irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ -2018. ДНЕВНИК. День рождественский, день хип-хоповский, день финальный


Классика...
                     


        КЛАССИКА и ее «ПЕРПЕНДИКУЛЯРЫ» в  режиме love story
Заканчивая дневник Собиновского фестиваля, упомяну  еще  «Щелкунчик» подлинный бриллиант  в короне опер и балетов Чайковского.
И хотя  от гофманского сюжета  там мало что осталось, Борис Асафьев называет  балет «совершеннейшим художественным явлением: симфонией  о детстве, вернее, о  том, когда детство  на переломе, когда уже волнуют надежды еще  неведомой  юности». Недаром «Щелкунчик» прочно вошел в афишу всех  балетных сцен  мира.
Наш вариант в постановке балетмейстера, заслуженного артиста России А. Дементьева напоминает красивую рождественскую сказку. По  сложившейся традиции на фестивале  танцуют  приглашенные звезды балета. Из петербургского Михайловского  театра  приехали солистка, лауреат международного конкурса  Вероника Игнатьева и премьер, лауреат международного конкурса Иван Зайцев. Премьер несколько лет   выступал в знаменитом театре балета Бориса Эйфмана, что, конечно, прибавило техники и выразительности   его танцу. Зрители увидели сказочно  прелестных,   динамичных  Машу и Принца и   долго им аплодировали.
Еще когда у оперного театра   известный музыковед Андрей Устинов сжигал пустой и отслуживший свое рояль (2007 год),  худрук Собиновского Юрий Кочнев напомнил журналистам, что наш фестиваль –  демократичное   и открытое для общения пространство. Потому  здесь нашлось  место и параллельному классике искусству, и даже – перпендикулярному.
Арт-объекты и арт-акции Устинова именно  к такому  «жанру» и  относились.


Напомню, как  это было. Его выставку   к тому времени  уже  увидели Санкт-Петербург и Магадан,  Владивосток  и Краснодар, Уфа и Магнитогорск. Варианты ее  экспонировались в Концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве и в  финском Кухмо. «- Но для  двадцатого Собиновского фестиваля я приготовил   совсем новую   экспозицию, «чердачную», -  сообщил  автор. Мы с удовольствием наблюдали  за застывшими  в неожиданных местах и позах, как после ночного полета,  духовыми инструментами с тонкими осиными талиями,  за еще статными, но более  «ширококостными» струнными, за  распавшимися на «составные» массивными   клавишными.  А вот  стеклянный ящик с серыми грызунами   –   вечными спутниками кулис   –   рядом с замызганной скрипкой  мало кого  порадовал. Народ с опаской поглядывал  на  импровизированную пещеру, где в фестивальные дни  будет идти коротенькое  представление. А вдруг оттуда выскочит стая  мерзких крыс? Но все обошлось. Пещера  внезапно  осветилась, там появились  юные танцоры, изящными движениями извлекающие из черного целлофана  виолончели и трубы.
И вот  апофеоз - поджог перед зданием оперного  театра.  Он предшествовал нашей   мировой премьере – «Маргарите» Владимира Кобекина.  И перекликался, по-видимому, с раскаянием, самобичеванием и смертью героини легенд о Фаусте. Самобичевание  в исполнении солистки театра Надежды Федосеевой особенно удалось. А забивание  гвоздей  в полуразвалившееся пианино и мерный пронзительный вой из усилителей бичевали   особо чувствительных зрителей. «Не могу на это смотреть, у старенького пианино тоже есть душа, - отрезала, уходя,  женщина-музыкант. – Зачем его сжигать?!»
Но до конца казнь  довести не удалось. Когда вой сделался  уже невозможным,  и   «последние страсти» завершились валянием в перьях, обмазыванием инструмента  (наказывали, как нашкодившую даму)  и  взметнувшимся факелом  огня…. доблестные пожарные тут  же его  погасили».

Это было 11 лет назад. И вот продолжение «перпендикуляров» - инсталляция к юбилею писателя из отдельных страниц. Думаю,  у книг  тоже есть душа, и пышная  нынешняя выставка  вырванных страниц  из «Старой крепости»  и
экономической книги  (пусть   списанных и  неполных)   вряд ли Ивана Сергеевича сильно   порадовала бы. Но  это  дело вкуса. Авторы  инсталляции утверждают, что книги были в  непригодном для чтения  состоянии.
И    еще  один   «перпендикуляр» XXXI  фестиваля  -  Музыкально-поэтическая гостиная молодых  столичных поэтов.

С гаданием  по вкладышам жвачек серии love story и   ускорением чтения, переходящим в малоразборчивый    хип-хоп. Молодые, но уже известные литераторы Константин Потапов  и Екатерина Яшникова  показали  музыкально-поэтический спектакль «Близкие   и далекие». Катя, призер многих поэтических конкурсов,  с  легкостью рассуждала на   «вечные» женские   темы и время  от времени пела – коротко, выразительно,  на свои стихи. А  вместо привычного томика  «Онегина» гадала… на жевательных резинках с вкладышами.
Потапов рассказывал свою историю  о близости  и «далекости» двух самых близких людей. Читал  по листкам, исчерченным  на обороте нотными линейками. Я улавливала   некоторые черты сходства с  Евгением Гришковцом, но темп чтения доходил уже до «третьей космической» скорости  успеть бы  слова  различить( сплошь   из гаджетов, эсэмэсок, кликов , прочих новообразований).
Время от времени Константин проговаривал  стихи, которые писали друг другу его герои.  Были они и энергетичны,  и образны – например, про океан. Но та же  скороговорка легко  смывала   все  рифмы и образы.
Затем  вышла  Ольга Гайдук, она уже  читала в более привычной манере, вместе  с пианистом, создававшим музыкальный фон. Тема «ранимых юных девушек», конечно, превалировала. Но образ большой реки, которую  она просит «передать» ей в Москву  вместе с проводником,   был ярким и запомнился.
«Всякий раз, уезжая отсюда, как из России, /Я теряю и кровь, и кров, и родной язык./Собирая дома и улицы по крупицам, /Я отвергну и новый день, и грядущий сон./Разольется по Волге вся правда и ложь столицы,/И помчится по кочкам старое колесо»…
Аудитория резко  разделилась: молодежь  натурально «кайфовала», люди постарше тихо пробирались к выходу. Да, авангардное искусство просит  иных помещений, неакадемических: та же  площадь  перед театром, фойе, парадная лестница....Зато  традиционный концерт народного артиста СССР  Леонида Сметанникова «Твой голос ласковый и нежный романсы  на стихи русских поэтов  пришелся  как раз для сводчатой  красоты Голубой гостиной. Он собрал, как обычно, полный зал поклонников.
…Участие хорошего джаза, балета современного танца, театра великой Елены Камбуровой.   Афиша Собиновского редко повторяется  в  своих «сопутствующих элементах».  Лишь  финал неизменен:   закрытие фестиваля с торжественным  награждением трех  его лауреатов,  исполнение ими  своих конкурсных арий
(еще дипломант Конкурса конкурсов  Саргис Бажбеук-Меликян получил  Приз зрительских симпатий Конкурса конкурсов и порадовал своим вокалом). Парад голосов нашей оперы  от низких басовых (народный артист Виктор Григорьев, лауреат Всероссийского конкурса Виктор Куценко), до высоких теноровых ( лауреат международных конкурсов Илья Говзич, солист Павел Корчагин), вся палитра сопрано вокалисток. Театр  и фестиваль верны себе:  каждый солист выступил со своей коронной арией. Так  было и будет каждый год.
Закончился музыкальный марафон длиной в две недели. Еще один в истории  фестиваля. Будем ждать следующего  и возвращения оперной и балетной  труппы  в родные, отреставрированные и  облагороженные стены.

                                                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова    
ИЗ ПРЕСС-РЕЛИЗА
В заключительном концерте приняли участие солисты Саратовского академического театра оперы и балета - народный артист России Виктор Григорьев, народная артистка России Светлана Костина и народный артист СССР Леонид Сметанников, заслуженная артистка России Ольга Кочнева, заслуженная артистка России Татьяна Соболева, заслуженный работник Республики Коми Михаил Журков, лауреаты Международных конкурсов Вера Паньшина, Илья Говзич, Анна Шахова, Ольга Дё, Ксения Нестеренко, Марина Демидова, Оксана Колчина, лауреат Всероссийского конкурса Виктор Куценко, Андрей Потатурин, Павел Корчагин; лауреаты Конкурса конкурсов вокалистов XXXI Собиновского фестиваля Наталья Зимина (Москва, I премия), Гульнара Валеева (Башкортостан, II премия), Аббосхон Рахматуллаев (Узбекистан, III премия) и дипломант и обладатель Приза зрительских симпатий Конкурса конкурсов вокалистов XXXI Собиновского фестиваля Саргис Бажбеук-Меликян (Армения); хор и симфонический оркестр Саратовского академического театра оперы и балета.Дирижером выступил художественный руководитель и главный дирижер театра, лауреат государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев.



.. перпендикуляры   Голубой гостиной   
   
       
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments