irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2018. ДНЕВНИК. День седьмой, испанский



         
                                                   ИСПАНИЯ  С  БЕЛОРУССКИМ и РУССКИМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ
И чуден был седьмой день Собиновского фестиваля…
И всегда-то  хорош «Дон Кихот» полный жизни,  огня, красоты балет Людвига Минкуса.  Тем  более   в свежей  и оригинальной версии Кирилла Симонова, сильного столичного балетмейстера, постоянного партнера Саратовского театра оперы и балета. Более динамичен  сейчас пролог, где Рыцарь Печального  Образа  увлеченно читает  старинные романы, и вообще самый темпераментный балет мирового репертуара  в  симоновской хореографии получился  еще более неудержимым.
Кстати, со времен первой постановки «Дон Кихота» многие хореографы пытались переделать сюжет и  вывести на первый план рыцаря, как было у Сервантеса. Но  когда открывается занавес,   и  мы видим  веселую толпу нарядно одетых мужчин и  женщин под голубыми  небесами Барселоны,  и начинается стремительный дивертисмент (отдельные концертные номера в балетном спектакле),   острая  пряность испанского колорита полностью увлекает   зрителя, втягивая   в свой нескончаемый танец. Не верится, что творению Минкуса уже полтора столетия, столько в нем молодой силы, неудержимой  танцевальной энергии.

    В
1869 году  австриец Людвиг Минкус  представил Мариусу Петипа свой первый по-настоящему удачный  балет и  получил  место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. Он  создал  в соавторстве с Петипа – другим великим иностранцем при русском дворе 16 балетов (наиболее известна «Баядерка»). Но только  «Дон Кихоту», с его жизнеутверждающей, мелодичной, ритмичной музыкой и  комичной историей воссоединения двух сердец,  которым помогает  полусумасшедший идальго, суждена была   такая славная жизнь  на сцене.
Балет  отличается  отсутствием по-настоящему глубоких   драматических ходов,  серьезных  переживаний персонажей.  Только одна линия великого романа легла в его основу. Как пишут музыковеды,  «солнечные и жизнерадостные танцы, искрящиеся своим весельем, перед зрителями предстают в виде виртуозных испанских и цыганских номеров (сегидилья, шика, морена, зингара) во всей своей красоте». Мы видим корриду,  выразительно протанцованную тореро. Во втором действии в  восхитительный  музыкальный венок   балета вплетаются    цыганские мотивы.

Финальное действие снова происходит на площади,  среди непрерывно пляшущих   испанцев.

Не могу сказать, что  все  наши танцоры «соответствовали» высокой планке, заданной гастролерами,  – премьерами из Белоруссии. Но  солистки  саратовского балета – горделивая Повелительница дриад (Вера Шарипова, она  же, грациозная,   в  живописном Гран-па), –   стремительные  Уличная танцовщица и Мерседес (Валентина Коршунова) были  превосходны.
Много  было  и хороших «смешных» ролей.  О чем  тут говорить, если на нашей  сцене  самый  харизматичный  и  характерный актер балетной труппы –  великолепный Игорь Стецюр-Мова (Лоренцо). Мил и смешон Дон Кихот  в  неизменном  исполнении Игоря Малащенко, неповоротлив Санчо Кирилла Родникова, чванлив и немощен  Богатый дворянин Алексея Родионова.
А в центре – отношения  Китри и Базиля,  изумительной белорусской пары. Когда  она появлялась  на сцене и буквально порхала над ней, кружилась мотыльками в Па-де-де, казалось, что все  эти повороты, поддержки, скачки придуманы для других,  а два изящных, прекрасных эльфа  просто случайно залетели на солнечную площадь Испании. Константин Героник и  Екатерина Олейник – тонкие, гибкие, артистичные – без единого выстрела взяли зал.
В третьем действии  на них восхитительный  черный бархат, расшитый блестками,  что чудно гармонирует с остальными цветами танцоров (в основном, гамма бежево-бордовая, без зеленых и синих тонов -  художник по костюмам  петербурженка Ирина Коровина, стильная сценография – главного художника  Саратовского театра оперы и балета Сергея Болдырева).И сколько  же задора, огня, пламенных улыбок в  их финальном танце!
Чудесный подарок меломанам  города сделали театр, фестиваль, балет…
                                                                                                                                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова

Интересные факты
*«Дон Кихот»  единственное творение Петипа, которое он создавал изначально для московской труппы, а не просто перенес  свой спектакль в другой театр.
*В 1887 г. московская труппа вновь представила публике спектакль Петипа, однако он шел во второй редакции уже для Петербурга. Хореограф А. Богданов лишь значительно сократил спектакль.
*Знаменитый «танец серпантин», представленный в сцене «Сны Дон Кихота»,  был заимствован у популярной танцовщицы Лои Фуллер.
*Некоторые части балета   –  характерные танцы, имитация испанских танцевальных стилей, во время исполнения которых артисты балета используют туфли на каблуках, а не пуанты.
*Александр Горский – автор наиболее известной постановки, был настоящим реформатором искусства. Он выступал за изменения в балете, критикуя излишнюю академичность. На Горского сильно повлияли идеи Айседоры Дункан и Константина  Станиславского.
*Самый  младший  участник  балета танцевал  его в 9 лет  (в постановке Томассона-Поссохова, Сан-Франциско).

Справка
*Константин Героник премьер Национального академического
Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. После окончания в 2010 году Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа работает в труппе Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Обладатель Гранд-премии и звания лауреата специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.  Награжден Национальной театральной премией за лучшую мужскую роль в балете «Маленький принц». Обладатель медали Франциска Скорины. Обладатель Гран-при IV международного конкурса артистов балета в Стамбуле, лауреат IV Международного пекинского балетного конкурса хореографических школ и VIII Международного хореографического фестиваля-конкурса «Танцевальный Олимп», лауреат III Международного конкурса Ю.Григоровича.

*Екатерина Олейник прима-балерина Национального академического  Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Окончила Белорусский государственный хореографический колледж. В качестве приглашенной солистки выступала на сцене Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля, Литовского национального театра оперы и балета, театра «Имперский русский балет», Вашингтонского балета, Неаполитанского театра «Сан-Карло». Сотрудничает с Национальной оперой Эстонии. Является лауреатом Международного конкурса артистов балета в Варне, дипломантом Международного конкурса артистов балета в Шанхае, Международного балетного конкурса им. Р.Нуриева в Будапеште, обладательница специального приза М. Плисецкой, бронзовой медали XI Международного конкурса артистов балета, лауреат II Корейского Международного балетного конкурса, обладательница приза Capezio на IX Международном конкурсе артистов балета в Джексоне, лауреат Международного хореографического фестиваля-конкурса «Танцевальный Олимп», обладательница Почетного приза на Международном конкурсе балета и хореографии в Пекине,  лауреат Международного балетного конкурса в Хельсинки. Удостоена медали Франциска Скорины и специальной премии президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства.





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments