irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРЫТАУН в МОСКВЕ.ПАРКИ .Речной вокзал.



ДИРИЖАБЛЬ НАД ГОРОДОМ, САМОЛЕТ НА ВОДЕ, ПОДЛОДКА НА ПРИКОЛЕ

Парки Москвы ,день 1-й
Место на поезд я взяла  13-е  -  не нарочно, так получилось. Остальные, видимо,  побоялись.

Посему  без сложностей  не обошлось.Приехала  на вокзал сильно  загодя  и  спокойно  посидела с теневой стороны. Но  за полчаса до  отхода чего-то меня толкнуло: пора  выдвигаться на перрон. Что  же, кроме внутреннего голоса?
С улицы наверх   отчего-то  не пустили. Ба, да у нас   появились проверочные аппараты,как на Павелецком в Москве, все вещи  теперь продирают сквозь  них. Дело  хорошее, но почему  не упредить народ  и всеми возможными способами  и продолжать  объявлять сие  на вокзале? Не все  же смотрят местное ТВ. Да и не было  еще ничего  такого   два месяца  назад.
Для особо  нелюбопытных повторяю:   даже если  вы сильно  опаздываете  на поезд, не пытайтесь сразу выскочить  на перрон. «Санпропускник» на  Саратовском вокзале  теперь обязателен для всех,    и надо как на самолет приезжать – очень заранее.
После невыносимого зноя города, полуживые, мокрые, как мыши, мы, наконец,  попадаем под благодатный ветерок кондишна. Но  нет в   мире совершенства. Мой отсек самый населенный во всем вагоне. У  боковушек допоздна гостили соседние боковушки.. Крикливый ребенок капризно тянул свою песню, соседка сверху с бывшей сломанной  рукой практически  не уходила  с моих  ног, и снова  заняла свой  пост  на них уже в пять утра. Милые радости плацкарта в  самый разгар отпусков…
На  перроне в Москве тоже пришлось   немного позагорать ( в прямом смысле  - и в первопрестольной лето вдруг  разгулялось)-  слишком рано приходят  наши поезда .  Вовремя же мне Зина прислала стихи Дементьева: «Не обижайтесь  на детей… У них своя земная жизнь,такого темпа мы не знали, их быстроходный поезд мчит в другие дни, другие дали…»  Чего ж обижаться, с вокзала меня таки забрали.
Зато чудно провели мы  первый день в Москве. Младший сын повез в неведомый мне район  -  на Речной вокзал.
Северный (Химкинский) речной вокзал — один из двух
вокзалов Москвы (вместе с Южным).  Построен  не без помпы, когда Москва-реку соединили каналами, и столицу стали именовать «портом пяти морей». Выдающийся «сталинский ампир» и  - памятник архитектуры .
Строительство началось весной
1933 года, одновременно с каналом Москва-Волга, и шло четыре года и восемь месяцев. Здание и причалы, грузовой порт были  созданы  еще до заполнения водохранилища. Высота здания со шпилем 75 м, длина по фасаду 150 м,  сам шпиль - 27.
Главный архитектор вокзала
Алексей Рухлядев и его соавтор Владимир Кринский задумали  стилизацию под Дворец дожей в Венеции. К тому же  получился образ парохода: три яруса открытых веранд , центральная башня с высоким шпилем — как   бы трубы. В навигации шпиль поднимался на высоту 83 метра.150 четырехгранных колонн, облицованные белым тарусским камнем, цоколь выполнен из красного полированного гранита, порталы — из серо-зелёного диорита. Материалов  не жалели. Из центральной  башни  открывался  шикарный вид на  канал.
На башне часы с четырехсторонним циферблатом (куранты из  собора в Волоколамске), на шпиле  - золотая звезда, снятая (на минуточку!) со Спасской башни Кремля. С боков две 
ротонды с фонтанами из белого мрамора, из красной меди фигуры гагар, играющие на волне дельфины - на стеклянных шарах. Вот такая нехилая была композиция…Да, еще в вестибюле  люстры в виде раковин и светильники в форме ландышей. Сейчас вся она огорожена,  не увидишь, что сохранилось. Пишут, что вокзал  на реставрации, но  это уже  длится годами.
Пока мы брели вокруг здания, вспомнила  передачу о нем замечательного московского краеведа и телеведущего Михаила Жебрака. Стоп,а  где майоликовые медальоны на фасаде?
Полутораметровые диски вручную расписала  известный керамист
Натальей Данько, ведущий о  них много рассказывал. Художница изобразила стройки пятилетки и ее достижения: огромный театр Красной армии, первые станции метро,  наши арктические походы…А я нашла  сейчас  медальоны с Днепрогэс,с аэропланом, с дирижаблем…Чтобы сфотографировать получше, Витя  тихонько полез на забор.
Мы  шли вдоль канала   и читали названия судов у причалов. Их  довольно много  для  нашего «постречного» времени. И среди  традиционных советских названий ( как «Дмитрий Фурманов») совсем  новые. «Княжна Виктория». Название из  того  же ряда,  что  и паром «Принцесса Анастасия», на котором я плавала  по северным  морям. Ну не было  у нас такой принцессы и не было  такой княжны! А была Виктория Мелита Саксен-Кобург-Готская, дочь
Альфреда, герцога Саксен-Кобург-Готского и Эдинбургского, и великой княжны Марии Александровны; по отцу — внучка королевы Виктории, по матери — императора Александра II, влюбленная в своего кузена великого князя,с которым, несмотря  на  все протесты царственной родни, в конце концов  соединилась. Виктория  была великой княгиней,но  не княжной.
И еще  одно необычное название теплохода  - «Викинг Гельги» . Он вообще-то  эксплуатируется  компанией
Viking River Cruises и катает исключительно  иностранцев.Там и флаг  не российский -  с варяжской символикой.
Мы долго брели   мимо причалов – и даже  не все  еще прошли, так их много, с   воротцами явно довоенного образца. За ними уже  виднеются  длинноногие краны речпорта. Зато   мы обнаружили на спуске памятник «дедушке Крылову», как его называют москвичи. Но  не тому, русскому Эзопу, а выдающемуся кораблестроителю
Алексею Крылову.
Прямо напротив, через канал,  будто  только  приводнился самолет и всплыла со  дна субмарина.  Даже  издалека зрелище впечатляет.  Там уже музей истории Военно- морского флота под открытым  небом. СВП (так грамотно называется самолет)  - как бы  модель кабины боевого морского транспортно-десантного экраноплана «Орлёнок», может имитировать полет. «Подводная лодка» — музей,открытый на   настоящей военной подлодке.
Парк площадью более чем в 50 гектаров вокруг  вокзала не выпускает нас из  советской  эпохи  - правильно скучные клумбы и газоны,  скамейки  ретро на чугунных ножках . Когда-то 14 скульптурных групп и фонтанов были расставлены по его площади. Скульптур не видно,  но имеется  знакомая мне с детства каменная чаша фонтана (такие  были повсюду). Сам фонтан  - на реставрации.
Москва зеленый город. Век можно пропутешествовать  по ее паркам.
                                                                              Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments