irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ОБЛАСТНОЙ ДОМ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ.ПОСЛЕДНЯЯ выставка

                                            ПРОЩАЙ, ДОМ НЕССЕЛЬРОДЕ!

ДОМ УЧЕНЫХ
«У России были всякие времена: и легкие, и тяжелые.
На нашу долю выпадало множество всяких потрясений. Но, тем не менее, саратовцы не забыли имя своего известного земляка, графа Анатолия Дмитриевича Нессельроде. Граф имел свою личную усадьбу в Царевщине и, помимо этого строения, обладал домом в городе Саратове. На сегодняшний день этот дом в Саратове является памятником архитектуры, который был построен в середине 19 века. По приезде в Саратовскую губернию, Анатолий Дмитриевич развернул бурную общественную и политическую деятельность. В начале девяностых годов 19 века он купил здание, которые находилось на углу улиц Московской и Приютской (на сегодняшний день эта улица носит название Комсомольской)… Нессельроде после долгожданного приобретения разработал собственный план внутреннего интерьера здания и с достоинством воплотил его в жизнь. На сегодняшний день в бывшем доме графе находится саратовский Дом работников искусств», - писали в путеводителях по Саратову.
Да, все мы знаем дом Нессельроде на Московской,и Дом ученых,в который он превратился, и областной  Дом работников искусств, как он  был еще раз переименован.И у Саратова были всякие времена : и легкие, и тяжелые. Но бывший дом графа выжил (благодаря большим усилиям прежнего его директора Марины Алексеевны Мушкаевой), пережил реставрацию , долгое время заменял всем творческим союзам области родной дом. Здесь происходили их встречи, заседания, выставки, здесь были лучшие в городе елки и  конкурсы детского рисунка. Здесь так изящно накрывали столики в «Театральные понедельники», такой дух творчества витал под его крышей… И я даже назвала свою статью о нем в Российском журнале «Дом, где согреваются сердца».
Но почему был,  почему я говорю  о нем в прошедшем времени? Все очень прозаично.Оказалось, что дом не принадлежит областному  минкульту, как многие полагали,и оплачивать его аренду оно уже  отказывается.Выход для себя правители города видят в том, чтобы передать здание Дому офицеров,а все службы Дома искусств ,наоборот,перевести в бывший Дом офицеров.Рокировка загадочная и неубедительная: крошечные комнатки дома Нессельроде  вряд ли вместят все  толпы курсантов и  чинов,а в огромном , «сталинском» домище на Котовского, похожим своим внутренним устройством на военные казармы, к тому же  безмерно запущенном, наглухо исчезнет особая атмосфера ОДРИ, пропадет ее   прелесть и камерность.
Но,увы, это не Дом трезвости,за который так  стойко сражалась Наталья Королькова.Тут сражаться  некому.И вот нас,журналистов, художников, музейщиков,  зовут на поминки по Дому искусств.Ведет встречу художник и руководитель цикла «В мастерской художника» Виктор Ситников. То и дело поглядывая на фотографию Анатолия Дмитриевича ( с портрета саратовского художника)за своей  спиной  , он рассказал увлекательную историю его жизни.Русского парижанина, высокообразованного человека, купившего имение в Царевщине под Саратовом, ставшего крупнейшим в губернии землевладельцем, общественным деятелем,благотворителем, имевшего библиотеку на 10 тысяч рублей (баснословная сумма по тем временам!), коллекцию восточного оружия и  -мечтавшего соединить Саратов  и  Париж железной дорогой (один ее участок из своего имения он протянул).Успел,к счастью, эмигрировать в Париж.
О его внуке Алексее Нессельроде, преподававшем в саратовском вузе, очень интересно рассказывала Наталья Алексеева,  коллега графа.Мы  посмотрели также  мини-выставку картин Ситникова, посвященную Старому Саратову.  Почти везде фигурируют особняк на Московской, его дворик, внутренние интерьеры.Виктор пришел в живопись из  архитектуры,  внимание  к подробностям интерьера у него оттуда, как и некоторая суховатость кисти. Хотя,  скорее, это  лаконизм и строгость. Что не мешает художнику уносить нас в мир грез. У него на  улицах  и проспектах оживают  фигуры  былого, в графском дворе по-прежнему ждет хозяина маленькая парижская машина -первая в городе! – а в Мавританской гостиной размещается уникальная  коллекция Нессельроде.
С Домом искусств мы попрощались   бокалами  шампанского, но все равно было очень грустно. Журналисты и писатели, живописцы и музыканты, актеры и  фотохудожники… Все мы остались без Дома, который так  любили, и который любил нас.Тыщу раз прав Маркс: сначала экономический базис, а потом уже всякие там надстройки в виде культуры и интеллигенции.
                                                                                                  Ирина Крайнова, фото авторские и - из фотоархивов


Ситников 007Ситников 001
Ситников 009


ДОМ УЧЕНЫХ АВТО      ИНТЕРЕСНЫЙ  ФАКТ
В Саратове первый автомобиль появился в августе 1900 г. Его привез со Всемирной выставки в Париже гласный Саратовского губернского земства, граф Анатолий Нессельроде. Машина была маленькой, с закрытым кузовом-тентом, деревянными колесами, цепной передачей, двухцилиндровым двигателем мощностью в 2 л. с.Водитель графа часто жаловался ему на плохие саратовские дороги - мостовые тормозили ход автомобиля и раскачивали его. Смотритель Александровского ремесленного училища Курныгин попросил хозяина автомобиля сделать пробный рейс. Это было 8 августа 1900 г., тогда же произошло  первое ДТП в Саратове. Слетел один из передаточных ремней, и машина врезалась в дерево. Уж через 3 года у неудачливого смотрителя был свой автомобиль. Его по образу и подобию парижского авто Нессельроде собрали инженеры Миллер и Бунин. Этот автомобиль вошел в историю Саратова, как первая машина, созданная местными мастерами.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments