irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ПРОЕКТ АРЖАНОВА И РЫЖЕНКОВА

ИЗ САРАТОВА С ПРИВЕТОМ

Он  не в Саратове, он -  «из», из тех, кто уехал и состоялся   вдалеке от железных объятий партийной советской периферийной поэзии.
Как вспоминал литературовед, преподаватель СГУ Владимир Семенюк, «Сергей стал основателем и лидером поэтического объединения "Контрапункт».   Он выступил как настоящий организатор литературного процесса: регулярные, два раза в месяц, литературные вечера, дискуссии; вместе с Олегом Роговым организовывал приезд и выступления в городе таких поэтов, как Алексей Парщиков, Сергей Бирюков, Дмитрий Пригов, Владимир Эрль, Ольга Седакова, Нина Искренко, Владимир Ханан, Алексей Шельвах и др. Печататься все равно не давали. Вместе с Роговым Сергей выпустил пять номеров не подцензурного журнала "Контрапункт" и составил несколько поэтических книг участников объединения».
И добавлял: « деятельность "Контрапункта" – высшее достижение саратовской неофициальной культуры и достойное завершение традиций».
Не  так  уж давно театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» показал премьеру  - спектакль «Контрапунктом» по поэзии членов объединения. Мы  как бы увидели спектакль первой поры нашего камерного театра, с самого начала ориентированного на музыку, пластику, слово.
«Контрапунктом» проходила здесь музыка, чудесная, узнаваемая и всегда новая музыка композитора, гитариста, актера Игоря Гладырева. Многие стихи поэтов  положены им  на музыку.  Они хорошо играли словами, эти непризнанные саратовские гении,  глубина смыслов ненавязчиво всплывала за  неожиданностью строчек. В  том краю, где «кончается юность – начинается совесть»,   беспомощно «зависает  завистник» , «и истории ветер сквозит». Какг оворил  Игорь Альбертович в одном интервью,
« в «Балаганчике» все составляющие («разные» искусства) присутствуют на абсолютно равных правах, без ущемления. В то же время результаты каждого из искусств имеют самоценное значение: существуют и как неотъемлемая часть спектакля, а также могут существовать и сами по себе. Например, музыка, написанная к спектаклю, – это самостоятельное музыкальное произведение, то есть ее можно исполнять…отдельно играть в любом концерте».

На  днях в Радищевском музее в  бывшем ПАКСе ( а раньше  - здание истфака- филфака СГУ ,а еще  раньше  -  здание биржи)  прошла презентация мультимедийного арт-проекта «Прив
ѣ
тъ изъ Саратова
». Авторы  его –  теперь московский поэт Сергей Рыженков и  известный саратовский художник Николай Аржанов. Мы услышали Сергея  на презентации проекта. Здесь сошлись несколько видов искусств.Ведущая  искусствовед Галина Беляева,  отметила, что «такого сложного действа, объединяющего живопись, графику и литературные тексты, давно не было в Саратове».
Выставка-проект "Привѣтъ изъ Саратова" состоится в музее в 2019 году. Открыть  саратовцам  то, что не попадает  в набор привычных «открыточных видов», привычное же  показать  как «противоречивые смысловые доминанты городского текста-пространства». Такие  задачи.
Зрителям  показали восемь картин Николая и  несколько  его графических произведений. Стихотворные тексты  прочел Сергей Рыженков. Кисть Аржанова, быстрая, звонкая, цветная, поспешающая за    переменчивой мозаикой солнечных бликов, вела свою тему. Поэтическое слово Рыженкова - свою. Изредка они пересекались, встретившись на мосту у Саратова товарного или  в   рыбацкой  лодке. Но  больше существовали в своих, параллельных творческих мирах. Да и «что  ждать от где всё лишь поиск предлогов/перетасовка сквозная и в несчётных сквозь/только движенье стяженье перепады токов/вероятность оси на которой отложено что это не ось».Интеллектуалы в  этом месте просто блаженствовали.
Время  от времени в монолог поэта кто-то вторгался . То художественный руководитель театра  «Балаганчикъ» Елена Смирнова  с чтением энергетичных стихов  тоже  «контрапунктовца» Светланы Покровской . То Игорь Гладырев  заводил стихотворную «втору». Прозвучали и несколько его музыкальных композиций, придавшим стихам Рыженкова  больше ритма и  динамики.
Было  немного жаль, что не дошло до  стихотворений-воспоминаний  детства. Владимир Кузьмич Семенюк  даже завидовал  тем, кто впервые читает рыженковские  строки: «…И татарин искры с наждака/высекает ножиком в теньке,/под платком под носовым башка,/с узелком на каждом уголке./То ль гитара за окнами хрипит,/то ль к губе чинарик пристает/ – по двору белье, как пух, /летит, /колокольчик мусорки поет».
Все  это было, было в нашем детстве: и  уличный точильщик с его тоскливо тягучим   рефреном «точу-ножи-ножницы», и туго накрахмаленные наволочки  бельевой  веревки, старьевщик , величаво,с разбором,  забирающий всякую ветошь, заливистый  клич ручного колокольчика – мусорщик приехал!  Это тоже «противоречивые смысловые доминаты»  трудного послевоенного детства. Но от самого поэта мы и знаем, что когда « все меньше говорят/откуда это происходит/ тогда все больше происходит/того о чем не говорят». Значит, произойдет еще очень многое и  неожиданное.
                                                                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments