irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2018, Дневник фестиваля, день 1 и 2-й



                                                   
                                                                                        ОТ РУСЛАНА ДО ЛЮДМИЛЫ
В Саратовском театре оперы и балета  торжественно открылся XXXI Собиновский музыкальный фестиваль с   привлекательным  названием  и для театралов, и для меломанов «Литературные шедевры в русской музыке».
Начался он увертюрой Михаила Глинки из оперы «Руслан и Людмила» и закончился… финалом этой оперы. А между  ними были: «Шествие князей» из оперы  «Млада» Римского-Корсакова, его  же кантата «Песнь о вещем Олеге» и  симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»; симфоническая картина «Полтавский бой» из оперы  «Мазепа» Чайковского, музыка Шнитке к телефильму «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, «Весенняя кантата» Свиридова.
Художественный руководитель фестиваля  лауреат Госпремии РФ Юрий Кочнев всегда необычно открывает фестиваль, то устраивая   выступление лучших басов страны, то  показывая вместе с симфоническим оркестром театра    реквиемы великих, то изыскивая  редко исполняемые, забытые или  не исполнявшиеся  со времен царской России произведения (бывают  и такие).
Все мы хорошо помним оперу  «Сказка о царе Салтане: первый поход в театр оперы  и балета  для маленьких зрителей начинался именно с нее. Раньше она всегда была в репертуаре театров. Но все  ли могут похвастаться, что видели  на сцене «Мазепу», а тем более – «Младу»?
А тут мы услышали  и отрывки из  них; и «Три чуда» Николая Римского-Корсакова из «Сказки о царе Салтане», такие знакомые,   так ярко окрашенные музыкально, что  тут же приходят   на память пушкинские строки (про волшебницу  белочку, что распевает «Во саду ли, в огороде»;  про море, что  «вздуется бурливо»; про красу-девицу, что  «выступает будто пава).

Величественное «Шествие князей»  из «Млады» это  более   или менее «играемая» часть оперы. Концертный вариант некоторых ее частей прозвучал в свое время  в  исполнении оркестров и хоров  Большого  и  Мариинского театра. Но  не более  того. Первая   постановка оперы в Мариинке  в 1894  году успеха не имела,  «Млада» была снята из репертуара. Неудачны были и  постановки в  московской    опере Зимина (1913 год), и в  петроградском театре оперы и балета (1923 год). Причину музыкальные критики видят в либретто оперы, где сюжет  и драматические характеры разработаны слабо. Зато    ее называют  одной  из самых интересных опер Римского-Корсакова, где  «музыка намного выше сценария». Жизнь древних славян, их обряды, быт – богатая тема.  К тому же это   опера-балет, хореография здесь присутствует в равной степени. Как пишут, «партитура «Млады» едва ли не самая изощренная и сложная во всем наследии композитора. Инструментальное начало в ней преобладает над вокальным».
А знаменитый дирижер Евгений Светланов  утверждал, что «музыкальный язык этого уникального произведения намного опередил не только время его создания, но и сейчас поражает своей новизной, подлинной открытиями, повлиявшими на многое в музыкальном мире, появившееся значительно позже. Что же касается оркестра, то, пожалуй, ни в одном произведении самого Римского-Корсакова, ни в сочинениях его последователей нет такой роскошной, фантастически изобретательной и абсолютно самобытной звукописи. Она гипнотизирует, завораживает, ослепляет и заставляет вновь и вновь восхищаться творением гения русской музыкальной классики». Проводятся аналогии с  музыкальными  находками Рихарда Вагнера.  Римского-Корсакова  называют предшественником «Весны Священной» Игоря  Стравинского.
Композитор   сам создал оркестровую редакцию третьего действия  для концертного исполнения.

Забытая опера меня просто увлекла! А Юрий Леонидович так любит исполнять Вагнера и музыку XX века! Вот бы  и  осуществил когда-нибудь  постановку   уникальной оперы-балета, чей   кусочек мы услышали на открытии...
Данью современной музыке   в первый день фестиваля был Альфред Шнитке со своей жесткой, трагичной подачей темы. Телефильм Юрия Кары долгие  годы пролежал  на полке,    слишком  поздно мы  увидели  блистательные работы лучших актеров времени. Выдающийся композитор много писал  для кино,  его музыка порой    была больше, значительней, чем фильм, над которым  он работал. Здесь, особенно в теме Воланда и  в Болеро, абсолютно  «точное попадание в ауру булгаковской мистерии».
В концерте открытия фестиваля  традиционно участвуют  хор (главный хормейстер – Анна Вильперт)  и  симфонический оркестр Саратовского театра оперы и балета, Губернский театр хоровой музыки (художественный руководитель Людмила Лицова) и  оперные солисты (в амфитеатре  эффектно «спрятаны»  до поры трубы  концертного оркестра духовых инструментов «Волга-Бэнд»). Дирижер – Юрий Кочнев.
Они показали  «Песнь о вещем Олеге» на слова Пушкина. Первый поэт  России был кумиром Римского-Корсакова, тот создал более 30 романсов, песен, опер  по его произведениям. Эту кантату  впервые  исполнили на столетие Пушкина в Русском музыкальном обществе. Маршевая тема, как бы передающая поступь грозного князя и его дружины,  начинает и заканчивает  произведение.
Князя Олега озвучивал молодой,  быстро «растущий»  бас Виктор Куценко. Он  властно  вопрошает (именно вопрошает!)  о своей судьбе у  «кудесника богов».  Тенор Максим Сажин (приглашенный солист) отвечает спокойным  уверенным тоном: «Волхвы  не  боятся могучих владык, и княжеский дар  им  не нужен». Лишь в сцене с любимым  конем у Князя появляются  грустные лирические нотки.
Симфоническая картина «Полтавский бой» Чайковского (тоже очень любившего  Поэта поэтов и написавшего три  оперы на его сюжеты) поражает своей живописной образностью, общим энергетическим порывом  и твердой  уверенностью в исходе битвы. «И грянул бой, Полтавский бой!» Какие шведы, они уже далеко, у польской границы –  так призывно, мажорно, победно  зазвучали  трубы… Казалось, весь оркестр театра вскочит сейчас в едином порыве  по магическому мановению дирижерской  палочки и промарширует   через  весь зал: «Ура, мы ломим, гнутся шведы!» Вот что надо играть новобранцам  перед отправкой в армию, а не рвущее душу «Прощание славянки»!  Чайковский настраивает на позитивную волну.
Очень трогательно прозвучала «Весенняя кантата» Георгия Свиридова по  поэме Некрасова «Кому на Руси  жить  хорошо. Простота и глубина  поэтического и музыкального слова слились совершенно. Жалобная песня-плач, исполненная а капелло изумительным Театром Лицовой, и  торжественная, величальная песнь  матушке Руси  – -как  различны полюса  этого небольшого свиридовского шедевра и   как  выразительны…
И снова – «ликование», которого вообще много в классической русской музыке. Победа светлых сил, свадьба Руслана и Людмилы в завершение концерта. Здесь  зритель услышал цвет молодой труппы театра:  солистов Андрея Потатурина, Ксению Нестеренко, Анну Шахову, Ольгу Дё, Виктора Куценко.  Красивые, умные лица  -  их  приятно  не  только слышать, но и   видеть на сцене.
На  такой светлой ноте начался весенний  Собиновский фестиваль. Второй день был посвящен мировой премьере – балету Владимира Кобекина «Вешние воды» по Тургеневу (см. о нем материал в САРЫТАУН.АРТ) Завтра, в Международный день славянской письменности  и культуры,   снова  зазвучит в полную силу Древняя Русь, ее великое «Слово о полку Игореве. Будет исполнена  культовая опера еще одного  отечественного музыкального гения  – Александра Бородина.

                                                                                                                                                                                                           Ирина Крайнова, фото с сайтов



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments