irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2018 . ДНЕВНИК.День шестой, мистический



                                                      С ПИКОВОЙ ДАМОЙ… ШУТКИ ПЛОХИ
Прочла, что  Чайковский, написавший свою главную оперу, одну из лучших в мировом репертуаре, поначалу  пушкинского сюжета …побаивался, называл  недостаточно «сценичным» и отказался от  предложения написать   по нему  оперу.
А  соглашался   Петр Ильич, только если либретто будет значительно отличаться от оригинала. Его брат Модест предложил именно такой сценарий. Лиза —   не бедная воспитанница  деспотичной графини, а ее внучка и законная  наследница,   и  жених у нее княжеского рода. Так что Герман  для  нее —   не  единственная надежда  покинуть опостылевшую благодетельницу, как в повести,   здесь замешана  истинная любовь. Да и Герман искренне влюблен, вспомним   рефрен его партии: «Красавица! Богиня! Ангел!» Действие отнесено в далекий уже тогда XVIII век. Для усиления  драматизма все  герои Чайковского в финале гибнут, чего  нет у Пушкина.  Но мистика, мистика-то осталась, а ее и боялся впечатлительный композитор!
Поэт весьма  легкомысленно   пересказывал  друзьям «сюжетец», почти анекдотический,  который он   узнал   от внука княгини Голицыной, вельможной и властной дамы. Тот сильно проигрался в карты, хотел занять денег у бабушки. Бабушка  денег  не дала, зато открыла секрет,  как отыграться. Некоторые литературоведы так и склонны рассматривать «Пиковую даму»
—    всего  лишь как занимательный  «анекдот». Да, но  сам Пушкин был  страстный игрок: спускал  кучу денег, состоял у московской полиции на заметке, как известный банкомёт. Однажды  он   проиграл… рукопись пятой главы «Евгения Онегина», поставил на кон  последнее, что у него  было, дуэльные пистолеты  и  отыгрался!
Такой игрок   мечтал бы   узнать тайну трех карт. Но нет,  «Пиковая дама»,  даже  ему  тайны  не «шепнула». Иначе  не проигрывал бы   Александр Сергеевич свои бесценные  рукописи.
«Анекдотическая»  будто бы  история про тройку -семерку-туз повлияла на всех, кто только  ее коснулся . Свидетели последних дней княгини видели возле ее дома  призрак одинокого офицера. Был 1837 год,  все три цифры сошлись (туз в некоторых играх считают    за единицу). Этот  год стал последним и для Пушкина  
—  автора повести. А  в смертный час великого композитора ему мерещился, как рассказывал  его врач, все тот же  призрак офицера. Даже в структуре и  названии оперы, которую    назвали  «самой мистической» в мире, спрятана  та  же карточная комбинация: 3 действия, 7 картин, «обманный» туз - «Пиковая дама». Вот такая занимательная вышла история!

Опера  родилась всего за 44 дня, во Флоренции. Петр Ильич    писал партию для  известного тенора Николая Фигнера,  только  ему было  под силу почти  не уходить  со сцены и выдержать все эмоциональное напряжение роли. Через 12 дней после Петербурга  (1890 год) «Пиковую даму» с  успехом  поставили в Киеве. Через два  года — первая постановка за пределами страны, в
Праге (исполнялась на чешском языке). В 1902 году — в Вене, дирижёр Густав Малер.
Нынешняя «Пиковая дама»  в Саратовском оперном "дама  немолодая"  ей почти 30 лет (режиссер-постановщик – народный артист России Эмиль Пасынков). Декорации художника  Виктора Герасименко (запоминается   характерная решетка   Летнего сада)    до предела лаконичны, иногда  они ограничиваются  росписью задника.  И были хороши для кризисных  лет - конца 80-х годов.   Возможно, скоро оперу «переставят.
Ключевые партии наши солисты поют  многие годы. Князь Елецкий – Леонид Сметанников,
граф Томский — заслуженный артист России Александр Багмат. Они  превосходные  актеры,  у нашего всенародно любимого  артиста  (Сметанников народный артист СССР!) отличная   вокальная форма. 
На наших глазах растет голос и мастерство Виктора Куценко, ученика незабвенного баса Владимира Верина, его   энергично  вводят в репертуар.  В «Пиковой даме» он    уверенно ведет партию Сурина, одного из главных «подстрекателей» Германа. Две роли здесь  у чудесного, глубокого меццо —  Ольги Дё. Молодая одаренная певица   поет    за  подругу Лизы Полину и за  Пастушка  на балу. Партию Пастушки изящно спела  еще одна вокалистка нового  поколения  - Вера Паньшина.
«Ударные силы» в главных ролях   состояли из приезжих знаменитостей. Герман 
Роман Муравицкий из Большого театра, выступающий в спектаклях Латвийской, Эстонской, Парижской  национальных опер, Итальянского театра Массимо. Графиня – Марина Шутова из Большого, гастролирующая в ведущих театрах Англии,  Франции, Германии, Польши, Венгрии, Италии, Финляндии, Японии, США. Лиза Ирина Крикунова, дипломант  «Золотой маски», приглашенная солистка Латвийской национальной оперы.
Герман, обладающий красивым и  звучным тенором,  чудно вел вокал, хотя выглядел  порой  аморфно драматически.  В последних двух сценах он заиграл в полную силу. Герой встречается с Лизой  на набережной, но  уже не может ей  ничего  дать. Он весь  во власти    одной страсти:  взгляд Германа блуждает, его  неудержимо тянет в игорный дом.  Все  поставив на кон в третий раз, игрок  слышит   от своего противника Елецкого роковое: «Ваша дама бита!»

У Пушкина им овладело безумие,    и это было убедительно. В опере он стреляется из пистолета, которым размахивал  давно (странно, что никто из не пугается!).  Получился сильный финал с могучим  музыкальным крещендо —  нарастающая, будто все сметающая волна звуков  (дирижировал  артистичный Александр Анисимов ,народный артист Белоруссии).
Лиза Ирины  Крикуновой тоже  больше «разыгралась»  к последнему действию. В ее  исполнении ария «Ах, истомилась, устала я», напоминающая протяжную народную песню, звучит  поразительно    безнадежно.  Видимо,  острые повороты сюжета ближе  вокалистке, чем лирические «воздыхания», тут  сильнее  проявляется  ее драматический дар.Полностью «совпала» с ролью  –  всем своим харизматичным  видом, властной осанкой, силой свободно льющегося голоса Марина  Шутова. В ее трактовке  Графиня не «старая карга», а много повидавшая, много возлюбившая женщина, бывшая красавица, которая никак не может забыть свои победы. Волшебно бархатно звучит в ее исполнении мелодия романса Лоретты из оперы
Андре Гретри «Ричард Львиное сердце». Драгоценные воспоминания, обрывки сладких снов –  все, что у нее   осталось.  Наглец, оказавшийся ночью в   покоях Графини, крадет у нее и это, грубо вырывая  из  сладких предсмертных дрем.
Спектакль  получился сильный, местами  неровный,  и  я подумала, что такой Графине впору пришлась бы народная артистка СССР Маквала Касрашвили в партии Лизы. Рассказывали, что когда она выходила  на сцену Большого театра,  зрители забывали про  возраст и  солидную комплекцию певицы. Вот  она, волшебная сила искусства!
«По временам мне казалось, что я живу в 18 веке, и что дальше Моцарта ничего не было», -  признался как-то  Чайковский. Для него – не было. Может, потому он и писал такую гениальную музыку?
                                                                                                                                                                                                                                                 Ирина Крайнова


Некоторые факты
*Режиссеров, которые  хотели  приблизить либретто к пушкинскому тексту,  ждали серьезные неприятности. Всеволод Мейерхольд заказал новое либретто и даже поставил оперу в Кировском театре. Однако вскоре  был арестован и расстрелян
*Знаменитый хореограф Ролан Пети создал два  балета на  этот сюжет, однако в 2001 году, для  второго балета, музыку  из оперы не взял,  решив, что  лучше использовать
Шестую симфонию Чайковского. Все балерины наотрез отказались танцевать Старую Графиню, согласилась одна Илзе Лиепа
*Подлинная партитура оперы хранится в Мариинском театре в  капсуле
*Хор картежников
«А в ненастные дни собирались они…» написан на текст эпиграфа к повести Пушкина
*В дуэте Лизы и Полины использовано стихотворение
Жуковского «Вечер»
*Текст романса Полины «Подруги милые» заимствован из стихотворения Батюшкова «Надпись на гробе пастушки»
*Текст хора «Радостно, весело» принадлежит Державину
*В торжественном хоре «Славься сим, Екатерина» звучит текст Державина из его «Песни» на победу графа
Суворова-Рымникского вместе с музыкой торжественного полонеза Козловского «Гром победы раздавайся»
*В песне Томского «Если б милые девицы» использовано стихотворение Державина «Шуточное желание»



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments