irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2018. ДНЕВНИК.День четвертый, зимний

          МЯТЕЛЬ на сцене и в музыке


Мятелица, вьюга, вьялица (виялица, веялица), завируха (завирюха) так еще именовалась метель в старинных словарях

У Пушкина она именно в такой орфографии. За один день написал  в исключительно благодатном   для него «климате» Болдина последнюю  из "Повестей Белкина", самую романическую и  бурную из всех. Предваряют ее стихи Жуковского, где « метелица кругом,/Снег валит клоками». Хотя зимних и метельных стихов   у  Поэта поэтов достаточно: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,/На мутном небе мгла носилась»… «Буря мглою  небо кроет, вихри снежные крутя»… «Вьюга злится, вьюга плачет;/Кони чуткие храпят»…
Пушкин любил зиму, снежной, морозной русской зимой ему легче дышалось, лучше  работалось. И как лихой  молодой гусар Бурмин, подчиняясь внутреннему голосу,  отправился в метель  на поиски приключений (и своей судьбы, в конце концов), так юный поэт, путешествуя  по Кавказу,  поехал  навстречу буре. Да, есть упоение в бою, у бездны мрачной на краю. Именно стихия как Провидение стало темой повести  «Метель». Горе разлученных  юноши и девушки, полюбивших первой  чистой любовью,  через несколько лет  обернется нежданным  счастьем для  возмужавшего в военных походах гусара и  уже отплакавшей своё  молодой женщины.


Повесть Пушкина,   лиричная и  ироничная, снежная и нежная,  так   и просится  в музыку. Ее  написал замечательный композитор Георгий Свиридов к фильму Владимира Басова. Автор почувствовал, что его сюита  куда   значительней  кинофильма, и  свиридовские «Музыкальные иллюстрации к повести» становятся   самостоятельным произведением, полным  редкого лиризма и  проникновенной чувственности. Рефрен той части сюиты, что называется «Романс», напевен и  изыскан,  пленителен и воздушен  ее «Вальс».  Светло  и прозрачно звучит ведущая  скрипка. А как победно звенит    трубами «Военный марш»!  Война окончена, цвет воинства возвращается из заграничного похода…
Литературно-музыкальную композицию по повести Пушкина  на Собиновском фестивале  показали Симфонический оркестр театра, концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд» (начищенная медь его труб  очень  подходила к «Маршу») и – приглашенный гость, народный артист России Евгений Князев.
Князев - великолепный театральный и киноактер.  Лауреат Госпремии, выпускник  знаменитой «Щуки»
театрального института им. Б.В. Щукина,   которым  он  руководит  вот уже 15 лет. В кино сыграл более полусотни ролей. Многие  до сих пор узнают его по роли   всесильного  гипнотизера Мессинга. Его родной театр им. Евгения Вахтангова (с 1982 года), где артист  создал галерею  неповторимых образов. Помню, как он  сыграл страдающего, угрюмого, отвергнутого миром  богатых Незнамова в спектакле Петра Фоменко «Без вины виноватые» (по Островскому). Это было значительное  событие  театральной Москвы.
Запомнился   и  его Арбенин – одинокий аристократ, слишком   знающий свет и людей,  чтобы доверять  женщине, даже  если  она  любящая жена. Как писала критик Марина Давыдова, «Евгений Князев…сыграл в "Маскараде" лучшую свою роль. Как вдруг пригодилась Туминасу его редкая по нынешним временам фактура  эта крупная лепка лица, чуть орлиный профиль, некоторая величавость фигуры. Не помню, чтобы прежде хоть один режиссер (даже великий кудесник Петр Фоменко) смог бы органично распорядиться сей фактурой. Туминасу это удалось».
Всю свою великолепную фактуру продемонстрировал Князев и в  пушкинско-свиридовской композиции. Для актера  очень важны такие  музыкально-литературные программы. Здесь ему помогает уникальный вахтанговский опыт перевоплощения,  умение донести  художественное слово во всей его  красоте  и глубине. Своеобразными моноспектаклями становятся   литературные программы Князева.
Читает  Евгений Владимирович неспешно, красивым поставленным  голосом, с  видимым удовольствием, с теплой иронией  по отношению к  простодушным провинциальным жителям, которая   так чувствуется в пушкинской повести: «В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р **. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, Прасковьей Петровною, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу… Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена».

Кульминация повести, где «поднялся ветер и сделалась такая мятель, что он ничего не взвидел… лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались»,  тоже  прочитана с большим чувством. И мы вместе с ним  переживаем  за маленького человека, к которому судьба  столь неблагосклонна.
Но вот снова   раздается пленительный вальс  Свиридова  – точнее, его «Отзвуки».  Восхитительной  партии скрипки (концертмейстер оркестра Алла Маркина) вторит виолончель. Мелодию подхватывают    другие скрипки,  вступают другие инструменты...

"Грустно, Нина: путь мой скучен,/Дремля смолкнул мой ямщик,/Колокольчик однозвучен,/Отуманен лунный лик"... «Зимняя дорога» завершает  музыкальные образы  печалью о погибшем юноше. Повесть  же  заканчивается  на   пике любовных объяснений. "Так это были вы! И вы не узнаете меня?" Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»
Так мы обычно начинали телефонный диалог с Алексеем   Киреевым, учеником Юрия Киселева, лучшим исполнителем «Метели» в Саратове (дважды лауреат Всесоюзных конкурсов чтецов). Он  читал ее вместе с   филармоническим оркестром. У Киреева    повесть  получалась    более лиричной. Князев   сделал  акцент на  насмешливый подтекст  Александра Сергеевича. Что  ж, у каждого своя манера исполнения. Главное  –    неудержимо   тянет  снова читать  Пушкина, слушать  и слушать Свиридова. Оркестр был блистателен (дирижер – народный артист России Юрий Кочнев.)
                                       

                                                                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова






Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments