irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. Курс ТАТЬЯНЫ КОНДРАТЬЕВОЙ .ПАГАНИНИ

        КАПРИС О КАПРИЧЧИО


Каприс определяют как «произведение, в котором сила воображения имеет больший вес, чем следование правилам искусства»
А кто из  классических композиторов может  сравниться силой воображения с  безудержным романтиком Паганини? 24 его каприсов/ каприччио/ кажутся написанные рукой сверхъестественного существа. «Паганини – это воплощение желания, насмешки, безумия, обжигающей боли… В нем несомненно есть что-то демоническое. Так должен был играть на скрипке гётевский Мефистофель», – считал немецкий писатель Рельштаб.
И многие хотели видеть  этого Скрипача с немыслимо виртуозной техникой слугой дьявола. Но были и другие мнения   Гейне посвятил Паганини  и его  музыкальным фантазиям  немало вдохновенных строк.
«О, это были мелодии, подобные трелям соловья в предвечерних сумерках, когда аромат розы наполняет томлением его сердце, почуявшее весну!... Весело порхали эти звуки; так мотыльки, шаловливо дразня друг друга, то разлетаются в разные стороны и прячутся за цветы, то настигают один другого и, соединяясь в беспечно счастливом упоении, взвиваются и исчезают в золотых солнечных лучах».
Трели соловья, аромат розы, легкие мотыльки в лучах солнца  - нет, такая музыка  не могла принадлежать «посланнику тьмы».
Татьяна Кондратьева со своими первокурсниками, едва-едва делающими первые шаги в профессии, сотворила  невозможное. Пластическими средствами они показали жизнь Никколо Паганини и его каприччио.  Передо мной программка спектакля, похожая на лист пергамента,  слегка подмоченный или как будто  горевший,  «Каприс длиной в жизнь» со спектрально расходящимися нотами,  едва проступающим силуэтом скрипки,  острыми  готическими буковками  из черной туши, где записана и биография   великого композитора ,и  -  действующие лица спектакля.
Все родилось из пустых пюпитров, с которыми Мастер курса  (театральный институт)  решила немного поиграть. Для кукольников  не существует  неживой природы. Особенно -   для народных артисток России , каковой является Татьяна Петровна .Все можно вовлечьв театральную игру.И вот уже у пюпитров появляется строгая девушка- концертмейстер скрипок, свои места занимает ансамбль скрипачей,   и трели божественного каприччио   летят к потолку. Никаких скрипок  - только  тонкие гибкие пальцы кукольников  водят воображаемые смычки.
Свет гаснет и начинается главный, 25-й  каприс Паганини – его жизнь. Что легенда, что быль? – ни у  одного человека искусства они  не сплелись  так  тесно.
Как будто   бы родители  познакомились  на карнавале. Как будто ангелы явились Терезе во сне и предсказали, что сын будет великий музыкант. Как будто Антонио запирал сына в чулан и заставлял играть   12 часов в день. Как будто , зарабатывая на скрипке кучу денег, Никколо все спускал в карты и заложил самое дорогое – свой инструмент. Как будто, встретив  и полюбив девушку,  был счастлив, пока не заболел, впал в апатию, и только играл и  играл на скрипке. А когда  не смог играть, то только гладил ее округлый бок. А когда   умер, католическая церковь запретила его хоронить, и три года (по другим источникам,пять лет!)  сын возил  тело  отца с острова  на остров.
Думаете, это  самые смелые легенды  о скрипаче, музыку которого  по- настоящему мог  играть  только  он сам?  (Как писал врач Паганини Беннати, «пальцы его  без малейшего смещения кисти передвигаются в сторону, противоположную их естественному сгибу, причем делает он  это легко, изумительно и быстро») Я прочитала, что  он заболел от перенапряжения и его почти погребли, но мальчика с абсолютным слухом разбудил  слишком нестройный хор  инструментов. Что восемь дней  он не спускал своего маленького сына с колен  - тот   повредил ножку. И что   умирающего Паганини перевели в больницу  для прокаженных  - соседям по палате мешал звук скрипки, доносившийся неведомо откуда…
Татьяна Петровна    придумала  такой жизни, похожей на собственные причудливые  каприччио и  неудержимый бег смычка, свой  образный строй. Он  родился из обычной белой бумаги.
Все происходит в черной комнате.  Плывет гондола по волнам любви, слетаются ангелы к колыбельке, парит  нотный стан,  кружат по классу листки партитуры ( показ проходил в учебном классе), мчится карета,  увозящая маэстро  из родной Италии,  настойчиво  сыплются карточные масти, появляется и исчезает   то  ли    из жизни,  то  ли из каприса прекрасная женщина -  только руки в длинных белых перчатках   играют и играют, извлекая   из недр инструмента нечеловечески прекрасную музыку.
Спектакль пролетает за полчаса, он  очень  хорош. Но есть в нем   вещи просто гениальные. Решенная средствами кукольного искусства игра на скрипке. И  нечто неуловимое, что невозможно разглядеть, что  вращается волчком и кажется душой самого Паганини, страдающей от своего  вселенского одиночества – одиночества гениев и безумцев.
Даже  большой насмешник Россини признавался : «Я плакал только три раза в своей жизни. Первый раз, когда провалилась моя первая опера, второй раз, когда во время прогулки на лодке упал в воду фаршированный трюфелями индюк, и третий раз, когда услышал игру Паганини».
Когда смотришь  пластичный, легкий,  фантазийный спектакль  первокурсников  и слышишь каприччио (№24,№ 5),кончерто, адажио «сентименто» , хочется одновременно плакать  над несовершенством мира и -  восхищаться его звуковыми сокровищами. И еще ,и  еще слушать  и  - смотреть «Каприс длиною в жизнь».
Вот  только  точку я бы поставила, когда раскачивающаяся маятником колыбель кидает к нашим ногам скрипку Никколо.  История закончилась, началась посмертная  легенда…
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments