irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРЫТАУН в МОСКВЕ.Театры, музеи, парки,неожиданное...



          МОСКВА с Воландом , чудищами,  АЗ и Алисой
Кто  ж виноват – сама напросилась  на «Мастера и Маргариту», премьеру театра Мастерская Фоменко.
… с Воландом
А последствия сказывались   весь другой день.  Правда, канун его не предвещал ничего такого. Мы встретились на вернисаже   «Мир японских кукол кокэси» в Измайловском Кремле - там, где постоянно действует выставка «Япония: куклы, легенды, сказки», и где я уже бывала в гостях у  коллекционера Дениса Хлыбова .
Кокэси-   одна  из самых загадочных японских кукол, при  всей кажущейся  простоте.  С виду  - этакий деревянный столбик с головкой, без ручек-ножек , с цветной росписью . Обычно Милена  ( тоже собиратель  кукол  -ее коллекция рядом - и  большой любитель Японии ,)показывает выставку Дениса и рассказывает  как минимум две легенды об  этом  виде кукол -  добрую и «злую», страшную. По доброй кокэси-талисманы помогали бездетной женщине  родить. По другой, поскольку девочки  не были в древней Японии  желанными детьми, это как бы поминальные куклы. Их изготавливали на северо-востоке страны, в разных  ее местах. Не  существовало двух одинаковых кокэси!
В экспозиции, размещенной  здесь  Японским фондом,  мы увидели 74 деревянные куклы. Выставка  объехала Америку и Юго-Восточной Азию, за шесть лет побывала  и во многих  российских  городах, от Петербурга до Тюмени, Омска, Магнитогорска.  Первый раз   так широко представлена в Москве.(Постоянная выставка «Куклы, сказки и легенды»  - официальный участник Года Японии в России).
На вернисаже все прошло хорошо. Милена, в дополнение к нему,замечательно рассказывая гостям   о Снежной женщине, Павлине-оборотне,Стойком самурае и других  персонажах постоянной экспозиции,снова упомянула мерзкого Нэдзуми (крыса-оборотень) и показала его противную рожу с приклеенной улыбкой. Я  не  обратила  на  это особого внимания. И не   смогла остаться  на мастер-класс по «кокэшам» с заранее  сделанными заготовками кукол, ведь в театре меня ждали  сам Мессир  с компанией. 
Многое в спектакле удивило: отсутствие Геллы,  особы явно  вампирической и женски неотразимой.Рыжего  же силача Азазелло, прихрамывая, изображала дама. Воланд   был насмешлив и   незлобив (Алексей Колубков артист очень хороший, он же … классический «милый папашка» у Островского). Правда, время  от времени  он поднимал руку, и тогда  по его жесту стихало всё.
И он так аппетитно уплетал свой  десерт в антракте, когда в фойе проходил сеанс черной магии  с «разоблачениями». Музыканты в черном   задали темп,  Бегемот  и Коровьев усмиряли наглеющего конферансье, мы удобно  приземлились   в амфитеатре, среди    каменных ступеней .Я увидела  рядом  с собой чудную Елену Камбурову  (она пришла  в театр с охапкой белых цветов). Теперь Елена  Антоновна искала свободную подушку,я подвинулась –  мы оказались почти что  на  одном сидении. Мы сидели среди каменной красоты.Выставка каталонской художницы Розы Сёрры - скульптур удивительной пластики, свободы и простоты -  проходила в эти дни в Зимнем саду  театра.
Сеанс не обошелся без денежного дождя. Купюры, правда, были  в  нынешнем  их виде  и  скопированы более чем удачно .Зрители  оказались внимательными читателями Михаила Афанасьевича и не позарились  на «золотой дождь». Как помните, кое-где  рубли  превращались в доллары, и за «товарищем»  потом пришли    заинтересованные  органы.Одна  я тихонько подгарнула к себе пятитысячную  банкноту «на память» и с облегчением увидела, что великая драматическая певица  делает  ровно  то же. Картинки с наших бумажных «кукол» не исчезли   и после спектакля, так что  сеанс магии  обошелся без  разоблачений.
Удивила одна из моих  любимых фоменок.Она  как будто   уже  заранее натерлась волшебным кремом  Азазелло  - столько было озлобления, даже ожесточения в ее Маргарите. Сама же  сцена превращения благовоспитанной генеральской жены в ведьму  на метле решена пластически   блестяще.Красавица  Марго колотит в барабан  с нарастающей яростью.
Пластика здесь - равный драматический  участник. Как непомерные  вериги на шее, таскает на себе тело еще живого  Иешуа  Понтий Пилат.Теперь  это его вечная ноша  - нравственная, что потяжеле физической будет. Перемещение пройдохи Лиходеева из  Москвы в Ялту  тоже дано в виде пластического этюда  - бедняга болтается   то  там, то сям на лонжах    - и высоко, чертяка, болтается!
Необычен финал инсценировки: у каждого  здесь свой источник света (который, как известно, Мастер не заслужил). Уютный огонек  освещает лица Мастера и его возлюбленной. Понтий Пилат беседует с Первосвященником     у своего камелька.   Даже  у Ивана Бездомного свой огонь в ночи. На ум   приходит Цветаева: « Вот опять окно, где опять  не спят, может, пьют вино, может, так сидят»
Вообще, много удачных кусков, актерских работ, находок, юмора, но как   из отдельных  пазлов, единого общего впечатления, увы,   складывается.  Возможно, я грешу против истины или  пересмотрела Булгакова, или незабываемая   дзекуновская  постановка в нашей «Карле Марле»   действительно была гениальной.
…с чудищами
Ехала  домой как будто  по правильной ветке,  села в переполненный вагон, мне  тут же уступили место ( такая редкость!), и я наслаждалась пару-тройку остановок,пока не сообразила , что направилась в противоположную сторону. Пересела, и  вагон полупустой,  все хорошо, но вскоре нас высадили – дальше поезд не пойдет. Приехав в темноте,  подземного перехода своего  не узнала , вырулила аж  по другую сторону Дмитровского шоссе. Стояла глухая полночь… или  почти глухая, когда я  подошла к дому.Привет всей честной компании Мессира и  13 -му числу, которое высветилось у меня на  проездной карточке , когда я в  тот вечер метро спустилась!
Чудеса в решете продолжились  и назавтра:  приятельница ждала меня на следующей станции метро (пять минут езды), а я снова уехала   взад. Казалось бы,перейди   на другую сторону, вернись   - и всё…Ничего подобного, это уже не та станция, снова  надо куда-то  идти  по переходу.Я сильно  опоздала,  приятельница даже вздремнула в  душном подземном царстве.
Мы направились  на выставку Брейгеля и Босха на бывшем хлебзаводе. Пространство  это симпатичное, просторное,  сплошь молодежное.Два  самых «мрачных нидерландца»    побывали вместе на выставке в Лондоне,  мы  же видели лишь компьютерные копии на полотне.Страшилки Босха состязались в причудливости образов   с Брейгелем старшим.
Брейгель  не застал уже в живых своего великого земляка -  родился через несколько  лет после его ухода. Он не  только высоко ценил Босха,  но учился  у него, копировал  босховские сюжеты.  Повторял темы : например, его серия рисунков "Семь смертных грехов",где изображенные фигуры  - как бы метафоры  порока. И  тот, и другой любили народные изречения и иллюстрировали их   на картинах. Долго пришлось  нам изучать циферки и подписи к  изображениям на большой картине «Воз сена» и ей подобных (фламандская поговорка: "Мир - это стог сена: каждый хватает, сколько может").
Представлены их    знаменитые полотна «Корабль  дураков» и  «Притча  о слепых», которые  не растекаются «мыслью по полотну», как картины-«поговорки» и  оттого кажутся гораздо сильнее. Среди нагромождения чудищ, уродов,  полных порочности и злобы, я   с облегчением  отыскала брейгелевскую зиму , где есть радость земного бытия (недаром в «Солярисе»Тарковского  она подана как олицетворение тихих человеческих радостей), и  отчетливо поняла, что люблю Брейгеля  не за  поучения его наивные, не за страшилки страшные, а именно  за зимние картины.
Встреча с чудищами  на сём не закончилась. Мы чудно провели день, отобедав в кафе «Чайковском» -  прямо  на площади перед знаменитым концертным залом.   Посмотрели хороший спектакль  по довлатовскому «Заповеднику»в  театре Моссовета. Здесь, в отличие  от студенческого, который привозили к нам,  все-таки есть Довлатов – большой,несуразный, отрешенный среди деятельного люда экскурсионного бюро и …   слишком интеллигентный для   человека пьющего и пишущего, который легко  находил язык с любым   забулдыгой-работягой. Есть его жена, к которой его тянет, несмотря  ни на что,  и которая все же  увезет его из Союза. Есть одинокие сотрудницы, те инфантильность  подчеркивают нелепыми  деталями вроде огромного банта.
Есть даже явление Пушкина..Но такое дремуче шаблонное  - лучше б его   и вовсе не было.  Не приняла  я и подчеркнуто  карикатурное изображение пьяниц Заповедника. Слишком   это  большая   наша беда, чтобы подавать ее так  плоско .
Вечер был   теплый, мы сидели с подругой в саду Аквариум - историческое местечко в центре первопрестольной.Один из первых увеселительных садов столицы, где  одно время работали тир, кегельбан, фотография, площадка для гимнастики, в  беседке помещался аквариум, действовал каток.Здесь был летний театр, где выступали Комиссаржевская, Собинов , многие другие.Театры имени Моссовета и  сатиры пришли  ему  на смену.
И   - новые фонтаны с фигурами, одна из которых - языческое разгульное существо -  усмехаясь, глядела  на нас. Уютно светили  низкие белые  шарики фонариков, пойманные, как воланы, в ажурные металлические сетки. Прямо за нами, у красивого шарика происходила какое-то шевеление. Я  то  и дело оборачивалась и видела в темноте  только исчезающую  черную тень. Обернувшись в пятый  или шестой раз, я  ее , наконец, разглядела.У  садовой урны  нагло орудовала  крыса…
Меня как ветром сдуло  из милого садика. Крыса  запросто разгуливает в самом центре? Не нэдзуми  ли сюда   пожаловали? Чур меня, чур!.. Впечатление от вечера непоправимо испорчено. Нашествие  на город сатаны,  уродливые чудища Брейгеля и Босха, а тут еще  эта четвероногая тварь – не слишком  ли много за два дня?
Домой добиралась с новыми  приключениями, а  ночью мне приснился разноцветный худосочный котенок,напоминающий своими розово-зелеными  полосками   радугу  на ножках.

Его подарили против моей воли,я пыталась  оставить  его  дома   - худышка побежал  за мной.  Просыпась,  я   уже знала -  все неслучайно.  Японские духи охраняют  от своего самого  злобного  оборотня.
…с АЗ и Алисой
Еще три  моих московских дня,    были, к счастью, вполне земные.Один  - в Пушкинском музее , на выставке Вермеера и Рембрандта, с картинами учителя этого смурачного  гения  ,  и соученика,  и учеников , и   современиков.Прославленная Лейденская коллекция . Из частного собрания в Америке  привезли 12 полотен Рембрандта, Говерта Флинка, Геррита Дау, Франса ван Мириса, Яна Ливенса, Якоба ван Лоо .
И, возможно, самая большая  ее ценность – "Девушка за верджинелом", (разновидность клавесина) Яна Вермеера , чьи картины вообще   -величайшая редкость.Нам  рассказали, что в мире  едва сохранилось 40 его работ, у нас  их  нет вообще. И вот  эта  крошечная жемчужина, полная внутреннего  сияния, попадает   на выставку в ГМИИ им. Пушкина. А какой таинственный свет изливается с женского портрета Рембрандта! А сколь  прекрасны работы   Яна Ливенса,  его друга по жизни и  главного соперника в творчестве…Ливенсу даже пришлось уехать в Англию. Тесно двум медведям  на  маленьком пятачке Голландии!  С автопортрета  Ливенса смотрит на нас лицо умного, сильного, как будто  бы  близкого по времени человека.
Как  и в каждый свой приезд,  поспешила в музей АЗ –Зверева , гениального рисовальщика
XX века. Вот уж кто человек от земли, даже слишком : и его  настигла «русская болезнь». Выставка непривычно масштабная для  трех камерных залов АЗ, где обычно  берут  другим –штучной подачей картин, видеорядом, аудиоэффектами, мультиками с участием зверевских моделей. Все  это есть и сейчас , но музей отмечает   свое трехлетие и подготовил к показу большой выставочный проект  «ЗВЕРЕВ-GALA.287»
Ровно столько картин,рисунков, книжных  иллюстраций, абстракций  увидели мы в маленьких залах.Здесь воздушные, прелестные, написанные влюбленным живописцем женщины Зверева .Здесь его  смелые супрематистские полотна, еще более смелая  графика женского тела в стиле ню. Плавность линий напевна  и доведена до высшего лаконизма. Иллюстрации к Гоголю добавляют еще градус сумасшествия теряющему остатки разума герою… Воистину, нет жанра и темы, не поддающейся этой  талантливой руке…
«GALA» в переводе с французского означает торжество, празднество.   Как пишет  автор и куратор проекта Полина Лобачевская ( и зверевская прекрасная модель): «Зверев - это праздник. Зверев - торжество искусства над прозой быта. Зверев - всегда представление. Зверев - всегда открытие. Поэтому «Зверев-GALA».
Праздник был и у меня  в душе, когда я спускалась в метро. На подземном переходе Охотный ряд  нас нагнала бегущая толпа юнцов. С криками «Россия, вперед!» они промчались мимо полицейских, впереди что-то ощутимо звякнуло.  Каменюка разбила плафон лампы, который мирно провисел здесь чуть не с основания метро. Служители порядка ринулись за хулиганами, но  их   и след простыл.
Когда наши не без достоинства  продули  хорватам, я даже обрадовалась: кто знает, в какие еще  формы может  отлиться   такое «боление»  и ликование без тормозов?
День с Алисой был самым тихим, дети повезли меня в Одинцово, где нарядные  аккуратные домики замыкались внутренним двором аж с двумя фигурами кэрроловской героини, с кроличьей норой,  прятавшемся там ее хозяином,  зеркалами со смещенным пространством. И, по-моему,  с Чеширским котом и Синей гусеницей, - той самой, что курила кальян. Тоже, конечно, чудища, но  вовсе не страшные, родившиеся в умной  голове   ученого-математика, к тому же  большого шутника. А потом был прекрасный парк, где в сосновом лесу разбили вело- и пешеходные дорожки,  у пруда настелили  сходни  и  разместили длинные  удобные сидения.Он неподалеку от Заречья и  от Сколково.
Это был мой последний день в столице.Завтра меня  ждало Подмосковье…
                                                                                             Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments