irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

Фестиваль "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в САРАТОВЕ и в "ТЕРЕМКЕ"



                       ЗОЛОТЫЕ МАСКИ, РУКИ… НЕКУКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ…
Средь суеты конца сезона, множества фестивалей и театральных премьер рада, что  не пропустила это: фестиваль «Золотая маска» в Саратове
Причем впервые, причем  - кукольного жанра. Давно догадывалась, а  сейчас узнала наверное, что куклы могут всё. Видела еще в детстве спектакли Сергея Образцова. Не только его культовый «Необыкновенный концерт», но и роскошные «Чертова мельница» и «Божественная  комедия». В Одессу все лучшее привозили.
Познакомилась с Львенком  - первой куклой Александра Авдонина, когда ему самому было  только 17.. Студент выходил на сцену с марионеткой, а  казалось - с живым существом. В лучшие времена «Теремка» взрослые спектакли были  театральным событием города.И что   там было лучше? Умная режиссура Геннадия Шугурова, печальные куклы художников Юрасовых или щемящая игра Татьяны Кондратьевой и Рината Файзуллина? Все  в  едином сплаве.
Так совпало, что перед самым приездом «Маски» в наш город по «Культуре» показали передачу  о замечательном кукольнике Борисе Константинове,главном  режиссере театра кукол Образцова. И  о его соратнике - художнике Викторе Антонове. Не  актер водит марионетку – она его ведет. Кукла может всё, но надо ли  всё  ? Эти простые истины прозвучали  в  «Ближнем круге» Константинова. Мы увидели энергичных, талантливых, воодушевленных своим делом людей. А вокруг  много талантливых учеников.
И вот оказывается,что из трех спектаклей лауреатов «Золотой маски», что  везут к нам,   два сделаны  этими  замечательными мастерами.Итак, 3 «золотомасочных» спектакля из Челябинска, Вологды, 10  показов на сцене «Теремка», 2 лекции и 3 мастер-класса  -  целая кукольная «маленькая жизнь»!

«Удивительное путешествие Кролика Эдварда» по Кейт ДиКамилло Челябинского кукольного театра  им. Вольховского погрузило в мир ребенка, сложный,  глубокий, порой трагичный, хотя  главный герой всего  лишь  фарфоровый кролик.
«Эдвард Тюлейн считал себя выдающимся созданием… Эдвард вообще не любил думать о неприятном. И не думал.Хозяйкой Эдварда была темноволосая девочка десяти лет по имени Абилин Тюлейн. Она ценила Эдварда почти так же высоко, как Эдвард ценил сам себя. Каждое утро, собираясь в школу, Абилин одевалась сама и одевала Эдварда.У фарфорового кролика был обширнейший гардероб…»
Это хороший литературный текст  с легкой иронией XXI века  и  доброй дозой чувствительности, которая была свойственна книгам  века XIX,  от чего наш читатель как будто отвык. Текст звучит  постоянно - от имени кролика, вспоминающего свои  необычайные приключения. Девочка, похожая на Алису Кэрролла, бережно  сажает его на стул. Кукла Эдварда в красном  камзоле самая большая, и  это первый план постановки, за прозрачным занавесом разворачивается основное действие с участием марионеток. Есть  и  дальний план с совсем  маленькими  персонажами. Они сидят, как в коробочке, в уютном домике девочки Абилин,  ничто еще  не предвещает опасной кроличьей одиссеи. Домик, одежда, вид его обитателей - все выдержано в охристых тонах  - кроме  узнаваемого камзола  Эдварда.
Когда авторам недостаточно трех кукольных планов, они обращаются к актерам,  и  размещают  отдельно звездное небо, и рисуют своих героев  на занавесе  с помощью анимации. Здесь  легко играют планами,  размерами, видами кукол. Зрелище,в котором еще и потрясающая игра света, фантастически красиво,  очаровывает и не отпускает наше   внимание .
Мы смотрим на все глазами умнеющего от всех испытаний Кролика( ибо только в испытаниях закаляется сердце   и становится умным). И нам теперь кажется подозрительной    бабушка Пелегрина, «старуха с большим острым носом и яркими, тёмными, сверкающими, как звёзды, глазами». Наверное, она  все и  наколдовала. И   что фарфоровая игрушка упала за борт,  и   что оказывается  то в  бедной рыбачьей хижине,  то на свалке, то  в каморке умирающей девочки…
Сказка напоминает  поучительные книги Диккенса:  только пройдя  через все невзгоды, герой станет счастливым. Но решена средствами кукольного  искусства. И не ранит, а закаляет неокрепшую душу юного зрителя. Работа уральцев получила две Золотые маски – за режиссуру (Александр Борок) и работу художника (Захар Давыдов).

Вторым спектаклем стала пламенная «Кармен» театра кукол «Теремок» из Вологды, плод блистательного союза Константинова и Антонова. Спектакль без слов (не считая нескольких бессвязных, пародийных выкриков). Спектакль   без  привычных арий, лишь доносится порой  победная мелодия Кармен или торжествующие  звуки   партии Тореодора. Больше звучат народные испанские  ритмы. «Живой план»  – в черных одеждах, повязанных под шляпами косынках, передвигается по сцене спето, бесшумно, грациозно. Куклу водят двое, она предельно лаконична. И изготовлена из любимой «фактуры» художника.Палка с перекладинкой и руками- рейками,на перекладинке – колокольчики, платок и красный плащ  матадора, на отсутствующей груди – гремящие бляхи (вместо золотых и серебряных кисточек – как награды за убитых быков), в руке  – красный веер.Вот  и весь тореро – настоящий  «мачо», сумевший увлечь  ветреную любовницу Хозе. У Кармен ,конечно, бюст Софи Лорен и лицо роковой  красотки. Чудная сцена в тюрьме, куда  она посажена за драку. И по ту сторону решетки  коварная цыганка умудряется соблазнить   охраняющего ее солдата и изящно  просочиться сквозь прутья .
Красивую любовную сцену спешит сменить  другая картина  - смертный  бой с быком. На черном фоне в черных костюмах актеры почти  не видны. Бык дышит, как паровоз,  ожесточенно бросается на красную тряпку.Не верится даже,  что  он неживой. Победителем мачо восхищена   не только Кармен, но и мы все.
Дольше пересказываю, чем происходит действие  - столько стремительности в нем   и испанской страсти. Маленькие красивые домики и церковь , расставленные в разных углах сцены, загораются огоньками, манят волшебным уютом,  словно  рождественские избушки  под елкой. Но    не Кармен. «К уху жарко приникает /Черный шепоток беды - /И бормочет, словно дело/ Ей всю ночь возиться тут:/ "Ты уюта захотела, /Знаешь, где он - твой уют?"
Ревнивый Хозе обнимает  и -  вонзает нож. Деревяшка - деревяшке. А  выглядит  естественней, чем  в культовой  опере.
Колесо – важный атрибут цыганско-испанского быта.И - символ бродячего непостоянства героини и ее племени. Здесь колесами играют,  их катают. На повозке увозят  убитую героиню и,  совсем маленькую, ее  уносят. Спектакль   протанцованный, проигранный, прочувствованный… не куклами в привычном виде -  почти что простыми сучковатыми палками , надетыми  на кисти кукольников.Всё можно оживить!  Кукла  сама поведет, - как не вспомнить слова мудрого кукольника ,получившего  Маску за свой удивительный труд…

Жаль, не увиделись с ним. Но приехал  его друг и коллега Антонов который вообще-то  художник. Кукол  из липы всегда режет  сам, и четверть века назад, еще когда  и Золотой маски-то  никакой  не было,  придумал спектакль  «Цирк  на нитях».  Объездил с ним всю Европу и полмира. А все началось с марионетки -  Клоуна с округлым  животиком и  вытянутым любопытным красным  носом.На носу сидит странная птица и сильно ему досаждает...
Птица научилась открывать широкий клюв и петь «не в  теме».Мастер  добавил  ей трюки с едой.  Потом  решил, что  и этого с нее хватит.Все  и так в изумлении смотрят  на проделки  трюковых марионеток Антонова. Обезьяны- акробаты, воздушная гимнастка со смешными косичками, раскачивающаяся на немыслимой высоте, факир, превращающий воду в цветок, силач, отбивающий головой   штангу , шпагоглотатель-араб и «извлекатель» огня верблюд. И в настоящем цирке дивят такие номера. А здесь их  показывают… куклы, да   на открытом помосте,  да  без ширмы – чисто,красиво, под музыку .И вовсе чудеса: голова факира превращается в цветок,     лицо силача краснеет  от натуги.
А создатель всех  этих чудес  знай себе посмеивается да за ниточки дергает. Сколько ниточек идет от  ваги  -   столько  движений   кукла умеет делать.

Зрелище яркое, праздничное,  поднимет любое настроение. Недаром так любят спектакль ребятишки, облепляют   потом кукольника, как муравьи. Но вот  отзыв
 взрослого зрителя. «На самом деле это было волшебство на кончиках пальцев артиста Виктора Антонова! Марионетки превращались в настоящих цирковых артистов. 
Мы так аплодировали, что ладошки болели».



Виктор  -  номинант  и лауреат Золотой  Маски, признанный мастер марионетки. Он провел два мастер-класса – для зрителей и актеров  кукольных театров, а также  для студентов курса  народной артистки России Татьяны Кондратьевой.Где рассказал о своем  увлечении(  кукловождение  он считает  хобби, хотя делает   все просто виртуозно), как рождались трюки , как  принимает  «Цирк»публика разных стран.
Раньше он делал кукол  для театра Саши Миндлина в Петербурге– ученика Александра Авдонина.Миндлин уехал в Германию,  «сосватав» Антонова сотрудничать с немцами.  В Германии он увидел уличных марионеток, попробовал выступить со своими. По «закону подлости» сразу начался   дождь. А другой раз  он стал с наветренной стороны, и   возникли проблемы с огнем в трюке   верблюда…
«Цирк на нитях» проехал всю Латинскую Америку, а когда   выступал в Юго-Восточной Азии, Мастер увидел, что  один знакомый  кореец в точности скопировал его кукол. Как  не вспомнить  тут Успенского:  тот  так  упорно  боролся, чтобы ему  платили гонорары хотя бы  за новые «фантики» с изображением  его ушастого героя!
Кое-какие секреты Виктор    нам приоткрыл. Показал, к примеру,как  краснеет его силач.Но повторить  их без его бесподобной техники - все равно  что закидывать косточки себе в  рукав... в надежде, что из них поплывут  белые  лебеди. Золотые маски кукольникам  не  только за  выдумку и изобретательность дают. Замечательно работает с самой трудной куклой на свете и Виктор Платонов –главный художник Московского театре теней. «Что  надо знать  о марионетке?»  назывался его мастер-класс.  Куклы  еще «голенькие»,  без костюмов, но основные женские признаки имеют – высокую грудь и каблучки. Как же  удается так ловко ходить по полу их деревянным ножкам? Мягкая кожа микширует движения. Каждый мог поводить марионеток Платонова , хотя дело  это непростое. Чаще в руках  неопытных «водителей» она  не ходит, а «летает».
На лекциях   нам поведали историю марионеток с древнейших времен, как любопытно  сохраняются в разных странах  традиции. Например, уникальные итальянские многокилограммовые куклы веками разыгрывают  один и те же сюжеты  -старинные  рыцарские хроники. Пояснили, какие куклы мог видеть Пушкин. Кочующие вечные сюжеты  про Фауста и Дон Жуана он вполне мог  "углядеть"  в кукольном варианте   у приезжавших в Петербург  иностранцев. Лекцию о театре пушкинского времени читал профессор Анатолий Кулиш , проделавший огромный труд: собрал вместе  все  публикации о кукольном театре  России XIX века.
Потрясающе интересной была лекция театрального критика Арины Шепелевой «Нетеатральные истории для театра кукол». Кукольный театр здорово умел обезьянничать и частенько брал для своих представлений сюжеты  драматических театров. Да и   оперных. Как и в «живом» театре, в одни  вечер   принято было показывать  несколько видов зрелищ. Критик пересказывала сюжеты забытого сейчас драматурга  Августа Коцюбу. Они фантасмагоричны, полны  захватывающих приключений.  И вполне могли быть поставлены сейчас. Зато до боли  знакомый сюжет  про Красную Шапочку   мы ни за что  не узнали бы  в  неадаптированной истории , где та  была девушкой взрослой,   отнюдь  не примерного поведения, и еще неизвестно, кто кого больше  бы напугал: ее  Серый Волк или она  Серого.
Последняя встреча  фестиваля подарила несколько замечательных кукольных мультиков и рассказ  о волшебстве анимации  от  знаменитого режиссера, ученицы Образцова Марии Муат. Зрители  увидели редко идущий фильм про Девочку и Крылова по Саше Черному,   «Метель» с образным решением и сильно переиначенным текстом, «Он и она»  - по повести Гоголя про старосветских помещиков, где  разговоры   о еде да  о еде, но  любовь и забота просвечивают  за самыми простыми словами. Все  эти фильмы  -  из  разряда авторского кино,  поэтичного и изящного.
Незабываемые дни…«Золотая маска», проехав 40 российских городов , наконец, и  до нас добралась. Высший пилотаж кукольного искусства, нешуточные страсти  на маленькой сцене, у ширмы…Кукла может всё...если, конечно, золотые руки кукольников  рядом.
                                                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments