irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА.ТЮЗ КИСЕЛЕВА.ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ КУРСА БЕЛЯКОВОЙ "ПОСЛЕДНИЕ"

                                      ИСХОДА НЕТ
       
Последние 2
Разве негодяи бывают последние? Время показало, что и  общество заявленной социальной справедливости плодит их в изобилии.
Сначала пьеса Горького называлась «Отец» (в пару к роману «Мать»).Он работал  над ней в 1907-1908 годах. Закончив в апреле 1908 года (получила в окончательной редакции название "Последние"), Горький посылает ее  К.П. Пятницкому.В "Сборнике товарищества "Знание" пьеса появилась с  цензурным изъятием следующего места:
"Соколова. Он, конечно, революционер, как все честные люди в России...
Софья (повторяет, ударяя на слове "честные"). Как все честные люди?
Соколова. Да. Вам это кажется неправдой?
Софья (не сразу). Я не знаю".
К представлению пьеса была запрещена Главным управлением по делам печати. Интересно, если бы Горький  написал  сейчас,  пропустили бы ее в печать? Слова о честных людях остаются в силе всегда, пока на  земле правит  корысть, похоть, несправедливость.
Главу «соцреализма»  безмерно тиражировали в советское время, набив читателю некоторую оскомину.А ведь  «буревестник революции»  очень любил Чехова, порой  писал  «в чеховском ключе» целые сцены, и семейная тема волновала его не  меньше глобальных проблем.Несчастливое детство в раздираемой  распрями семье, ранняя смерть отца, отчужденность матери – все это острой занозой засело в сердце долговязого, окающего, талантливого юноши Пешкова. И в «семейных пьесах» Горького почти   никто никого не любит. Люди, собравшиеся  под одной крышей,только по крови родные.
«Как же все это назвать? Ошибкой? Недоразумением? Не знаю, право... Между прочим, всегда почти и, кажется, всеми делается именно так - женятся, потому что влюбляются, узнают друг друга и разочаровываются, затем начинают «влачить существование» - что и называют семейной жизнью»,- говорит один из ранних героев   писателя.
В его   более  поздних семейных пьесах герои  уже не «влачат существование»,они просто пожирают друг друга, как пауки в банке.В полной мере  это относится к «Последним».Семья шефа полиции Коломийцева показана во всем блеске своего ничтожества: отец, картежник,взяточник  и развратник, лишается своего места.Младшая дочь ,начитавшись романической  бреди, попадает в лапы негодяя  и насильника. Средняя, злая горбунья,  узнает правду о себе: она –дочь брата « отца», прижитая  от него матерью ,а тот , кого она считала отцом, нарочно уронил ее в детстве на пол.Старший сын, такой  же циник, как его  папаша, выбивает себе позорящее   дворянина место помощника пристава, шантажируя при этом богатого дядю.Старшая дочь в каких-то уж слишком родственных отношениях с собственным отцом, к тому же  она  обделывает  вместе с мужем грязные делишки.
Только  младший  Петр  пока не отравлен  смрадным духом семьи.Юноша  пытается докопаться до истины, но он слаб и болен,как слабы здесь все герои без знака минус. Трудно назвать их положительными.  Умирающий дядя Яков не всегда был таким больным.Он очень богатый человек, но   ему не хватило характера выгнать из дома обнаглевшего братца с многочисленными отпрысками.И  теперь этот дом больше бывшего полицейского чина Ивана Коломийцева,  чем его.Не смогла уйти к Якову  Софья,  хотя он ее  преданно любит до сих пор. Уже после романа с братом мужа безвольная жена родит развратному  супругу еще двоих,обрекая  уже пятерых на жизнь в этом    ужасном доме.
Героиням здесь приданы символические имена: Надежда - разгульная , корыстная старшая дочь ,Вера – изуродованная,  обозленная  средняя,Любовь –глупая , своевольная младшая. А женщина с говорящим именем София  ( мудрость!)на коленях умоляет детей простить ее только  за то, что родила их.Такая любовь, такая вера, такая надежда , такая мудрость…
Горький умел доводить  своих героев до самых низких поступков,а зрителей своих пьес – до   физического к ним отвращения.И  не могу сказать, что с большой охотой шла я  на эту  премьеру.  В ролях  -третьекурсники театрального института, не имеющие жизненного опыта, не пережившие пока неизбежные любовные разочарования.  Боялась закрикивания,пережимания, натуралистических подробностей.
К счастью,этого не случилось. Потому что за эту  непростую  драматургию взялся  постановщик знающий  и педагог  выдающийся- Римма Ивановна Белякова, народная артистка России, профессор,заведующая  кафедрой актерского мастерства.Поставила на Малой сцене Нового тюза.Нет в спектакле и иллюстрации, публицистики,как кое-где   заложено самим «буревестником». Удержались   и  от плаката, и от правдоподобия. А что  же было? Была хорошая игра  начинающих актеров, искренняя и убедительная.Чувствовалось, что им действительно интересны эти люди  с их взаимной ненавистью,со страстями, и  они всерьез пытаются разобраться , кто виноват в гибели рода Коломийцевых.
Отец? Высокий,статный, видный   (Михаил Емельянов), Коломийцев-старший, прирожденный лицедей,он  все картинно сокрушается ( что хорошо получается у наделенного комедийным даром студента). Порочные - это видно в каждом  их жесте - старшие дети ( на месте тут  и Ярослав Тимофеев Анастасия Бурмистрова)? А может виновны  господа революционеры, поставившие Россию на дыбы (огонь смуты уже пылает за высоким окошком мансарды ,  многажды возвращается кадрами кинохроники)?

Но как ни пытаются в новейших постановках  шаржировать образ Соколовой –матери студента, которого Коломийцев поспешно "записал" в террористы, в тексте Горького фигурирует  благородная, отлично  воспитанная дама, и с характером. Именно такой ее играет студентка Ольга Борисова. Да, «все честные люди»  России начала  прошлого века были близки к революции. И детей своих они  хорошо воспитывали.
Мать семейства Софья (Валерия Ярошенко), еще  приятная внешне, нестарая и незлая  женщина,   равно виновна в  растлении и распаде семьи. «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и ложь».А еще бойся слабых и сдавшихся.А Софья предала любовь Якова. И терпит своего  мерзкого мужа, как терпит его   благородный Яков  (Ярослав Пеганов). Бойся слабых...
В спектакле уют дядиной  комнаты (камин , теплый желтый абажур, книги),  подчеркнутый драматургом, не противопоставлен  остальному дому. Везде здесь хорошая мебель, фамильные сервизы (художник Ольга Колесникова). Но нет счастья под общим семейным абажуром Да и семьи уже никакой нет. Блок писал примерно в то же время: «Ночь, улица, фонарь, аптека».   Дальше  редко  цитируют: «Бессмысленный и тусклый свет.// Живи еще хоть четверть века -// Всё будет так. Исхода нет».   В «Последних»  тоже нет исхода . Тихо умирает в шуме свары Яков- единственный, кто  мог  утихомирить братца, защитник Софьи и Любы. «Умрешь - начнешь опять сначала, //И повторится всё, как встарь…»,  - из того же Блока.
Не очень себе представляла, как можно поставить одну из самых жестких и прямолинейных пьес Горького сейчас.Поставили и сыграли..Надежду без надежды,Любовь без любви, Веру  без веры… Вышло и  цельно, и сильно. Для студентов это урок жизни и  хорошая школа классики.
Руководитель  курса ставит «Последних» далеко не первый раз. Любовь Данилова ,ведущая актриса оперетты и  зам.председателя Саратовского  отделения СТД России  играла Надежду еще на курсе Банникова-Беляковой.  Постоянство пристрастий  Риммы Ивановны на все времена достойно  слов,  восхищенно сказанных когда-то о другой героине Горького  -Вассе Железновой.Неподъемную драматургию   со студентами поднять… уметь надо.
Одно слово,  «богатырь».
                                                                                                    Ирина Крайнова, фото с сайта тюза Киселева

Последние
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment