irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА.Театр оперы и балета.Собиновский фестиваль - гастроли

                             
                                                                             
ТАМ  РУССКИЙ ДУХ         

     
РУСАЛКА
На Собиновском фестивале было показано несколько балетов и опер с  участием ведущих солистов России.
Зрители снова увидели "Лебединое озеро".В который раз! Ни один фестиваль, ни одни гастроли не обходятся у нас без этого произведения.На этот раз танцевали сольные партии премьер и прима замечательного московского театра –Музыкального им. Станиславского и Немировича-Данченко (Георгий Смилевски и Наталья Крапивина). Но даже участие такой  дивной,  буквально порхающей по сцене  пары не смогли  помочь делу.Профессиональные музыканты, побывавшие на спектакле, делились со мной, что оркестр играл почему-то  замедленно, были какие-то  проблемы и с солирующими инструментами.
Многие отнесли это на счет" изношенности" постановки.Я уточнила для себя:  «Лебединое озеро» было в нашем репертуаре всегда. Первая постановка осуществлена еще  в 1928 году С.Кеворковым. Позже балет ставили О.Иордан, Л.Серебровская. Н.Долгушин ( в его редакции).В 2002 году  «Лебединое» перепоставил балетмейстер Мариинского театра Б.Бланков, максимально приблизив к варианту Мариуса Петипа. Возможно, дело еще в нашем  кордебалете, который имеет несколько отяжелевший вид, и «темпоритм» невольно подстраивался под него.Как бы ни было, но лавры зрительской благодарности достались в большей мере другому балету       -«Щелкунчику».
Там гастролировали гости из Большого театра - Дарья Хохлова и Антон Овчаренко.Кроме отточенной техники ( где еще увидишь такие  зрелищные прыжки премьера, такое чистое вращение примы!) Антон продемонстрировал истинный артистизм и красоту, Даша же  «ослепительно была молода» и наивна в роли Мари. В трио с ними удачно, как всегда , выступил наш народный артист Игорь Стецюр-Мова.В сказке  он – Крестный и  тайный дирижер всех  метаморфоз. «Совершеннейшее художественное явление", «симфония о детстве», как называют этот  балет, к тому же – с рождественским акцентом, вызвало самые теплые чувства  зрителей всех возрастов .
Премьерой фестиваля стала «Раймонда» Глазунова в постановке осененного многими наградами балетмейстера из Карелии Кирилла Симонова. Шел этот балет   у нас  давно, так давно, что нынешние зрители его  не видели. Тем интересней было  посмотреть премьеру. Звучала прекрасная музыка Глазунова,где сплелись воедино, по словам знатоков , «красота, яркая образность и мелодическая щедрость».Сравнивали балет и с чудным цветком, раскрывшимся после дождя.Средневековая легенда о нежной  графской дочери, о воспылавшем к ней неожиданной страстью сарацине и о благородном рыцаре в трактовке хореографа дана лаконично,в простых, часто повторяющихся движениях.
Очень зрелищная  вариация четырёх танцовщиков в grand pas. Это "сложная многочастная танцевально-музыкальная форма, зародившаяся еще в эпоху романтизма и получившая  свое завершение в творчестве Петипа. Построение  ее подобно сонатной форме в музыке".Четкий контраст востока и запада  -в панадерос (Андалузия) и сарацинском танце, красочный, волнующий венгерский танец в честь короля Андрея... Есть на чем отдохнуть слуху и взгляду.
Балет получился компактным   и стройным , исполнители главных партий Вера Шарипова и Алексей Михеев убедительны, как, впрочем, и Александр Седов в образе злого шейха
.Наверное, я слишком много ждала от  этого спектакля.Мне не хватило драматического развития сюжета. Хотя ждать его, вроде,  неоткуда, он идет от довольно путаного либретто Л.Пашковой: она зачем-то поместила разгромленного сарацинами венгерского короля во французский Прованс, сделав победителем «варваров».И все же   в ее либретто образ Белой дамы прописан более четко: та очень  не любит бездельников,   не в меру расшалившуюся молодежь предупреждает  сама графиня.

В постановке Симонова появление призрака  -Дамы совершенно неожиданно  для зрителей,драматическое действие  смазано. Есть  несуразности исторического характера.Гости графини   утомительно долго сидят  рядком  на лавке, мужчины и женщины вперемежку.Видимо, это миманс, однако средневековые костюмы   на них неважно смотрятся.   Рыцарь вообще  не мог  себе позволить сидеть в присутствии дамы, тем более   «в рядок».Графиня и и король в финале вместе садятся  на стулья ,  увенчанные одинаковой  атрибутикой, что тоже нонсенс. Монарх , хоть и венгерский, он и во Франции  монарх.   Это досадные мелочи, их легко было  избегнуть, если б постановщики лучше изучали быт и  эпоху.
Новый балет был  тепло принят саратовской публикой. Три прекрасных балета – вершины национальной музыки. Три могучие национальные оперы, вершины русского духа – Бородин, Даргомыжский, Чайковский. «Князь Игорь»- «Русалка»-«Евгений Онегин»…О Князе Игоре фестиваля с мощной поддержкой его столичных звезд я уже писала.Великолепна была и «Русалка», которую замечательно трактуют  наши вокалисты – Виктор Григорьев,Светлана Костина, Татьяна Соболева .Помню спектакль, когда от перенапряжения в финале Дочь мельника начала падать в сценический люк.Еле- еле успел подхватить ее наш превосходный Мельник – огромный, всклокоченный Виктор Григорьев.
Сильно играет роль несчастного отца и солист Мариинки Геннадий Беззубенков. Но его партнерша по театру Екатерина Соловьева не только играет потрясающе: она полностью  перевоплощается в несчастную Наташу. Столько любви, мольбы и  -негодования в голосе и взгляде  светловолосой красавицы, похожей на древнюю славянскую богиню!  Несколько шаржированная группа русалок,утаскивающих Князя в воду, снижает общее впечатление от спектакля.
Сильно  ощущение  и от  «Евгения Онегина», подкрепленного голосами сразу трех звезд Мариинки.Такой типичный Ленский в исполнении Ильи Селиванова: кудряв,   красив, как молодой бог, и  тембровой окраской  наделен  чудной.Онегин Владимира Мороза тоже будто шагнул со страниц пушкинского романа.Лощеный, скучающий  аристократ.Однако  артист не  трактует пушкинский  образ однобоко.Он хорошо  передает смятение героя, не ожидавшего, что его шутка зайдет так далеко.Тот немного  даже выпивает  перед дуэлью , «чтоб забыться». И все пытается помириться с бывшим другом, но злая  жаба по имени ревность душит Ленского.
В последнем акте, «из дальних странствий воротясь», поседевший, посерьезневший  Евгений уже готов для любви и брака. И несмотря на  суровую отповедь Татьяны, из дома ее не уходит( как уходили исполнители роли в нашей  версии), а  еще крепче прижимается к колонне.
Без всякой скидки на «оперность» с ее  поверхностностью  изображения чувств ведет свою роль третья петербургская  гостья   –Гелена Гаскарова.Мы  с восхищением наблюдали  ее преображение из неловкой, сутулящейся от смущения  деревенской простушки в победительную  светскую львицу.Вся тройка гостей фестиваля  показала  высший класс вокала и драматической игры Спектакль вызвал просто бурю аплодисментов.
Закрывался Собиновский заключительным концертом с награждением победителей Конкурса конкурсов. И там были  свои сюрпризы.Например, подбор  репертуара - только русская классика , как и  заявлено в общей программе фестиваля.И участие хора, начавшего«Русалкой» и завершившего концерт  финалом оперы «Иоланта». И много молодых, «необстрелянных» исполнителей.И сцены , и дуэты наряду  с сольными номерами.Демон и Русалка,Орлеанская дева и Царская невеста,Иван  Сусанин и Веденецкий гость– кажется, все русские оперные герои  сошлись на сцене для парада голосов – от пленительно высокого Водемона  Михаила Пирогова до низкого, густого, куражного Варлаама Владимира Верина. Фестиваль состоялся. Фестиваль удался…

                                                                                                                                  Ирина Крайнова, фото Элеоноры Белонович
Генеральный партнер- фестиваля группа компаний «Рубеж»

РУСАЛКА 1
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment