irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2018. ДНЕВНИК.День пятый, пушкинский

                                                                                                                                                         



          И СНОВА РУСЛАН, ЛЮДМИЛА, преданья старины глубокой
На открытии Собиновского фестиваля уже звучала эта великая музыка.
Мы услышали увертюру  к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила» и ее финал. А в понедельник  увидели  пушкинский  сюжет  не  в вокальном варианте, а  в хореографическом. В балете Глинки и Агафонникова по мотивам  поэмы Пушкина
.

   Глинка задумал оперу через несколько месяцев после трагической гибели  поэта на Черной речке и  посвятил его памяти. Любопытно, что  мысль превратить «
Руслана и Людмилу» в балет посетила  еще современников поэта. В мае 1820 года увидела свет эта первая законченная поэма Пушкина. Балетмейстер Адам Глушковский обращается   к руководителю и дирижеру Московской труппы императорских театров Фридриху Шольцу. Тот  пишет музыку и  ставит балет. Премьера состоялась в Москве в Пашковском театре в 1821 году ( почти двести лет тому!)  Дирижировал  сам композитор, партию Руслана исполнил  балетмейстер Глушковский, партию Людмилы — его жена.  Имя Пушкина даже  не упоминалось. Сюжет-де, взят из известной национальной русской сказки.   — указывалось в  афише.
«Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» с некоторыми прибавлениями.
«Прибавлений» было предостаточно: волшебница Добрада, сообщница  Черномора Злотвора, исполнители их злой воли Змеяна, Зломира, Злослова, Аспирух, Видимор, Лют, Ядомор, Злотвор и Чертовид.
Богатырь Руслан стал рыцарем, появились купидоны  и нимфы. Это был большой, пятиактный, «волшебно-героический  балет» с обилием сказочных превращений и фантастических эпизодов, как например: «Злотвора, превратясь в карлу Черномора, уносила Людмилу на облаке, окруженном фуриями. Голова, отражая нападение Руслана, превращалась в воинов и двенадцатиглавого змея. Затем на витязя набрасывались адские чудища, вылетавшие из водопада, а красавицы, после тщетной попытки соблазнить его, оборачивались разъярёнными фуриями». В ход была пущена вся театральная техника того времени.
Через три  года  балет перенесли  в петербургский
Большой театр,   причем  партию Людмилы танцевала   та самая  Истомина,  которой пиит оставил  самые пленительные строчки: «Одной ногой касаясь пола, /Другою медленно кружит,/И вдруг прыжок, и вдруг летит,/ Летит, как пух от уст Эола». Не  только стихи  подарил он прекрасной женщине  и балерине   — и выигрышную роль.


Новый балет  на пушкинский сюжет появился уже  в наше время.  Фактически,это балетная версия оперы Глинки, которую создал  известный композитор, профессор Московской консерватории Владислав Агафонников. Есть тут  ряд музыкальных сокращений, переработки для оркестра вокальных и хоровых разделов,  необходимые музыкальные связки.  Балет «Руслан и Людмила»  поставлен  в театре «Кремлевский балет» в    1992 году    крупным  хореографом, художественным руководителем театра Андреем Петровым, декорации  и костюмы выполнены  ведущим российским  театральным художником Мариной Соколовой.
Конечно,  имеются   и  сюжетные изменения. Нет главного соперника Руслана Рогдая, которого он убивает  на поединке.  Зато  появился другой персонаж  —  за Ратмиром ходит влюбленная в него Горислава (симпатичная пара танцовщиков  — Максим Сабитов и  Валерия Побединская). Людмила  не прибегнет  к шапке-невидимке в покоях  злого карлика   (а был  отличный сюжетный ход!), она   почти все время спит, зачарованная колдуном то   для похищения, то  —  «чтоб врагу  не досталась». Свой волшебный сон миниатюрная, очаровательная героиня Екатерины Первушиной изображает   очень убедительно, пластично   —   напрасно партнеры ее по сцене туда-сюда  носят.
Комическое начало очень  усилено – за счет  страшного,  что  пришло «из старины глубокой». Немало его  было у юного Пушкина.  Вспомним хотя бы  отрубленную гигантскую голову в поэме, которая  вдруг заговорит, или  мрачные своды  пещеры Финна.

Не очень  теперь   понятно, что воины выходят именно  из головы брата Черномора. Образ древней,  дохристианской Руси убедительно показан в виде    широкого  сухого дуба, но   ужасная колдунья, ее помощницы,  «злая карла» Черномор ( Егор Мотузов) –  все  подчеркнуто   шаржированные.
А вот когда Наина (Ирина Аблицова) превращается в юную деву,  а  ее дряхлый эскорт  — в прекрасных танцовщиц,  те пленяют   динамикой  и изяществом движений. В балете  много Востока, хореографии в  восточном стиле. Иногда -  не совсем  непонятной, как   застывшие обнаженные ножки балерин, словно из какого-нибудь шоу.

Русоволос, статен,  пригож Руслан Михаила Евгенева. Их дуэт с  Людмилой  выглядит лирично и красиво. И выразительное па-де-де  имеет место быть, что всегда радует балетоманов. Сказка получилась нарядная,  красочная, в богатых костюмах, исполненная технично,  с волшебными звуковыми  картинами из  Глинки. Жаль,  только в записи,  живой ветер музыкального присутствия не овевает здесь сцену.
Публика в целом  тепло приняла спектакль.
Однако были и другие оценки. Приведу некоторые.


*Музыковед Гаянэ:  Очень странные ощущения, когда смотришь балет под фонограмму. Фонограмма вместо   оркестра все  губит.
*Художница Светлана: Розовое платье Людмилы  не согласуется   с  одеждой других героев, роспись занавеса в духе Мавриной и русского лубка не смотрится  рядом с костюмами, сделанными в другом стиле.
*Музыкант Марина: Тем более,  что у пушкинской Людмилы был  «лазурный сарафан». Много повторяющихся  монотонных движений, словно иллюстрирующих  музыку в «восточной части».  Но сын не читал поэму, ему все понравилось. Особенно сражения  – с войском  гигантской головы, с Черномором.


Не  цитирую совсем  негативные суждения. Критика  должна  быть конструктивной. Постановке 26 лет, возможно,  пора «перепоставить» сценографию, какие-то хореографические ходы – слишком  они «засмотрены». Но  то, что «Кремлевский балет» показал высокий исполнительский  уровень, а зрители смогли  познакомиться с оригинальной  версией   чудесной пушкинской сказки, несомненно.
                                                                                                                                                                                              Ирина Крайнова, фото с сайта Кремлевского  балета


* Солист  балета Алексей: Браво, артисты!  Технически сделано  все очень  грамотно


 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments