irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ХВАЛЫНСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ.Пятый фестиваль поэзии


 
                              РАДУЖНОЕ ДЕРЕВО у РОДНИКА

Радужным деревом назвали свою выставку у  Святого родника в Хвалынских горах Национального парка  художники.  Поэтический фестиваль "Радуга ХХI век" отметил свою первую круглую дату.
Как-то так получается , что бываю только   на нечетных фестивалях. Первый, третий, пятый. Увидела отрадные перемены.
Сильных поэтов и тех, кого  можно назвать поэтами (а не каждый худо-бедно рифмующий строчки  таковым является), выделили в специальные номинации и выпустили в первой половине фестиваля, когда еще внимание  не рассеивается от бесконечной декламации.
Выступил превосходный  хвалынский поэт Григорий Большунов,чьи  стихи всегда энергичны и остры . Григорий  весьма скромно позиционирует   себя: «Напишите,ребята, домой,/Что  бродяга немного поэт,/Не был трусом  еще,  напишите.../Что осанну не пел  никому». И просто, без привычных   клише пишет   на «высокие темы»: «Кто за собой, /Не каясь, жёг мосты /И совесть не менял на эполеты, /Кто до конца/ Был с Родиной на «ты»,/ Как русские опальные поэты».
Надежда Лаврушина (Пугачев),тоже хорошо владеющая словом, говорит  с добрым  юмором о том, чего хочет  женщина: «удобные туфли и новое платье… платок батистовый, еще похудеть, цветов   и пирожных…» И даже в банальной, казалось бы,  теме находит неизбитые  обороты речи («Пишу письмо-роман, где главный ты»).
Умелое стихосложение  у балаковской поэтессы Таисии  Афониной .И очень лиричное: «Стоит  над  дамбой звон хрустальный,/Идет  по Волге ледоход».
Удивительно легко складывает строки  ее земляк Владимир Зорин. «Давай с тобою улетим / Куда-нибудь  на побережье./ Мы  оба  этого  хотим -/Вдвоем пропасть в углу медвежьем». Бесшабашная   Муза поэта неожиданно  заговорила  другим языком: «Звезда божественно  пылает над древним миром так давно».
По-настоящему гражданственная  поэзия у  журналистки , правозащитницы  из Москвы Елены Санниковой. Поразительно прекрасная женщина с восточными корнями, глаза которой лучатся добротой и  спокойным мужеством.  Ритмика ее поэтической строки увлекает сразу: «Слышим, слышим  этот вой-/Кружат, кружат вороны…/Было  худо, станет худо …".Дочь Мария Санникова всегда ездит на фестивали вместе  с мамой , и уже вырастает в большого поэта  на наших  глазах .Стихи Маши  попадают прямо в сердце.Вот кто   поразительно  может  играть  словами и смыслами .
Настоящим открытием фестиваля стало  явление Глеба Успенского из  Ханты-Мансийска, чудаковатого, симпатичного композитора,  вокалиста, поэта и музыканта. Глеб вместе с Еленой Евстроповой открыл «ПуМПуРуМ-театр». Участник множества музыкальных фестивалей и фестивалей современного искусства. Выпустил несколько поэтических сборников. Пишет музыку и песни для театра. Легко запоминаются его ироничные,как бы не всерьез строчки: « Тебя так много в моей голове, как будто  не одна голова, а две». Правда, на стихотворном сайте  я нашла эту строку с другим продолжением:  «…Что вот совсем скоро с ума поеду». Автор  не указан.   Что ж, удачные фразы могут приходить  одновременно   в несколько  голов.
У  полного тезки (по  псевдониму) российского классика есть   и  совсем японское, что  тоже меня подкупило: «У рыжего взгляд Басё».Глеб, высокий,  слегка  наклоненный к микрофону ,в темной шапочке,  пел,  читал   свои «рубленые», завораживающие, словно  мантры, строчки. Одно из самых  мощных   стихотворений –«Лифт до третьего/  не ходит/  -лифта  нет,/ Переехали соседи/  на тот свет…Я иду, слова теряю – раз, два, три!/ Тень  с глазами самурая – посмотри…»
А «коронкой» фестиваля стали его  стихи в стиле рэп под музыку  все  с  усиливающейся экспрессией: «Почему ты  никогда  не надеваешь свое красное платье?!»
Два стихотворения прочел  замечательный  саратовский  график, поэт с особенным  зрением живописца Вячеслав Морковин. О дальнем Востоке, где он служил в армии, о гибели  зимой  мастерских саратовских  художников. По  словам Славы, можно писать картины, «меряя ширь ветвями,/ Ветер берѐзы тянет/ Жѐлтого поля выше,/ В небо над красной крышей,/В синюю ширь простора/ Дальнего косогора».
Два  больших поэта (Саратов) не смогли   приехать вовремя , они   читали стихи  уже вечером, среди безудержной стихии свободного микрофона. Это Татьяна Овчинникова – лауреат многих конкурсов, финалист конкурса Ивана Тургенева. («Надо снова жить, надо снять оковы/И писать.../Да так, чтоб звенело слово,/Чтобы каждый миг превратился в вечность, /Чтобы понял ты, моё слово лечит».) Ее слово звенит! Стихи Татьяна очень личные,  проникновенные.И Елена Пономарева – финалист Международного конкурса Корнея Чуковского,  тоже многажды лауреат.  Помню ее метафоричные    строки о саратовской гармошке. «Ладно звучит  перебор за околицей -местных невесток магнит, льёт серебро да манит колокольцами /в сень кружевную ракит». Однако Елена предпочитает  иронический стиль. Может, потому она  ушла в детскую поэзию. Кто еще  так чуток к  интонации, к эмоции, как дети?
Были и другие интересные поэтические  выступления из Москвы, Саратова, Пугачева.   Участники фестиваля (а было их  очень  много -  Балаково,  Алексеевка,   Хвалынск,  Энгельс...) представили   остроумный «Дневник короедов», который намечает «тотальную ликвидацию  неграмотности» среди    вредного вида жуков. Это уже секция прозы, где несколько душещипательных рассказов прочли женщины и пару  юмористических -  мужчины. Очень смешной  - про козу  с козлятками, тихо сводившую с ума  хозяина своими  письмами.
При такой насыщенной программе на японскую секцию оставалось совсем  мало времени, и   я «галопом по Европам» пробежалась  со  своими очерками «по следам книги «Нэдзуми». Неутомимый вредитель Крыс и тут   мне успел напортить.
Почетными гостями фестиваля стали супруги Александр Трунин и Ольга Клюкина, чудные  литераторы из Калуги. Александр -  известный поэт, председатель Калужского  отделения СП.В поэзии  во многом пейзажист и импрессионист. Ну вот такие  строки: «Осенний закат полыхну янтарем…/И чтоб ничего не пропало,/Мы слушаем душу и краски берем./ Но знаем, что  этого мало».Оля наша землячка,  превосходный прозаик, ее романы и повести выходят в центральных издательствах. На фестивале  она прочла рассказ с  добрым мягким юмором  -  про мальчика и  помидоры.
Забегая вперед, скажу, что после  обязательной программы, после  выступлений неумелых рифмачей (а их все еще много, увы), после мастер-класса поэтессы Таисии Афониной (дело это   на фестивале новое и  очень нужное), после массы интересных вещей, здесь происходивших, у нас    хватило сил собраться вечером  второго дня в желтом, словно медовом тереме на просторной кухне. Стихи  и рассказы по кругу читали лучшие поэты и писатели фестиваля – Александр Трунин, Елена Пономарева,Татьяна Овчинникова, Александра Перекальская, Мария Санникова, Ольга Клюкина. Хорошей литературы много  не бывает!
Чего  только  ни происходило в эти  дни : тут и мастер-классы -  рисование гуашью, макияж; и восточные танцы;   и литературно-музыкальные концерты – составителем программы был режиссер и актер Егор Покровский; и дефиле «доброволиц» в  смелых  ансамблях от  московского модельера Ирины Барягиной; и  удивительный, неповторимый   московский кукольник Сергей Поляков,  его  театр одного актера -  гибкий ,  прямо каучуковый, такой же, как  его марионетки с глубокими впадинами  глаз   Мастера, какие-то его флейты, дудки, странные инструменты , похожие  на маленький клавесин;  и   душу рвущая казацкая песня в исполнении золотого голоса саратовской оперетты Антона Кузнецова (теперь, увы, бывшего); и  пронзительная «городская лирика» с гитарой и деревянной флейтой Егора  Покровского и
Александра Зеленюка ; и  кафе «Бродячая собака»  - родом из Пугачева с самыми яркими фигурами серебряного века.
А  чудесные вегетарианские «ведические» обеды  от Ларисы Мигурской из Петербурга и Николая Цыгана из Москвы, насыщенные божественным ароматом индийских специй?
А прогулка на старом омике через Волгу, когда под свежим ветром она вся  бежит барашками , напоминая морской залив ?
А  уже традиционная выставка картин и инсталляций на Солнечной поляне – там, где мы  за два дня все ноги отсидели на  жестких пеньках?  Талантливые творения братьев Степановых , художницы Елены Палехиной.
"Радуга"-дуга  заиграла всеми своими красками благодаря  директору Национального парка,  администрации, добровольным помощникам  и, конечно, матери-основательнице фестиваля, принявшей на себя все его хлопоты и  заботы,  Галине Перекальской. Богатырь ты, Галина, ей-богу!


                                                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments