irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ.КОНКУРС конкурсов.

                         
                              ПОБЕДИТЕЛИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ


Вот и закончился Конкурс конкурсов вокалистов на Собиновском фестивале.
Это не игра пышными словесами.Неслучайно он  называется так торжественно.   По условиям конкурса участие принимают только вокалисты, уже победившие в конкурсах международного ранга.Когда читаешь буклет фестиваля с данными  участников,  прямо диву даешься.Эти еще очень молодые люди успели выступить на  престижных  конкурсах в Москве и в Петербурге, в Болгарии и Италии. Все они таланты, все  -обладатели отличных голосов, определенных драматических данных, владеют они  и  техникой вокала.Как тут выберешь лучших?Но наше жюри  (саратовцы - профессора и доценты консерватории им.Собинова) во главе с Юрием Кочневым ( народным артистом России и  художественным руководителем театра и фестиваля) перед наплывом талантов не пасует, а методично выбирает лучших из этих лучших.Что очень трудно.
Первый тур конкурса традиционно посвящен романсу и народной песне. Участник выступает под аккомпанемент рояля, что значительно легче, чем под оркестр на втором туре. Да и произведения по размеру исполняются  небольшие. С другой стороны, в первом туре еще ощущается некоторая зажатость. И не все  конкурсанты достаточно  свободно себя чувствуют в «малых формах».Им оперный простор подавай!
В первом   туре многих пленил голос певицы из Уфы Диляры Идрисовой.Прозрачной восточной акварелью ложился  он на  музыкальное полотно фестиваля. «Пленившись розой, соловей…» Римского-Корсакова она закончила под овацию зала. Было очевидно, что башкирская роза –одна из претенденток на  награду (хотя  драматическое искусство певицы  несколько  отставало от  ее дивной колоратуры).Обволакивающе красивым голосом обладает  бас из Узбекистана Женисбек Пиязов.Но  мне отчего-то показалось, что «Песня о блохе» - не совсем его. Не столько даже  по вокальным  возможностям, сколько по «психофизике».
Уверенно заявила о себе солистка из Челябинска со знаменитой  фамилией Лепешинская . ДевушкаАнастасия , эмоциональная, с  чудесными глазами, меццо красивого наполнения , запомнилась русской народной песней «Как по лужку травка..». Выразительный теноровый голос у  солиста Московского музыкального  театра им.Станиславского и Немировича-Данченко Олега Полпудина, особенно «пробирал» зал  «Странник» Брамса.
Баритон белоруса Дмитрия Подраженца обладает  магией, которую трудно перевести на вербальный язык. Сценический рассказ о том,как «Разлюбила красна девица» (Бородин), был достаточно искренний и драматичный. Пермяк Владислав Куприянов,несмотря на крайнюю молодость(21год  для оперного певца   не возраст),тоже завораживал своим  голосом. Заменив одно произведение Чайковского на другое, он  не  ошибся. В его Дон Жуане есть кураж, обаяние, сила .
Кому-то из исполнителей лучше даются  народные песни, кому-то –авторские.Московский тенор Петр Мелентьев особенно хорош в русской песне «Прощай, радость»,а монгольский баритон Бадрал  Чулуунбаатар- в песне своей страны с  непроизносимым для  европейца.Многое зависит от подбора репертуара.Некоторые исполнители это не очень умеют делать и   берут вещи однообразные, ровно меланхоличные, без развития темы, где  голос и   артистизм не покажешь.Увы, подобное произошло и с несколькими нынешними  конкурсантами .
Все ждали второй тур фестиваля,когда  соискатели поют с оркестром, исполняя большие  арии ,а то и целые оперные сцены. И сразу видно, кто есть кто:практикующий ли солист театра или студент,лишь иногда выступающий с концертами.
Тому, кто вытягивает по жеребьевке первый номер, труднее всех.Понятное волнение.К тому же Владислав  Куприянов «сэкономил» русскую часть выступления, спев предельно  короткую вещь (Ариозо Онегина) и не успев расположитьк себе слушателей.У вокалиста Петра Мелентьева очень высокий  тембр (тенор из теноров).Недаром он поет в Московском детском театре им.Н.Сац.И когда он исполнял арию Зведочета Римского-Корсакова, ловила себя на мысли, что это не мой голос.Собственно, как и своеобразное сопрано солистки Московской филармонии Елены Калашник .
Был роскошен в этот день Полпудин в арии Германа,а потом -  в роли Канио  по опере Ленкавалло. Причем  переход  из русской  в итальянскую музыку произошел у него  мгновенно.Еще я  на первом туре  отметила рыжеволосую красавицу Екатерину Коничеву из театра Станиславского и Немировича-Данченко.Она сильно  выручила оргкомитет,  заменив не приехавший из Киева бас.Мы лишились теплых, мелодичных украинских голосов   (четверо конкурсантов не доехали до России по разным причинам) , но приобрели звучное сопрано и настоящий драматический накал в лице  московской певицы.Чем-то древним и вечным  веяло от  исполнения  русской песни. А ее Тоска во втором туре – поистине скорбящая женщина.
Настоящим потрясением фестиваля можно назвать и  Любашу Лепешинской из «Царской невесты». Оскорбленная в своих чувствах, глубоко страдающая,та продолжает тосковать о возлюбленном, в ее огромных глазах -  гордость и огонь страсти (в отличие от другой Любаши конкурса, где на первое место вышли обида и ожесточение).
На хорошем русском пропел Женисбек арию Сусанина,это было  так мощно и проникновенно! Зал  часто взрывался аплодисментами на этом концерте. А потом все поспешили к урне голосования в фойе театра . Уже третий раз зрители выбирают любимого конкурсанта - именно ему вручается приз зрительских симпатий.В этом году его получил Женисбек  -вместе с поездкой в Германию в Берлинскую оперу.Казалось, он обрадовался ему  даже больше,чем званию дипломанта Конкурса конкурсов.Понятно: далеко  Азия от Европы…
Итоги конкурса вокалистов обычно  подводятся сразу после второго тура, все больше зрителей остаются ждать результатов.Интересен этот  конкурс был и тем, что Юрий Леонидович не просто озвучил итоги, а впервые провел для нас анализ певческих и иных  данных претендентов.  Но сначала  поблагодарил всех участников конкурса  за яркий концерт, а   московского дирижера Антона Гришанина  -за прекрасную работу. И посокрушался, что не 12 премий и дипломов у жюри -  по числу участников. Группа вокалистов ,в общем-то,« примерно балансировала на одном уровне».
Итак, дипломантами Собиновского стали: Екатерина Коничева (Москва), «обладательница настоящего масштабного сопрано»; уже упомянутый мной Женисбек, продемонстрировавший «замечательное звуковедение в «Сусанине» и высокую исполнительскую культуру»; Бадрал  Чулуунбаатар(Монголия), «имеющий  прекрасный голос». Все они получали советы от нашего мэтра ,как  решить  те вокальные  проблемы, которые у них  имеются.
Три победителя конкурса тоже  стоят примерно на одном уровне, по словам председателя жюри. Взвесив все за и против, третье место они отдали Диляре Идрисовой (Башкирия),показавшей большую «внутреннюю музыкальную культуру».Вторую премию получил Олег Полпудин (Москва) –с «бесспорным оперным голосом хорошего наполнения, который может звучать в любом зале».Первым лауреатом  стала челябинская вокалистка Анастасия Лепешинская , про которую говорят, что она имеет «законченный артистический комплекс».Она  дала первое, "горячее" телеинтервью  после победы.А Женисбек
принимал  поздравления, облепленный поклонницами постбальзаковского возраста.Так  выглядела  самая  заметная и интригующая часть фестиваля-2014.
                                                                                                                                       Ирина Крайнова,фото автора

Дипломант Екатерина Коничева




Анастасия Лепешинская и Диляра Идрисова еще не знают, что они лауреатыЛауреаты Собиновского 008 Первое телеинтервью Насти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments