
РАДУЖНОЕ ДЕРЕВО у РОДНИКА
Радужным деревом назвали свою выставку у Святого родника в Хвалынских горах Национального парка художники. Поэтический фестиваль "Радуга ХХI век" отметил свою первую круглую дату.
Как-то так получается , что бываю только на нечетных фестивалях. Первый, третий, пятый. Увидела отрадные перемены.
Сильных поэтов и тех, кого можно назвать поэтами (а не каждый худо-бедно рифмующий строчки таковым является), выделили в специальные номинации и выпустили в первой половине фестиваля, когда еще внимание не рассеивается от бесконечной декламации.
Выступил превосходный хвалынский поэт Григорий Большунов,чьи стихи всегда энергичны и остры . Григорий весьма скромно позиционирует себя: «Напишите,ребята, домой,/Что бродяга немного поэт,/Не был трусом еще, напишите.../Что осанну не пел никому». И просто, без привычных клише пишет на «высокие темы»: «Кто за собой, /Не каясь, жёг мосты /И совесть не менял на эполеты, /Кто до конца/ Был с Родиной на «ты»,/ Как русские опальные поэты».
Надежда Лаврушина (Пугачев),тоже хорошо владеющая словом, говорит с добрым юмором о том, чего хочет женщина: «удобные туфли и новое платье… платок батистовый, еще похудеть, цветов и пирожных…» И даже в банальной, казалось бы, теме находит неизбитые обороты речи («Пишу письмо-роман, где главный ты»).
Умелое стихосложение у балаковской поэтессы Таисии Афониной .И очень лиричное: «Стоит над дамбой звон хрустальный,/Идет по Волге ледоход».
Удивительно легко складывает строки ее земляк Владимир Зорин. «Давай с тобою улетим / Куда-нибудь на побережье./ Мы оба этого хотим -/Вдвоем пропасть в углу медвежьем». Бесшабашная Муза поэта неожиданно заговорила другим языком: «Звезда божественно пылает над древним миром так давно».
По-настоящему гражданственная поэзия у журналистки , правозащитницы из Москвы Елены Санниковой. Поразительно прекрасная женщина с восточными корнями, глаза которой лучатся добротой и спокойным мужеством. Ритмика ее поэтической строки увлекает сразу: «Слышим, слышим этот вой-/Кружат, кружат вороны…/Было худо, станет худо …".Дочь Мария Санникова всегда ездит на фестивали вместе с мамой , и уже вырастает в большого поэта на наших глазах .Стихи Маши попадают прямо в сердце.Вот кто поразительно может играть словами и смыслами .
Настоящим открытием фестиваля стало явление Глеба Успенского из Ханты-Мансийска, чудаковатого, симпатичного композитора, вокалиста, поэта и музыканта. Глеб вместе с Еленой Евстроповой открыл «ПуМПуРуМ-театр». Участник множества музыкальных фестивалей и фестивалей современного искусства. Выпустил несколько поэтических сборников. Пишет музыку и песни для театра. Легко запоминаются его ироничные,как бы не всерьез строчки: « Тебя так много в моей голове, как будто не одна голова, а две». Правда, на стихотворном сайте я нашла эту строку с другим продолжением: «…Что вот совсем скоро с ума поеду». Автор не указан. Что ж, удачные фразы могут приходить одновременно в несколько голов.
У полного тезки (по псевдониму) российского классика есть и совсем японское, что тоже меня подкупило: «У рыжего взгляд Басё».Глеб, высокий, слегка наклоненный к микрофону ,в темной шапочке, пел, читал свои «рубленые», завораживающие, словно мантры, строчки. Одно из самых мощных стихотворений –«Лифт до третьего/ не ходит/ -лифта нет,/ Переехали соседи/ на тот свет…Я иду, слова теряю – раз, два, три!/ Тень с глазами самурая – посмотри…»
А «коронкой» фестиваля стали его стихи в стиле рэп под музыку все с усиливающейся экспрессией: «Почему ты никогда не надеваешь свое красное платье?!»
Два стихотворения прочел замечательный саратовский график, поэт с особенным зрением живописца Вячеслав Морковин. О дальнем Востоке, где он служил в армии, о гибели зимой мастерских саратовских художников. По словам Славы, можно писать картины, «меряя ширь ветвями,/ Ветер берѐзы тянет/ Жѐлтого поля выше,/ В небо над красной крышей,/В синюю ширь простора/ Дальнего косогора».
Два больших поэта (Саратов) не смогли приехать вовремя , они читали стихи уже вечером, среди безудержной стихии свободного микрофона. Это Татьяна Овчинникова – лауреат многих конкурсов, финалист конкурса Ивана Тургенева. («Надо снова жить, надо снять оковы/И писать.../Да так, чтоб звенело слово,/Чтобы каждый миг превратился в вечность, /Чтобы понял ты, моё слово лечит».) Ее слово звенит! Стихи Татьяна очень личные, проникновенные.И Елена Пономарева – финалист Международного конкурса Корнея Чуковского, тоже многажды лауреат. Помню ее метафоричные строки о саратовской гармошке. «Ладно звучит перебор за околицей -местных невесток магнит, льёт серебро да манит колокольцами /в сень кружевную ракит». Однако Елена предпочитает иронический стиль. Может, потому она ушла в детскую поэзию. Кто еще так чуток к интонации, к эмоции, как дети?
Были и другие интересные поэтические выступления из Москвы, Саратова, Пугачева. Участники фестиваля (а было их очень много - Балаково, Алексеевка, Хвалынск, Энгельс...) представили остроумный «Дневник короедов», который намечает «тотальную ликвидацию неграмотности» среди вредного вида жуков. Это уже секция прозы, где несколько душещипательных рассказов прочли женщины и пару юмористических - мужчины. Очень смешной - про козу с козлятками, тихо сводившую с ума хозяина своими письмами.
При такой насыщенной программе на японскую секцию оставалось совсем мало времени, и я «галопом по Европам» пробежалась со своими очерками «по следам книги «Нэдзуми». Неутомимый вредитель Крыс и тут мне успел напортить.
Почетными гостями фестиваля стали супруги Александр Трунин и Ольга Клюкина, чудные литераторы из Калуги. Александр - известный поэт, председатель Калужского отделения СП.В поэзии во многом пейзажист и импрессионист. Ну вот такие строки: «Осенний закат полыхну янтарем…/И чтоб ничего не пропало,/Мы слушаем душу и краски берем./ Но знаем, что этого мало».Оля наша землячка, превосходный прозаик, ее романы и повести выходят в центральных издательствах. На фестивале она прочла рассказ с добрым мягким юмором - про мальчика и помидоры.
Забегая вперед, скажу, что после обязательной программы, после выступлений неумелых рифмачей (а их все еще много, увы), после мастер-класса поэтессы Таисии Афониной (дело это на фестивале новое и очень нужное), после массы интересных вещей, здесь происходивших, у нас хватило сил собраться вечером второго дня в желтом, словно медовом тереме на просторной кухне. Стихи и рассказы по кругу читали лучшие поэты и писатели фестиваля – Александр Трунин, Елена Пономарева,Татьяна Овчинникова, Александра Перекальская, Мария Санникова, Ольга Клюкина. Хорошей литературы много не бывает!
Чего только ни происходило в эти дни : тут и мастер-классы - рисование гуашью, макияж; и восточные танцы; и литературно-музыкальные концерты – составителем программы был режиссер и актер Егор Покровский; и дефиле «доброволиц» в смелых ансамблях от московского модельера Ирины Барягиной; и удивительный, неповторимый московский кукольник Сергей Поляков, его театр одного актера - гибкий , прямо каучуковый, такой же, как его марионетки с глубокими впадинами глаз Мастера, какие-то его флейты, дудки, странные инструменты , похожие на маленький клавесин; и душу рвущая казацкая песня в исполнении золотого голоса саратовской оперетты Антона Кузнецова (теперь, увы, бывшего); и пронзительная «городская лирика» с гитарой и деревянной флейтой Егора Покровского и Александра Зеленюка ; и кафе «Бродячая собака» - родом из Пугачева с самыми яркими фигурами серебряного века.
А чудесные вегетарианские «ведические» обеды от Ларисы Мигурской из Петербурга и Николая Цыгана из Москвы, насыщенные божественным ароматом индийских специй?
А прогулка на старом омике через Волгу, когда под свежим ветром она вся бежит барашками , напоминая морской залив ?
А уже традиционная выставка картин и инсталляций на Солнечной поляне – там, где мы за два дня все ноги отсидели на жестких пеньках? Талантливые творения братьев Степановых , художницы Елены Палехиной.
"Радуга"-дуга заиграла всеми своими красками благодаря директору Национального парка, администрации, добровольным помощникам и, конечно, матери-основательнице фестиваля, принявшей на себя все его хлопоты и заботы, Галине Перекальской. Богатырь ты, Галина, ей-богу!
Ирина Крайнова
