irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ конкурс виолончелистов им. Кнушевицкого. Концерт лауреатов



                                    РОКОКО… В СВОЕМ СТИЛЕ
.Международный конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого закончился, как и начался – динамичной  пресс-конференцией и чудесным концертом
Члены жюри, находясь  в весьма благодушном настроении,  отметили организацию конкурса  на самом высоком уровне,  и  это во многом заслуга руководства и всех служб филармонии  им. Шнитке. Сравнили наш виолончельный конкурс  с  важнейшим в музыкальном мире  Международным  конкурсом  им. П.И.Чайковского. И даже поставили соревнование  виолончелистов  на второе место ,  вслед  за  этим,  самым престижным музыкальным состязанием.
Непросто   осознать, но с нами, в фойе филармонии  находятся   как бы  «живые национальные  сокровища» (есть такие почетные звания в японской культуре) – золотой фонд российской  виолончельной школы. А за спиной  были их фотографии (выставка, подготовленная  Национальным музеем музыки  к конкурсу)   председателя жюри,  профессора Игоря Гаврыша , профессора, народного артиста России Владимира Тонха... В жюри    пригласили   также   лучших виолончелистов   и педагогов  других стран,  да и не только  их . Например, блестящий голландский пианист Якоб Богарт член жюри  всех  конкурсов Кнушевицкого , а впервые приехавший в Россию   Жан Монтес (Гаити/ США)  -известный дирижер.
Председатель  жюри рассказал, что  не было явного лидера среди  конкурсантов, как на  прошлом   конкурсе. Так что каждый тур был наполнен  серьезной конкурентной борьбой, и сюрпризов было много. Победителей определяли тайным  голосованием 12 членов жюри. Отрадно, что один  наш саратовец Михаил Родионов (ученик сильного педагога Надежды Скворцовой) стал дипломантом конкурса им. Кнушевицкого. Кстати, третий раз подряд. В 2016 году Мишу пригласил  играть   сам Юрий Башмет, в его Всероссийский юношеский симфонический оркестр.
А  главную победу одержал ученик Владимира Провотаря, студент Российской академии музыки им. Гнесиных Давид Ежов ( Москва) .  Он уже был лауреатом самого первого конкурса им.  Кнушевицкого в 2012 году, получив серебряную медаль в группе юниоров. «Золото»   у синьоров – достойный итог четырехлетнего труда  одаренного музыканта.
Потом мы «разобрали» членов жюри, и  я немного  расспросила заместителя председателя ,  уважаемого в музыкальном мире Сергея Усанова о предыстории конкурса им. Кнушевицкого. А профессор  Владимир Тонха рассказал мне о «китайском феномене» на разных  «участках» классической музыки. Великий  сосед поднявшихся нынче «азиатских тигров» на редкость  быстро усваивает достижения западной культуры. И виолончельные его успехи (все три призовых места и диплом в  младшей группе)  не случайны. Китайцы очень  хорошо умеют учиться. А в основе  их  учебы – все  та  же  русская виолончельная школа.
У гаитянина Жана Монтеса я поинтересовалась, есть  ли такого уровня виолончелисты в его  оркестре  и шутливо посоветовала пригласить  к себе  победителей конкурса .  Монтес руководит сразу несколькими оркестрами в разных странах,и  серьезно обещал   позвать своих виолончелистов  поучаствовать  в таком престижном конкурсе, как наш.
Самой приятной в тот  день была для меня встреча с «бронзовой»  победительницей среди  юниоров Чжэн Си. Напомню, что виделась с ней после первого тура, когда  и девочка, и ее родители  сильно волновались и оттого  плохо меня понимали. Теперь папа снимал  концерт  лауреатов, мама носила вслед за  Чжэн вещи,  а Чжэн  , в нежно-розовом платье с блистающим  маленькими звездами в  темных  волосах,   осторожно  держала изысканный букет, и все они  непрерывно улыбались. Друг другу, мне,  переводчице, их поздравившей, гостям церемонии награждения, ясному солнечному дню за окном…
И играла Чжэн на закрытия фестиваля  солнечно,  лирично и  так  нежно,  что    сама была  похожа на майский цветок. Из ее возрастной группы  (все  выступали с концертмейстерами) участвовал в концерте  еще один мой знакомец – Даниил Никонов, тот самый  мальчик с нервным, артистичным лицом, ученик самого Тонха. Впечатлил   его переход от  более уравновешенного Экспромта Шуберта    к   виртуозному по технике Престо норвежца Синдинга. Со всеми  его динамическими контрастами.
Но больше всех  потряс  ( и  не  только меня) обладатель первой премии конкурса в своей группе Арсений Ставицкий. Медноголовый сын Украины   весьма изящно сыграл Сонату Локателли и  –  совершенно необыкновенно  Pezzo capriccioso Чайковского.
Быстрые пассажи и  переход к мажорной тональности    не затемняют   главного : композитор писал    произведение  по причине  серьезной болезни друга, когда  надежды   почти  не оставалось. И ей- же  ей, я впервые услышала, как  горестно и безутешно  заплакала  виолончель в  белых длинных пальцах музыканта.   Слыхала до  того  только, как по-настоящему  плачет скрипка  в Чаконе Баха  в дивном  исполнении Дмитрия Новикова, ученика великого саратовского скрипичного педагога Елизаветы Штейнфельд.
Невероятно выразительные, гибкие, длинные пальцы Арсения заслуживают  подробного  повествования. Они словно жили сами  по себе, отдельно от  него, ведя свой пластический рассказ,  срастаясь с грифом  его рыжей виолончели. Прочла позже, что в 16 лет Ставицкий дебютировал как дирижер симфонического оркестра. Что  ж, ему подойдет  и  эта стезя!
Еще  одно любопытное наблюдение:  если приглядеться,цвет инструментов  у конкурсантов    разный,  разнится от почти желтых тонов, привычно  оранжевых     до вишнево-бордовых и почти коричневых.
Во втором отделении с оркестром выступали синьоры (старшая группа лауреатов). Уверенно  отыграл обладатель первой премии Давид Ежов.  Выразительно показал концерт Сен-Санса с его яркой, образной музыкой серебряный призер Михаил Махнач, тоже ученик профессора Тонха.На прошлом  конкурсе им. Кнушевицкого  он был вторым.
Однако самым эффектным получилось выступление Камиля Мухаметдинова из Татарстана (2-я премия) и Алдангора Раббани из Казахстана (3-я премия). Они сыграли вариации  на тему рококо для виолончели с оркестром Чайковского,  как диалогдвух солирующих и как бы соперничающих между  собой   инструментов, с  осторожной  их поддержкой скрипками…виолончелями…усиленных  постепенным нарастанием звучания всего оркестра. И лишь   финал «примиренные» между собой виолончели лауреатов  провели вместе.  Это были очень впечатляющие вариации рококо Петра Ильича и вызвали настоящую овацию зала.
«Я думаю, что эти  замечательные музыкальные бациллы будут распространяться, заряжая музыкальным искусством все вокруг… Провожаю четвертый конкурс, здравствуй, пятый конкурс!»,- образно сказала на закрытии конкурса им Кнушевицкого директор филармонии Анетта Николаева. Что тут возразишь?
                                                                                                                                                                                                                                                Ирина Крайнова

Победители   IV Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого в    старшей группе
1 премия
Давид Ежов (Россия/Москва)

2 премия
Камиль Мухаметдинов (Татарстан/Казань)
3 премия
Алдангор Раббани (Казахстан)
Михаил Махнач (Москва)

Дипломы
Михаил Родионов (Россия/Саратов)
Никита Корзухин (Россия/Петербург)
Илья Измайлов
(Россия/Петербург)


Интересные факты  о виолончели
*Мстислав Ростропович, виолончельный виртуоз 20-го века, впервые исполнил более ста новых произведений для виолончели
*Антонио Страдивари изготовил 80 виолончелей.  Сегодня по подсчетам специалистов сохранилось 60  его инструментов
*Одна из самых старых виолончелей называется  “Король», она  сделана Андрэ Амати между 1538 и 1560  и находится в Национальном музыкальном музее Южной Дакоты
*Не всегда были  4 струны на инструменте, в 17-18 веках  существовали  и пятиструнные виолончели в Германии и Нидерландах
*Первоначально струны изготавливались из овечьих потрохов, позже их заменили металлические
*Классический вид инструмента изготавливается из дерева. Однако некоторые современные мастера решили поломать стереотипы. Луис и Кларк производят виолончели из углеродного волокна, а компания Алкоа с 30-х годов прошлого века выпускает алюминиевые виолончели
*Ансамбль виолончелистов из Санкт-Петербурга под руководством Ольги Рудневой имеет редкий состав: 8 виолончелей и рояль
*Южноафриканец Карел Хенн поставил рекорд по продолжительности игры на виолончели. Он играл беспрерывно 26 часов и попал в книгу рекордов Гиннеса

*Примерно 30 стихотворений посвятили  выдающиеся поэты этому удивительному инструменту с  « человеческим голосом» .Вот три   из них.

//« Любившей час, когда дрова в камине/ Становятся золой./Виолончель, и кавалькады в чаще, /И колокол в селе… — Меня, такой живой и настоящей/ На ласковой земле!» (Марина Цветаева)

//«В луче прощальном, запыленном/ Своим грехом неотмоленным Томится День пережитой,/Как Серафим у Боттичелли, /Рассыпав локон золотой…/ На гриф умолкшей виолончели» ( Иннокентий Анненский)

//«Как объяснить глухому, /С рожденья, как ночь, глухому, /Нежность виолончели/ Или угрозу грома?» (Юлия Друнина)  



Виолончель.jpg
                                                             
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments