irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2018. ДНЕВНИК. День девятый, конкурсный



                            КАБЫ ЗНАЛИ МЫ, КАБЫ ВЕДАЛИ…            
И вот, наконец, Конкурс конкурсов вокалистов, кульминация   Собиновского фестиваля.
Это не игра пышными словами. Неслучайно он  называется так торжественно.   По условиям конкурса участие принимают только вокалисты, уже победившие в конкурсах международного ранга. Когда читаешь буклет фестиваля с данными   конкурсантов, прямо диву даешься. Еще очень молодые люди (до 35 лет, что для оперного голоса – только  начало, взлет) успели  победить на  престижных  конкурсах в Москве и в Петербурге, в Болгарии и  в Италии. Все они таланты, все  – обладатели отличных голосов, определенных драматических данных,  хорошо владеют  техникой вокала. Как тут выберешь лучших? Но наше жюри   (все  саратовцы, профессора и доценты консерватории им. Собинова) во главе с Юрием Кочневым (народным артистом России,  художественным руководителем театра и фестиваля) перед наплывом талантов не пасует, а методично выбирает лучших из этих лучших. Что    трудно.
 Но жюри  реально объективно,  ибо земляки к конкурсу  не допускаются. Придумал такой необычный конкурс худрук фестиваля  Юрий Леонидович. Существует он в рамках Собиновского скоро 20 лет   –  с 1999 года.
Первый тур конкурса традиционно посвящен романсу и народной песне. Участник поет  под аккомпанемент рояля (что значительно легче, чем под оркестр во втором туре). Произведения  обычно  небольшие – народные песни, романсы.

В первом туре  порой  ощущается некоторая зажатость.   Не все  конкурсанты достаточно  свободно  чувствуют себя  в «малых формах», им оперный простор подавай!

Ко мне  в ленту неожиданно  пришли фотографии победителей Конкурса конкурсов – 2014, и  я   вспомнила  первый  и второй туры   четырехлетней давности. Многих пленил тогда  голос певицы из Уфы Диляры Идрисовой. Прозрачной восточной акварелью ложился  он на  музыкальное полотно фестиваля. Было ясно, что башкирская роза – одна из претенденток на  награду. Обволакивающе красивым голосом обладает   бас из Узбекистана Женисбек Пиязов… Уверенно заявила о себе солистка из Челябинска со знаменитой фамилией Лепешинская. Анастасия, эмоциональная, с  чудесными глазами –  меццо красивого наполнения   – запомнилась русской народной песней «Как по лужку травка». Выразительный теноровый голос  у  солиста Московского музыкального  театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Олега  Полпудина, особенно «пробрал»  исполненный им  «Странник» Брамса.
  Кому-то  лучше даются  народные песни, кому-то – авторские. Московский тенор Петр Мелентьев очень был  хорош в русской песне «Прощай, радость», а монгольский баритон Бадрал  Чулуунбаатар –  в песне своей страны с  непроизносимым для  европейца названием.
Полпудин был роскошен  во втором, «оперном» туре  в арии Германа и  –  в Канио  из  оперы Ленкавалло. Причем  переход  из русской  в итальянскую  драматургию происходил  у него  мгновенно. Еще   на первом туре я   отметила рыжеволосую красавицу Екатерину Коничеву, тоже из театра Станиславского и Немировича-Данченко. Она сильно  выручила оргкомитет. Мы лишились теплых, мелодичных украинских голосов, но приобрели звучное сопрано и настоящий драматический накал исполнения московской певицы. Чем-то древним  повеяло от ее русской песни.
Настоящим потрясением фестиваля можно назвать   Любашу из «Царской невесты», спетой   Лепешинской.  В ее огромных глазах -  гордость и огонь страсти (в отличие от другой Любаши конкурса, где на первое место вышли обида и ожесточение). На хорошем русском  языке исполнил Женисбек арию Сусанина,  прозвучала  она мощно.  Уже третий раз зрители выбирали  «любимца  конкурса»,   и  именно узбеку  вручили приз зрительских симпатий  –  вместе с поездкой в Германию в Берлинскую оперу. Казалось,  Женисбек обрадовался ему  даже больше, чем званию дипломанта конкурса. Понятно: далеко  Азия от Европы… Итак, дипломантами XXVII Собиновского стали: Коничева, Пиязов,  Чулуунбаатар.Третье место лауреата получила Идрисова, второе  - Полпудин, первое  - Лепешинская.


А  как складывается судьба  наших   призеров после фестиваля? Заглянула на страничку Женисбека Пиязова. Несмотря  на молодой возраст, он   стал заслуженным артистом Узбекистана, получил немало наград. Одна  из самых почетных  - Гран-при Международного конкурса имени Муслима Магомаева. Объездил   всю Европу с концертами. Совмещает фестивали и концерты с работой в   консерватории Узбекистана и на телевидении. Анастасия Лепешинская добавила еще четыре «лауреатства» к своему внушительному списку ( в том числе  -   конкурса оперных певцов им. Карло Дзампиги, Италия) и приглашена  на работу в Новую оперу  им. Колобова. Диляра Идрисова в  апреле записала в Греции первый сольный диск  вместе с оркестром «Armonia Atenea».Успела завевать еще второй Гран-при на Международном конкурсе оперных певцов в
Тулузе (Франция), стала лауреатом Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» за роль Иолы в опере Генделя «Геракл» (Москва).

Думаю, и остальные наши победители  не затерялись в  мире большой музыки.  Завтра появятся новые. Ведь  прошел    уже первый тур Конкурса конкурсов -2018.
Неожиданности на фестивале-2018  были,  как  же  без них?  В последний момент  не смогли приехать два  претендента, пришлось  срочно искать им  замену, а литчасти   – в авральном порядке  переклеивать фамилии  в листовках зрительского  голосования.
Особенно жаль, что  не доехал тенор из Москвы – хорошие  тенора     не столь часты (у нас не Италия, чай!) Зато появилось «крепкое» сопрано из Петербурга Юлия Герасимова, которая  ровно   спела  и    русскую народную песню, и   Рахманинова,    и Пуленка. По жеребьевке ей пришлось выступать первым номером,  но  это ничуть  не смутило конкурсантку. Она  успела мне  рассказать, что  всегда спокойно  чувствует  себя перед выступлением. Характер,  умение «собраться» много значит. Юля, хотя  ей еще  нет    и 30-ти,   стала уже лауреатом семи российских и международных конкурсов.
Другой петербуржец Андрей Дудин, солист Центра оперного пения  Галины Вишневской, выступил под четвертым  номером и  потом признался: все-таки он   рад, что первый тур  уже  позади.  Андрей  успел   победить на конкурсах  в северной столице, в Румынии, даже в Италии, и как будто бы     научился  справляться с волнением. Но  все же, все же, все же... Особенно выразительно в исполнении  питерского баритона  прозвучала  раздольная и грустная «Ах, ты степь  широкая…».
 В антракте те, кто уже «отстрелялся», охотно позировали  за сценой   дружною толпою. Зато  заметно волновалась  начинающая второе отделение Екатерина Бухарова из Москвы – уточняла, как пройти  на сцену,  спускалась  за водой. Она тоже приехала на замену и сразу попала «с корабля  на бал». Ее сопрано прозвучало уверенно и   «правильно».

Сразу  обозначились лидеры. Солистов Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко    всегда  можно    «вычислить» – по яркой внешности, голосу красивого наполнения, артистичной манере. Что в  полной мере относится   к Наталье Зиминой, ее мы все же  заполучили к себе. Однажды  она  не смогла приехать.
Высокая красавица с роскошной гривой светлых волос держалась  свободно,  пела вдохновенно. Каждое слово песни Чайковского, написанной в  стиле народной («Кабы знала я, кабы ведала…»), входило в душу  горестным  женским плачем.
Традиционно славится высокими голосами Башкирия. Тут я  вспомнила  Идрисову. Солистка  театра  оперы и балета  Гульнара Валеева тоже  из Уфы. Ее высокий чистый голос то  плел высокие «узоры» в алябьевском «Соловье»,  то звенел  колокольчиком в башкирской народной песне… Певица – лауреат семи конкурсов, а ей едва 28 лет.
Тенор на сей  раз  один  –  из Узбекистана. Зато целый три баса  устроили между собой своеобразный турнир. Уральский бас (Виктор Кириллов) показал редко исполняемую  народную песню «Иркутские края  ли  да заборы». Все три его  номера   окрашены нотками минора.
Армянский бас  (Саргис Бажбеук-Меликян) напротив, весь лучился позитивом. И забавно разложил на роли знаменитую басовую «Песню  о блохе». «Немецкий» бас Валентин Аникин вовсе  и   не немецкий, просто он    выступает в National Theatre Mannheim. Вокалист не только со знанием дела показал Шумана  на  языке композитора, но  широко и раздольно спел про славное море, священный Байкал, глубоко и печально  -  про судьбу (Рахманинов).   Я рассказала  только о некоторых участниках. Кабы знали мы, как бы ведали, кто как выступит   завтра. Всех рассудит второй тур, где надо показать главные свои умения – достойно выступить с оркестром,   создать убедительный   образ в  ариях и фрагментах из опер.

                                                                                                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова  



Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments