irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2018, Дневник: день третий,славянский



                                                                  Я РУСЬ ОТ НЕДРУГОВ СПАСУ
В День   славянской письменности  и культуры  на Собиновском фестивале  показали «Князя Игоря»  Александра Бородина самое эпическое оперное полотно о Древней Руси
 
   Идею взять за основу сюжет  "Слова о полку Игореве" Александру Порфирьевичу  подал  известный музыкальный критик Владимир Стасов. Композитор  побывал  в местах тех давних событий – в древнерусском  Путивле, досконально изучил источники с описанием    глубокого  «детства»  славянских народов. Сам  сочинил либретто, поэтичное и вместе  с тем эпичное, с былинной неторопливостью, как   написан  и древнерусский шедевр. 18 лет   писал оперу,   так и    не закончив, умер. Композиторы Глазунов и Римский-Корсаков довершили за друга дело его жизни.
4 ноября 1890 года опера «Князь Игорь»  показана в  Мариинском театре  в Петербурге.  И началось ее победное шествие» по оперным подмосткам мира. Через два года ее поставили в Москве,  через  восемь лет  -  в  Большом театре. Первая зарубежная премьера -  в Праге (1899). В Париже (1909)   шел сокращенный вариант оперы. В 1914 году "Князь Игорь" показан   во время Большого сезона русской оперы и балета в Лондоне. В 1915 году  опера Бородина  идет  в  Нью-Йорке, через  год  – в знаменитом  Ла Скала. Величайший бас XX века Шаляпин пел в «Игоре»  две партии – властительного хана Кончака и сластолюбивого князя Галицкого.  Великий тенор Леонид Собинов, в честь которого  назван наш музыкальный  фестиваль (и  Саратовская консерватория носит  его имя), проникновенно  исполнял партию сына Игоря Владимира.

В Саратовском театре  оперы и балета жемчужина русской оперной музыки  «перепоставлена» недавно – чуть  больше четырех лет назад. Московский режиссер Андрей Сергеев, хорошо знакомый нам по многим  работам в театре (дирижер-постановщик народный артист России Юрий Кочнев) предложил свою версию  народного эпоса.
Из прежней постановки    запоминался   образ Руси  патриархальной, белокаменной,  такой важный для русского самосознания. Художником-постановщиком тогда был народный художник БАССР В. Плетунов.
Режиссер Сергеев  здесь  и   автор художественного оформления. Декорации откровенно минималистические (премьера пришлась на пору больших   финансовых трудностей). «Маковки» церквей угадываются лишь по вырезанному силуэту. Но, возможно, это  форма древнерусского шлема (или половецкого шатра  тоже похоже). Очень простые конструкции на сцене:  со ступенями, уводящими  в   глубь  «русской» декорации, с огоньками на заднем плане   в «половецкой».
Световое решение  спектакля  стало за  эти  годы  более  выразительным.   Одинаково   красное солнце светит  и русичам, и  половцам. И не заходит, лишь  отчасти закрывается черным диском  при затмении. Но в третьем действии, после возвращения князя из плена, Путивль  окрашивается  уже  не угрюмым,  а празднично красным цветом. Свет  много значит  в постановке, достаточно   направить  нужный луч на фрагмент декорации,  до того изображавший  мрачную стену крепости, и  создан  эмоциональный настрой. Небо на заднем плане светлеет и обретает голубые оттенки.
Однако первая сцена прощание с войском Игоря, уходящим  на битву так и остается  в гнетущем полумраке,  а ведь первые слова, которые здесь звучат, величальные: «Солнцу красному слава! Слава!/Слава в небе у нас! Князю Игорю слава, слава,/Слава у нас на Руси!».
Возвращение Игоря из плена   подано эффектно, колокола на веревках спускаются прямо  с колосников (следует эпическая сцена «всеобщего ликования и единения народа», как обозначено в либретто). Жаль,  их перезвоны имитирует оркестр.  Если б  хоть один колокол зазвучал  по-настоящему    внушительная  вышла  бы звуковая картина!
А  половецкий  «стан»  показан великолепно. Со   ставшими  уже классическими плясками и ариями во всем их восточном многоцветии. С полным составом хора. Это целое действо – стремительное, колоритное. Еще  бы, ведь балетные сцены поставил  замечательный хореограф, лауреат «Золотой маски» Кирилл Симонов.
Юрий Кочнев  восстановил и  полнокровный, красочный акт «Застава половецкого стана», где ханское войско празднует разорение Путивля, а русский князь решается бежать из плена.  На нашей сцене   раньше не исполнялся (правда,  и во вчерашнем показе его   опустили  видимо, из-за временного цейтнота).
Как пишут о "Князе Игоре", «опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита». И саратовская постановка  смотрится монументально – по числу исполнителей, по глубине замысла, по могучей музыкальной палитре.
Да,  «скифы - мы! //Да, азиаты - мы,// - С раскосыми и жадными очами!» Это   очень читалось в  некоторых составах исполнителей.  Ростом, напором,  блестящим вокалом доминировали степняки.  Но не в этом, фестивальном, с участием  прекрасных столичных голосов, сильных наших  и –  мощных драматических сил с обеих сторон.  Почти двухметровый князь Игорь, гордый,  суровый в исполнении  солиста Новой оперы Алексея Антонова (пел  на всех ведущих оперных сценах мира).
После  объяснения в любви сладкоголосого Игоревича ( Илья Говзич ) и  выразительного меццо Кончаковны ( Ольга Дё) Князь  выйдет  на сцену   отрешенно, погруженный в скорбные думы,  и   глубоко, и сильно  исполнит свою  ключевую арию: « О, дайте, дайте мне свободу, Я мой позор сумею искупить. /Спасу я честь свою и славу,/Я Русь от недругов спасу». Заметьте,   не в Путивле, а  в плену, в самые горькие минуты  жизни   приходит к Игорю решимость   сражаться,   вера в победу.
А соперник у Князя   достойный  –  «за половцев»  поет Михаил Гужов, солист «Геликон-оперы», ярчайший  представитель  школы русских басов, обладатель среди прочих премии Федора Шаляпина  и  золотой медали «Национальное достояние» Международного благотворительного  фонда «Меценаты столетия». …Густой бас Кончака гудел  над непокорным  русичем золотым  шмелем, искушал ласково   и умело. Все  напрасно.
Третьей  нашей гостьей  стала Ирина Морева – тоже солистка «Новой оперы» им. Е.В. Колобова, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Ее Ярославна, миниатюрная, женственная, невероятно стойкая, восхитила  не только  звучным, окутывающим  как  теплым покровом голосом, но и  подлинным драматизмом, глубиной погружения в характер княгини. От ласковой  матери, нежно обнимающей детей  (маленькие княжичи   очень трогательны!)   – к недоумению,  растерянности перед   бесцеремонностью брата. И вдруг  – горделиво расправленные плечи, царственность в походке,   жесте,   голосе. Княгиня, одним словом!.. Она  одна верит, что Игорь вернется,  и   не позволит разгулу дикой силы взять верх в городе.
Хорош Галицкий в исполнении  народного артиста России Виктора Григорьева – крепок, красив, силен. Уж каким он  соловьем разливается!  Но больно развязен, сестрица вовремя ставит  его  на место.
Даже  самые маленькие роли сыграны  и  спеты достойно (Половецкая девушка – Ксения Нестеренко, Овлур  - Владимир Ушаков). Каждая ария      заканчивалась аплодисментами. В этом большая роль    симфонического оркестра театра, коим дирижировал наш    прославленный земляк  Юрий Симонов, главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии, народный артист СССР. Маэстро был восхитительно артистичен, порой  он  даже казался   персонажем бессмертной оперы.
Да, Игорь   был «незначительный  князь небольшого княжества»,   и  бивали степняки   раздираемых  усобицей  князей,  и роднились русские князья с  теми  же половцами.   Смысл великого «Слова», «со слезами смешанного», безвестного автора  не в том. Он отчаянно  зовет князей кзабыть распри.   Через какие-нибудь  четыре десятка  лет из  той же степи придет  настоящий враг, монолитный, грозный, непобедимый. И на 300 лет  потонет молодая, едва возникшая страна, во тьме  и   забвении…  А в   День славянской письменности и  культуры  на Собиновском фестивале русичи не  только переиграли половцев, но и на голову  их разбили. Всегда  бы так!
                                                                                                                                                                                                                                                               Ирина Крайнова


Интересные факты
*Бородин по образованию химик и медик. У него  было  более 40 работ по химии,  и  даже одна химическая реакция названа в его честь
*Сочиняя попевки для своей оперы, Бородин вписал  туда русскую народную песню, название которой было одноименным с известными горами в Москве
"Горы Воробьевские"
*Народные половецкие песни в музыкальной основе Половецкого акта оперы . Композитор получил их от венгра Хунвальди,  известного путешественника
*Интересно, что в книге "Слово о полку Игореве" народные сцены отсутствуют,  композитор же, наоборот создает многочисленные и разнообразные хоровые сцены
*Бронзовую статую Ярославне установили в городе  Путивле (1983 год). Княгиня  там босая и простоволосая. Однако  не могла  она  так ходить, как простая крестьянка, а  головной убор  указывал  на ее  замужество.
*Во время церемонии Олимпийских игр 2014 года в Сочи исполнялся самый популярный хоровой номер  из  оперы
"Улетай на крыльях ветра"
*В сериале  об Эркюле Пуаро по мотивам рассказа
Агаты Кристи мадемуазель Вирджиния Менар уводит подозреваемого слушать оперу «Князь Игорь», чтобы обыскали  его дом. В эпизоде в театре слышны слова «Идем мы с надеждой на Бога…»


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments