irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ институт. Танцевально-пластический выпуск- 2018 в Саратовской драме

  «ЛЮБОВЬ и ТАНЕЦ» - новые  лики                 

Новое поколение студентов, обученное педагогами театрального института,опять  блистательно танцует на сцене драмы
Сколько  же раз я писала об этом  танцевально-пластическом концерте-спектакле   Алексея Зыкова, заведующего кафедрой в театральном институте, когда  не был  он еще никаким Алексеем Ивановичем, а был Лешей, учеником замечательной Маргариты Ликомидовой,  танцевал в паре с Катей Соколовой , и невероятный их дуэт  - дуэт людей , не знающих усталости , для которых нет невозможных движений, назывался ЛиК !  По началу их имен, по фамилии их вдохновительницы. И  тогда они уже танцевали  на сцене драмы вместе с многочисленными учениками Маргариты Владимировны и Алексея.
Как  я горевала, когда одно время   спектакль под  так названием  не шел в драме … Вот уже, кажется,  третий год как  великолепные «Любовь и танец» вернулись  на сцену Саратовской академдрамы  им. Слонова. И каждую весну выпускники института ( сейчас - народного артиста России Григория Аредакова),  также все его  курсы показывают танцевальную мозаику , состоящую  из  разных стилей, направлений, эпох.Трудно  не запомнить ,например,  этих слитых воедино "босоножек" четверокурсниц в "женской композиции"  ( "Тропы").
Я бы назвала  это спектаклем – так  крепко связаны между собой  мозаичные кусочки, так плавно один номер перетекает в другой . Танцует одна группа студентов - другая уже  на сцене. А бывает,  три пары замерли  в разных  костюмах и  позах. Каждая -  в ожидании своего танца.
Сейчас Зыков руководит кафедрой специальных дисциплин, кандидат искусствоведения, лауреат фестивалей международного ранга, но  главные  среди всех  его титулов и званий  -  блестящий   танцовщик и хореограф. И не боится привлекать хореографов - коллег  к постановкам номеров. Получился и    отчет  театрального института на прославленной сцене, и   представление целого Театра пластики  и танца консерватории им. Собинова, где художественным руководителем  он,  Алексей Зыков.
Мы увидели самые разные танцевальные миниатюры – в хореографии его  выдающегося учителя Маргариты Ликомидовой Some people, где со студентами третьего курса с неподражаемой  зыковской  грацией  двигался сам Мастер. И вечно прекрасный номер Ретро, где нашу ностальгию  о стремительных 60-х насыщают  их ритмы в исполнении четверокурсников  (хореография Зыкова).И композиции, которые можно назвать «народно-театрализованными», поскольку ставила их преподаватель театрального института, профессиональная балерина Ирина Борисова.Посему столь красив, и страстен  ее танец с «Веерами» и, конечно, цыганский.
И драматические  сценки, поскольку в танце можно выразить все, по мнению  великих  балетмейстеров. С легкой иронией показан «Галантный кавалер» в хореографии Натальи Горюновой (директор театрального института). С легкой ностальгией и юмором – «Выступление самодеятельности» Алексея Зыкова.И его  же – живое, рассыпающееся  бусинами  и снова собирающееся в  ожерелье «Народное гуляние» (настоящие  цирковые трюки показывают студенты, обученные Мариной Жиловой).И соединенные в одно пластическое  зрелище три миниатюры о  любви и смерти любви  и -  от любви.
Одна из самых выразительных частей вечера-танца. Первая миниатюра  -«Есенин и Дункан», вечные трагические любовники с одним  финалом: его задушила петля в «Англетере», ее – собственный, слишком длинный шарф.Постановщик соединил их и в смерти  бесконечным красным шарфом Айседоры. Ее с угловатой пластикой  модерна танцует очень  отдельная Катя Дудченко с партнером А. Савиным ( IV курс). В первом отделении она исполнила запомнившийся номер «Живое», где ее  собственная детскость удачно наложилась  на стилистику роли ( не забудем, что перед нами актеры,  все они с помощью жестов и движений играют роли).
Вторая миниатюра  называется «Анна Каренина». Е исполнили самые красивые студенты института, равно своим психофизическим данным одаренные хореографически. Это Мадина Дубаева   (IV курс) и Руслан Арифуллин (III курс). Мадину мы увидим  в солирующей паре еще  многих композиций.  Как и Руслан, она  не  только танцует превосходно,  но  пробует ставить. Композиция «Куклы» в ее хореографии и адаптации маэстро Зыкова эффектна и выразительна.
Колыбельная Руслана по русской народной песни  (танцует с однокурсницей Е. Смирновой), протяжной и надрывной –  уже маленький  драматический спектакль.
А здесь два сильных танцовщика сошлись в трагической истории Анны. В ее последнем движении, на руках  измученного Вронского – отчаяние, слом. Пропала жизнь! ..
Триптих, умело объединенный, завершает «Abaddon» – самый сильный демон разрушения. Понятно, что  и здесь любовь  несет  гибель (исполнители В.Клинаева - II курс и В. Самаркин - IV курс).
Еще  одно сильное драматическое впечатление вечера  – «Река Потудань» в хореографии Н. Белякова. Река в ее исконном,  мифическом смысле-  «символ божества; начала и конца жизни; символ плодородия, вечного движения времени; опасности; потопа, страха; входа в подземное царство; оси мира». Миниатюру показали второкурсники.
Главный постановщик охотно вводит в канву спектакля  не только композиции своих коллег по институту, но и студентов разных курсов, и  «необстрелянных» первокурсников.С .Лябипов показал в своей версии татарский танец,а потом   - «Свидание» с русскими фольклорными  элементами и своим   отношением к происходящему –  мягким юмором.
Нанизываются друг  за  другом   бусинки танцев на нитку сюжета, то  и дело меняя ритм, цвет ( изумительные костюмы и освещение – работа художников драмы Юрия Наместникова и художника  по свету Дмитрия Крылова), стиль и подачу, заставлял зрителя улыбнуться  (хороши номера про самодеятельность и  мохнатого шмеля!), задуматься,  взгрустнуть  - и обязательно восхититься: молодостью, азартом, грацией и талантом юных танцоров.
Как перескажешь танец? Это он что угодно расскажет  нам  без слов, и получится  куда лучше длинных рассуждений  на тему. После колоритного Мамбо выпускников в постановке Зыкова   весь институт выйдет   на финал, и будет  он   не менее захватывающим и колоритным, чем все действо.Тем более, что перед строем учеников  роскошно  покажет несколько    па сам Мастер.
Никогда  не забуду «Ананасы в шампанском»,  невероятно элегантного Алешу в белом, высший шик  его «проходочки»  по сцене,  когда захлопал бы и сам Северянин. Но tempora mutantur,   теперь учитель больше показывает, чем танцует. А в  начале  и финале он тряхнул стариной, и мы увидели невероятные  зыковские руки в характерной пластике модерна  , его фирменное, неповторимое «встряхивание» головы. Думаю,  танцовщик такого класса может показать танец и глазами, не двигаясь с места...
Как пишут в пресс-релизе, «спектакль-концерт студентов вобрал в себя традиции театрального танца, заложенных на рубеже XX-XXI веков и хорошо знакомых саратовским зрителям по проектам «Любовь и танец» и «Прощаясь с вами, мы танцуем».
«Любовь и танец» в  1999 и  2000 годах - первая версия,в  2001 -2003  -  вторая. Тогда в  авторской работе Зыкова участвовали танцевальные группы «Театр ЛиК
», «ДК dance», актеры театра драмы и детский танцевальный коллектив школы №113 (лицей математики и информатики).
«Прощаясь с вами, мы танцуем» появился на сцене тюза  Киселёва в 2005 году по идее Натальи Петровны Горюновой, тогда  - декана театрального факультета.
Нынешний спектакль – «это общая работа педагогов методического объединения «Пластическое воспитание» кафедры специальных дисциплин и студентов института».  И авторские номера, сочиненные педагогами и студентами, и   работа известных и молодых хореографов. Объединенные талантливой рукой  в общее динамичное, вихревое, красочное действо.
Знакомая  спросила меня после спектакля: «Куда  ж  они теперь, в танцевальные коллективы?». Нет, так в Саратове учат танцу драматических актеров. Это поможет им глубже погружаться в образ. Как рассказал мне как-то  Алексей,  «Если балетного артиста много лет  учили  держать спину, держать ось, то в джазе  и  модерне эта ось разрушается. Она может быть горизонтальной или вообще многоплоскостной. Задача моя  - научить актера  не столько танцевать, сколько пользоваться своим телом. Как средством выразительности. То есть, в принципе, я тоже учу мастерству актера, но через пластику. Человек может хорошо играть на сцене,  вдруг  просто махнуть рукой – и все испортить. Надо думать над пластикой роли».
Мне кажется,  кафедра Зыкова  и педагоги пластического воспитания учить и научать  умеют  блистательно. Давно идет слава  о саратовских актерах как универсальных. Они  могут всё.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова, фото с сайтов




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments