irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ХВАЛЫНСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ. Люди движения


                                   
                   ХВАЛЫНСКИЕ ПИСЬМА. Часть 4.

Арабески. Владимир
Они были молоды, дерзки и хотели научиться писать иначе, не как  учили.
Вселенная услышала  их запрос. И  все люди, им необходимые, встретились  на пути. Сначала ,в Саратове,  - Валентина Челинцева, она  была   уже очень немолода, но наполнена «пульсирующей творческой  энергией, любовью к миру  и тому делу», которому посвятила жизнь. Как звено цепочки, связующей с саратовской школой живописи.
Потом, на творческой даче Челюскинская, их  словно ждал Павел Басманов.Он   до конца   своей   жизни  остался  Учителем, говорил  о Борисове-Мусатове  и художниках его круга только с придыханием :  «Если  б  он не ушел  из жизни  так рано, то неизвестно, как стало  бы  развиваться наше искусство».
Уже в Хвалынске, на пленэрах, встретилась Елизавета Серова. «Ученица легендарного Петра Уткина, живая хранительница…традиции».
Учителя и друзья   на пути к цели для   двух молодых бородачей,   смело талантливых и  очень красивых  людей -  «Услышать  голос саратовской школы». Так назвал свою книгу-исследование, книгу- по сути, учебник  пластического искусства,  один из  них, когда второго  уже не было на свете.Уход  друга (Павла Маскаева) Владимир Мошников переживал долго, мучительно  -  тут как  правую руку обрубили. Все у них было  на двоих:   извилистый,трудный путь взросления, поиски собственного живописного языка,  выдающиеся учителя и одаренные ученики  - участники хвалынского движения. И, конечно, Манифест -  о продолжении традиции саратовской школы. Где отмечены «важность пластической организации художественного произведения» и «создания в нем  особого поэтического мира, построенного  по законам гармонии  и красоты». Форма, образ и цвет – все, как учил Кузьма.
После ухода из жизни одного  из Атлантов небесный свод дрогнул, но не рухнул  -
приходится   теперь держать  за двоих. Хорошо, что рядом  стойкие помощники  ,единомышленники , выросшие  на их вере в саратовскую школу . Мальцева, Морковин, Лопухова, Леонтьева, Золина,Гудкова, Палехина…Хорошо, что подставляет худенькое надежное  плечо муза, друг, жена Наталья.
Володины символические  картины после Паши накрыла волна меланхолии. Что  это – печаль по потерянному другу  или предчувствие неотвратимого? ( «уж сколько  их упало в эту бездну, разверзтую вдали…»)
Но книги, его великой книги о саратовской живописной традиции эта волна  не коснулась. Здесь Владимир – серьезный теоретик  и мудрый учитель. Монография написана хорошим языком, обильно   снабжена фотографиями и первоклассными репродукциями,да  просто великолепно издана (РОСИЗО).
Я начала  потихоньку читать и листать, но процесс это долгий,  внимательный,затягивающий .Даже беглый просмотр оглавления  может увлечь: «Тайна Хвалынска»; «Европейское искусство через призму русского менталитета»; «М.А. Врубель и саратовская школа»; «Наука видеть» К.С. Петрова-Водкина»; «Наука видеть»  и кубизм» и т.д. Поздравляю себя и вас с  таким фолиантом искусствознания!
                                                                                                                                                                                                                                                                Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments