irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКИ. Декоративно-прикладное искусство, театральный музей,хвалынские движение



                  ЦАРСКИЙ ОБЕД, ИМПЕРАТОРСКИЙ БАЛЕТ и  САРАТОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ…

Стоит на какое-то время уехать – и выставки посыплются как из рога изобилия. 
…обеды
В Радищевском музее  открылось   три экспозиции. В историческом здании, в комнате, где обычно выставляется коллекция фарфора ,-  с интригующим названием «Мода на прошлое. XIX век. Эпоха историзма».  Очень  люблю рассматривать оригинальные подборки из бездонных музейных фондов.
Теперь тут  изделия из металла, стекла, фарфора, печатная графика, книги,   весь изукрашенный  кокошник.
Историзм - направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века, стремившееся к точному воспроизведению духа исторических стилей. Сочетание различных, уже «прошлых», «исторических» стилей, обретающих новую  жизнь в некоем «исторически неправильном единстве».  Начиналась  мода на «готический» стиль, «второе и третье рококо», «ренессанс», «ориенталь», «русский» стиль.
Как написано в пресс-релизе, «эпоха историзма как бы собирала, перечисляла, усиливала до чрезмерности мотивы из художественного арсенала имеющихся декоративных средств».Чайники и вазы а ля рококо - завитки, лепнина , обильная ,позолота. Всего в избытке, на грани  хорошего вкуса. Но  грань   не переходит. Ориентальный стиль  очень характерен для России, пограничной между Азией и Европой. Примером    смешения   стилей   служат  каминные часы с   ленивым турком (завод Корнилова). И стеклянная посуда с характерными узорами.
Готика отразилась  в сервизе Императорского фарфорового завода.  Просто маленький шедевр -  «витражный» стакан с эффектом светящегося мозаичного окна.
Русский стиль был  не  только данью  моде, но  важной  составной  национальной идеи: «Православие, самодержавие, народность».
Художник Фёдор Солнцев издает  многотомный альбом «Древности Российского государства» –  серьезную научную  работу с описанием основных памятников  архитектуры и  декоративно-прикладного искусства  России. Более 700 роскошных   изображений, на титуле  - богато орнаментированные  рамка,  заставка в  форме  терема, буквицы,как в древних  рукописных книгах.
 По эскизам того же  Солнцева  сделали  два фарфоровых сервиза в русско-византийском духе. Некоторые вещи  из  него есть в экспозиции.Стекло    хорошо имитировало дерево,  металл, керамику  с узором «а ля рус»  (  под   народную вышивку) . Цветные стеклянные вещицы  прочно входят в обиход   высших классов. А серебряная ажурная солонка в виде трона -  уже  произведение ювелирного искусства.

А такие кресла и стулья   я видела в доме сказочника Васнецова.С крестьянскими мотивами, рельефными изображениями ,вырезанной  на спинке  народной мудростью. Здесь   написана  поговорка: «Хлеб, соль ешь, правду режь» ( мастерская Василия Шутова).
 Приковывает   нвимание  меню трапезы российских императоров  по эскизам  братьев Васнецовых, Поленова, Бенуа. На фоне штандартов, московского Кремля, русских крепостей , прочей символики  читаем  названия блюд   довольно скромного царского обеда  Николая II от  26 мая 1896 года: суп русский с пирожками, форельки  разварные,  дикая коза, филе из цыплят   с трюфелями, холодное из омара, жаркое  из утки, артишок с грибами, горячее сладкое.  мороженое, десерт. Всего-то   10 блюд. Так  ли едало наше купечество!?..

…балеты
Гораздо  большие площади заняла   московская выставка – весь периметр второго  этажа. Она открылась в день рождения Радищевского  музея -   «Искусства миг. Музей Большого театра». На  вернисаж  приезжал  генеральный директор Большого театра Владимир Урин.  Здесь показана история главного  музыкального  театра страны  почти за полтора столетия. Начали складываться его  фонды   еще  100 лет тому ( более двухсот тысяч  единиц хранения ныне!)
К нам  приехало 140 экспонатов , всё - важные вехи  истории музея : эскизы декораций Петра Вильямса к балетам  «Золушка» и «Ромео и Джульетта» ,Вадима Рындина к «Дон Кихоту»  и  опере  «Снегурочка», Ильи Глазунова  - к опере «Сказание о граде Китеже, эскизы к спектаклям   выдающихся живописцев Константина Коровина и Александра Головина.
Отдельно дана  театральная история балета «Лебединое озеро»  (художественные решения разных лет, есть  и  не осуществленные), и Федора Федоровского – долгие годы   главного художника Большого театра. Участвовал в оформлении «дягилевских сезонов», а с 21-го по 54 –й год - спектаклей Большого театра. И постепенно  двигался от конструктивизма, условности и обобщенности  все к большей эпичности, историзму, утверждая на сцене стиль «театра-гиганта, который необходим стране гигантов и должен во всем соответствовать грандиозности масштабов размаха социалистического строительства».  В таком «большом стиле»   решены «Борис Годунов» «Князь Игорь», «Садко», «Хованщина». Занавес Федоровского – золоченый, тяжелый, с гербом и знаменами республик Союза  долгие  годы был визитной карточкой Большого ( мы видим  его фрагмент).
Но при всех его  «соцчертах» это большой самобытный художник, наделенный  безошибочным чувством пластики  и цвета. Потому так похожи  на живописные  произведения   его рабочие  эскизы.Однажды оформил оперу «Кармен» с такими цветовыми акцентами, что критика возмутилась:  совершенно невозможно  следить  зад ействием, видишь только красный свет,  заливающий сцену.
Кроме работ  художников   первой половины прошлого века  можно увидеть блистательные  эскизы  сценографов его второй половины- Вирсаладзе, Левенталь, Мессерер.  «Конек-горбунок» в решении мужа  Беллы Ахмадуллиной  по-настоящему лубочен и ярмарочно праздничен.
Где еще рассмотришь вблизи    легкое платьице Майи Плисецкой - Джульетты и неожиданно изящный  для  такой мощной фигуры, как Красс, костюм римского полководца Мариса Лиепы?…  Пышную короткую белую пачку  Одетты и  такую же,  черную -   Одилии? Пуанты   с автографами   лучших танцовщиков России и мира. Исписанные мелко, старательно   - Светланы Захаровой. С   широким росчерком  во весь  носок  - Николая Цискаридзе.
Афиши  и фотоснимки остановленных сценических мгновений, красочные программки и билеты  на спектакли с силуэтом театра и летящей над ним квадригой… И редкие  здесь постановки, как «Чайка» Щедрина «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Римского-Корсакова, «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, « «Роделинда» Генделя...Устанешь  ходить по выставке -  можно присесть   у экрана, и в зал музея ворвутся  длинноногий  стремительный Принц Цискаридзе и    великолепный  Красс Лиепы с  его  неотразимым мужским  обаянием.
…пленэры
30-летию хвалынских пленэров посвящена выставка в новом корпусе музея,  который наречен Гимназическим. 36 участников из разных уголков Росси,90  произведений . Это меньше, чем на юбилейной выставке в  хвалынской картинной галерее им. Петрова-Водкина, но  тоже  немало. Очень глубокую статью  написала о них Галина Беляева. Казалось  бы, прошло не много времени,и  рано  делать серьезные обобщения . Но искусствовед  сумела  дать  главные векторы движения  и  расставить важные  акценты.
«Примеров подобного долголетия в истории отечественного искусства немного... Основными факторами притяжения к группе, вероятно, следует считать харизматическую энергетику ее лидеров, Павла Маскаева и Владимира Мошникова, – и привлекательность ее идеологии. Отрицание официального было лишено негативно-критического пафоса возможности иного, более правильного – с точки зрения участников группы – варианта развития искусства».
Мысль, что русский символизм, расцветавший в живописи в начале прошлого века и прерванный    наступлением новой эпохи – октябрьской,  не сказал свое  последнее слово; восстановить распавшуюся «связи времен»  - задача, которую поставили лидеры хвалынского движения и   собравшиеся под их знамена художники из  Саратова, Петербурга, Красноярска, Балакова , других мест.
Они очень  разные, эти   живописцы, которые каждое  лето вместо расслабленного лежания   на берегах южных морей проводят отпускные дни иначе :  берут мольберты и палитры, пакуют чемоданы и отправляются  в некомфортные условия  хвалынского общежития – писать, обсуждать, спорить и снова писать окрестные горы, леса, сады, пруды, озера.
Беляева   выделяет «декоративный пленэр» Петра Уткина, замечая его   черты   и  в стиле группе хвалынских пленэристов. В первому зале  выставки   еще раз посмотрела светлые, легкие ( с добавлением песка , который, по словам Паши, придает солнечности  его кисти) картины Павла Маскаева. «Улавливание тончайших ритмических и цветовых нюансов натуры» было ему свойственно как никому. Хотя Паша умел быть  очень разным, и настоящим откровением  стали  его миниатюрные работы, родившиеся из цветового пятна.
Декоративны закаты и восходы   одного из сильнейших  графиков Вячеслава Морковина - в Хвалынске все становятся живописцами.Неожиданна здесь Наталья Леонтьева, которая прошла  большой путь от мастера лирической  «цветочной акварели» к цельным,  и  звучным живописным работам.
Нигде так  не  явственен голос символического  постмодерна, как на  картинах Владимира Мошникова.Темная, словно уже тронутая временем  поверхность, «надмирные» образы  вечной Музы в разных  ее ипостасях…Увидела  новую картину Володи с  очень меланхолическим настроением, где он как бы провидит будущее, уготованное всему  земному.
Звонкие шумы   оптимистичной палитры Елены Мальцевой.Доведенные  до  скульптурной  выразительности  фигуры  Елены Панферовой ,вплетенные в хвалынский каменный сказ.  Не видела  еще  эту ее  работу, где  лоскутки холстины как бы аукаются с жесткой фактурой гор.
А где  же    картины Лопуховой, Золиной, Палехиной, Гудковой, Батраевой и других,? Все  музейное время я потратила на  фильм о Хвалынске, снятый  режиссером  1о лет назад, когда  еще  была жива дочь Петрова – Водкина Елена ,а  наш дорогой Павел был здоров и бодр.Фильм  увлекает:    он  разбит  на главки,  мы видим всех  главных участниках пленэров  и понимаем, откуда у них «ноги растут». Я так  долго его смотрела, что   служительница  музея и слова  мне  не сказала о продолжении экспозиции  в зале по соседству.  Сильно опасалась, что  этак я вообще  отсюда не уйду. Что ж, есть  повод прийти еще .
                                                                                                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments