irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХВАЛЫНСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ. Финал пленэров, традиционных и новых

                              ХВАЛЫНСКИЕ ПИСЬМА. Часть 3

С ВЫСТАВКИ  НА ВЫСТАВКУ, или ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧЕМОДАНЧИКА

Именно так выглядел мой последний день в Хвалынске. Пять выставок  за несколько часов  - недурственно! Но сначала я с чемоданом  на колесиках ловила автобус от облминкульта  ( давало  министерство туризма и спорта). Обещан был  ба-альшой автобус, а   поскольку  я ехала заранее  и на целых три  дня,   подумала  и -  взяла чемодан с самым необходимым.
Утром в субботу   приедет автобус с прессой, с  ними я  проведу  день  и вернусь назад.Звоню пресс-секретарю министерства Ирине, но  они еще даже  не проехали Вольск.
- Еще  два часа будут ехать! – со знанием дела  говорит Галя, и мы  с  ее новой , просторной веранды перемещаемся в садик.  Я  - на скамейку-качельку, Галя –в кресло с новыми стихами  о Шагале. Мне нравится их образная стремительность. В разгар нашего приятного времяпрепровождения звонит Ирина. Приехали  и уже  зашли в ДК культуры.
Хватаю чемодан, волоку к дворцу -  автобусов  не наблюдается никаких, ни  больших, ни малых. Приехала  только   крошечная газелька, в поисках ее я  начинаю  нарезать круги вокруг  Дворца, не обращая  ни малейшего внимания на минибус  в отдалении, у Дома престарелых.И зря. Это и есть   министерская  газелька, без опознавательных знаков, без водителя внутри.
В ДК с   моим габаритным багажом не пускают,   вахтерша   весьма  нелюбезно отказывается «сторожить всякие чемоданы». Резонно: а если все начнут  на праздники с чемоданами , баулами  и здоровенными мешками приходить? Делаю еще  дежурный кружок вокруг дворца, в нарастающем зное летнего  дня . Полицейская охрана уже провожает меня внимательным  оком…Спасибо  моей Гале – договорилась  с секретарем директора, мы  гордо провезли чемодан мимо зловредной тетеньки  на часах.
Дальше события развивались стремительно. Презентация  монографии Владимира Мошникова у артобъекта Красный конь. Приветствия официальных лиц, несколько умных слов от автора  - и роскошное издание книги с многозначительным названием «Живописный символизм. Услышать  голос саратовской школы» и знаменитыми девушками  на обложке, выдержанное в триаде петров-водкинских цветов. Поистине царский подарок автора и РОСИЗО зрителям!
Правда, помогающие Володе девочки   строго мне  сказали, что книга  не для всех ( она и  правда  не для всех – по степени концентрации мысли, по  глубине  обобщений). Наш  чудный седобородый художник только кивнул: мне можно. Спасибо, Володя, за доверие.
Сразу затем -  в ДК выставка московского художника Алексея Андреева «Живописный символизм. Цифра». Символизм там действительно был -  индустриальный, в ногу со временем. Подводные лодки, самолеты, вертолеты, взлетающие, всплывающие, и странные летящие фигурки, словно    победившим законы левитации.Но больше было, конечно, технических штучек. В их создании участвовали и  аниматоры,  «увидеть» движение можно было только с помощью смартфона или андроида, скачав спецпрограмму. Кое-какие картинки показал  нам художник,  когда  же я  стала скачивать , сразу  потеряла из виду высокую худую фигуру Николая Титова -  мой маяк в море разливанном субботних выставок.
Я только успела выкатить на крыльцо чемодан – Коля выхватил его, чуть  не укатив   меня с чемоданом заодно. Неуловимая газелька  была  уже полна народа и готова к отбытию. Мой багаж еле втиснулся меж коленями коллег.
Больше я так не рисковала - вылетала с выставок раньше всех. Несколько раз мне казалось, что мы уже уезжаем.Три раза я попрощалась с художницей Светой Лопуховой.Но рекордсмен Лена Мальцева: мы с ней прощались пять раз на каждой новой выставке!!!
Мы еще посмотрели в только отремонтированном здании краеведческого музея ( я видела его, когда здесь   размещалась  верноподданная экспозиция , посвященная «серому кардиналу» генсека   - Суслову)    выставку гравюр из центрального музея современной истории России «Петров-Водкин и все, все, все…».Собственно, работа Кузьмы тут  всего одна , из  иллюстрированного  журнала, где рабочий и работница даны  на фоне фабричного пейзажа. Но есть  произведения  его учеников  и графика Юона, Герасимова, Фаворского, других известных советских  художников.
Кто-то сказал мне, что в 15.30 отъезжаем –  я пулей вылетела из музея.То была ложная тревога… Мы успели еще  добраться  до ярмарки  на площади, где ровными рядами висели скучно-правильные этюды учащихся художественных училищ страны – плод их пятидневных «володинских»  пленэров. Были  картины и   более интересные, с заявкой на смелость композиционного и  колористического  решения. Но таких  не много. Да,ребята получают крепкую профессиональную выучку,    это необходимо . А  я еще раз вспомнила слова отцов  традиционных Володиных  ( и Пашиных) хвалынских пленэров: не учат   молодого человека  мировоззрению в искусстве , «выявлять смысл бытия».
«Форма и цвет, объемлющий эту форму, — это и есть живопись», -говаривал Кузьма . Две основополагающие вещи пластического   искусства я увидела совсем рядом с  этими ученическими  этюдами, на выставке   наших «пленэристов». Накануне  до поздней ночи Мошников отбирал работы для ярмарочной выставки. Образы увиденного, облеченные в свободные разноцветные  фантазии, скакали распряженными конями, оплывали силуэтами старинных  особнячков, высвечивались разноликими  изображениями  великого хвалынского самородка – цитатами из автопортретной галереи самого Петрова-Водкина . Как жаль, что эту выставку   расположили  в   мельтешении ярмарочной суеты. Есть  на что взглянуть.
Мы еще раз успели пройти   по площади  - после Круглого стола, проведенного Поволжским отделением Академии художеств с участием  Константина Худякова ,вице-президента Российской академии художеств, художников и искусствоведов. Едва  художники успели познакомить  собравшихся со своими проектами, как вся саратовская пресса молча поднялась и не очень корректно  покинула  зал. Что не было  никаким демаршем, просто нам назначили время школьного обеда, который голодные журналисты  не могли пропустить.
При «втором пришествии»  на площадь   разглядела и   забавные инсталляции из сена, и серьезные, концептуальные   - от четырех  художников Степановых ( два брата и семейная  пара -  однофамильцы) и Елены Палехиной. Они  отражают тезисы биографии – Петрова-Водкина: игромания,  самогоноварение и иллюзия. Выигранная в карты  материнская ветвь рода, промысел прапрабабушки для выживания семьи и первый  удачный рисунок будущего художника –«дырка» в тетради...
Год 2018  от Рождества Христова в Саратовской губернии выдался  отнюдь не яблочный. Но  не для «отчизны яблок» Хвалынска. По-прежнему гонят  здесь изумительно вкусные  соки,   многие  лотки ярмарки украшают  гладкие,румяные, сочные плоды окрестных садов. Мы отведали яблочек знатного фермера Владимира Горбунова,а  его младшенький щедро налил  всей  гоп-компании молодую «Изабеллу»,  Коля  аристократично  пил домашний коньяк.Вино было терпкое, крепкое и -  совсем натуральное. У меня впервые за  долгие годы  не было отдаленных последствий  - голова  не болела.
Попали мы  на  и  презентацию еще одной выставки – «Друзья». Той самой, с художниками круга Петрова-Водкина.Всех пятерых  увидели на летней  сцене перед  картинной галереей. А сначала Вольский драматический театр показал отрывок из пьесы художника «Жертвенные» ( режиссер Олег Загуменнов).Пьеса насквозь декларативная,   режиссер и артисты сделали, что смогли, чтобы как-то  донести текст.Сам Кузьма Сергеевич в исполнении  артиста  Саратовской драмы Александра Фильянова  был  убедителен. Как и Борисов-Мусатов Александра Степанова (тюз Киселева). Да и вся их великолепная пятерка.Они поздравляли друга с… 140-летием друга. Называли и свой, еще  более   солидный возраст (кажется, тут ведущий Александр Авдонин, известный юморист, ручку приложил),  пили шампанское  за процветание губернии.Видела интермедию снизу, со спины, но записала  на видео,  оно идет    теперь в виде немого фильма ...  с бешеной скоростью. Да, киноператор  из меня  вышел аховый…
Губернатор пришел с площади пешком (виданное  ли дело?) и озадачил всю  прессу, назвав в приветственном слове  родной Хвалынск   самым старым городом области.Проверила уже дома: и правда, сторожевое   поселение на утонувшем в Волге  Сосновом острове   старше  самого    Саратова!
Красивые протяжные песни звучали из толпы, где хорошо спрятали солистов театра Лицовой. Но самый впечатляющий момент фестиваля - детский костюмированный  велокросс ,  ровно  с того места, где  бронзовый Кузьма Сергеевич садится на велосипед, чтобы отправиться в Мюнхен. Ехали   строгие  спортсмены в шлемах и  всем велообмундировании,  за ними, пестрою толпой , уже кто в чем -  бабаежки, буратинки, люди-пауки, мультяшки,принцессы…
Домой  добирались смешно  и трудно, как  обычно  бывает с собратьями  по перу. Ждали еще «кого-то в кепке», водитель ехидно рассказывал, что наш брат обычно запрыгивает в машину на ходу. Товарищ пришел без кепки – потерял. Коля,к счастью, не ехал,  я кое-как запихнулась задом наперед со своей писаной торбой, то, бишь, чемоданом. Куда б , интересно, я делась, еще  с Титовым на  борту ?!..  Снаружи к  крыше бы привязывалась?.. Товарищ без кепки  вручал мне   на хранениедиктофон и  иную  технику, умудряясь, сидя  спиной к водителю , на  неровной ухабистой дороге,  еще и тексты набирать. Эквилибрист прям. И нас успевал веселить.
В заторе  у переезда Сенная село большое розовое солнце . На подступах к Саратову взошла полноликая желтая луна. «А я оборотень, вот  у меня клыки,  как укушу-у…»- вдруг  обратился ко мне сосед. И что с людьми  долгий путь делает!… У меня был опыт общения с оборотнями.: «Рано еще! Луна  низко», - сказала я хладнокровно. Это  на удивление  помогло.
А мой вопрос, когда же в Хвалынск пойдут давно  обещанные метеоры , и вовсе вернул  соседа к реальности: «А откуда вы знаете, что это я  о них написал?!»Да ничего я    не знала, спросила наудачу…Вот  так весело и разнообразно мы  проводили время в газельке после хвалынского фестиваля.
                                                                                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments