финская группа Apocalyptika, играя  тяжёлый рок. Музыканты  играют на… 4 виолончелях и ударных
*Известная художница-абстракционистка Джулия Борден рисует свои картины  не на холсте или бумаге, а на скрипках и виолончелях. Для этого она снимает струны, зачищает поверхность, грунтует её и затем наносит красками рисунок. Она рассказала, что эти инструменты будто тянут её к себе, вдохновляя на выполнение очередного шедевра



Гитара -виолончель Арпеджионе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments