irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

БОЛЬШИЕ ГАСТРОЛИ театров России. Обмен: Саратов-Тверь



                          ОТ КОРОБОЧКИ  ДО ЧУДИЩА
Наш  тюз им. Ю.П. Киселева и Тверской театр юного зрителя  провели в  сентябре обменные гастроли.
Тверь  нам  не чужая  -  именно там начинал Юрий Петрович свой блистательный театральный путь. Выпускник таировской студии, Киселев   сначала был в Твери (Калинине) актером, начал  там  ставить спектакли, а вскоре   возглавил Тверской тюз. Обменные гастроли  -  это признание общих корней, традиций…
Театры показали зрителям по четыре спектакля в рамках федерального проекта «Большие гастроли — для детей и молодежи». Саратовцы  возили в Тверь «Дюймовочку» по Гансу Христиану Андерсену, версии романа Ивана Гончарова «Обыкновенная история» («Милый Сашенька») и повести «Дядюшкин сон» Федора Достоевского,  и так называемую «Новую драму» по пьесе Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила».
Спектакли  гостей прошли  на  нашей сцене с 13  по 16 сентября. Спектакль «Пустота»-  номинант национальной премии «Золотая маска» в жанре «театральный ситком» по пьесе современного драматурга Максима Черныша. «Мертвые души» Николая Гоголя -   в инсценировке Михаила Булгакова  .И два музыкальных спектакля для самых маленьких зрителей  по мотивам «Кота в сапогах» и «Красавицы и чудовища».
Я  только вернулась из поездки, потому главный театральный хит тверичан, увы, не видела. Гоголь же  в их исполнении, признаться, удивил.Конечно, плохую слышимость всегда можно объяснить  неважной акустикой зала. А зал Большого тюза  ею, увы,не блещет. Хорошо помню первую постановку в этих стенах- грандиозную «Капитанскую дочку» Адольфа Шапиро, когда слышно  было  только «народных» , Юрия Ошерова и Светлану Лаврентьеву.Но ведь слышно же !..Постепенно приноровились к новому, слишком большому  для  игры залу  и другие актеры.
Возможно, наши габариты   великоваты  и  для тверских артистов. Но и драматический диалог   в  этой гоголевской версии не затягивал , не приоткрывал   многомерности прочтения. Что прежде всего  относится к Чичикову, ведь погоду в спектакле делает   именно он.
Понятия  не имела, кто в  этом театре заслуженные артисты , программку изучила уже после спектакля.И что  же, именно у  троицы актеров  с званиями (Александр Евдокимов – Собакевич; Александр Романов – Плюшкин , Ольга Лепоринская – Коробочка)  не возникало  никаких проблем со сценречью, звук они подавали  далеко и четко . И образы  их персонажей  были обрисованы ярко, они запоминались.Тяжелый, неповоротливый  в общении, но   явно нацеленный на наживу Собакевич – такого  не собьешь.Обабившийся,  окончательно опустившийся , подозрительный  ко всем  Плюшкин. Несколько неожиданная Коробочка  - не  просто «тупая тетка» , как ее обычно  изображают.Довольно живая, верткая, опасающаяся упустить что-то ( все равно что!) из цепких маленьких ручек.Как мы помним, именно Коробочка, выясняя, «почем нынче мертвые души», смешала все карты  большой игры Чичикова.
Очень  хорош здесь его  лакей Селифан (Алексей Пучков), ему режиссер (Наталия Лапина)   поручила комично- серьезные разъяснения  старинных понятий и выражений, которыми гоголевская  книга б так аппетитно нашпигована (чубук, верста, бричка и прочее, прочее.) Пластика героев, включая  «миманс», выразительна и рассказывает о  них больше, чем пространные монологи. С актерами отлично   работает хореограф-постановщик Артур Ощепков.
Понятно, в общем,  художественное решение спектакля с «верстовой»  черно-белой раскраской  ( художник Александр Якунин).«Только версты полосаты/Попадаются одне»: Чичиков в дороге, да и вся Русь в конце романа, тронувшаяся, сдвинувшаяся с места, мчащаяся неизвестно куда.  Диагоналевой окраски здесь много,   слишком много,она везде  - в декорациях,в деталях оформления ,в рубашке  игральных карт, в программке спектакля, перечеркивая жирными черными  линиями  и так  уже тоскливый русский дорожный пейзаж. Но если авторы  постановки хотели вложить в  это символический смысл, то он ускользает,теряется в мелькании полос. Арестантская Русь носила полоски  иные – вертикально вниз.
А если речь шла  о  том, чтобы показать  таким образом «всю глубину настоящей мерзости» общества, то как раз «глубины» тут и не хватило. И  драматическое решение  больше кажется иллюстрацией  к Гоголю. Еще одной, тысяча второй.
Да и "версты полосаты"  сами  по себе  не дурны,  они были  введены в 1817 году Александром I повсеместно ,и отлично указывали путь  по  снежным и степным пустыням бесконечной страны.  Кстати ,милицейские жезлы, шлагбаумы, пограничные столбы, черно-белая кинохлопушка  тоже в диагоналевых линиях. А «полосатого видно при любом свете»!

Финал с фигурами как-то не очень внятен, хороший театральный критик  повернулась  ко мне и спросила:  «Что  бы  это значило?»  Зато интересен  образ бьющей в колокол.Но разбудит  ли она сонное уездное  царство? «Русь,…  дай ответ. Не дает ответа».
Мне очень понравилась сказка, которую я успела посмотреть,  -  «Красавица и чудовище». В отличие от многих , ушедших   во взрослое плавание детских театров, Тверской тюз сохранил верность  самому юному зрителю и  той волшебной обстановке, которую  только театр  и  может создать. Сюжет во многом перекликается  с  «Аленьким цветочком» Аксакова. Сказочные сюжеты  универсальны в мире. А «Аленький цветочек» - это символ киселевского  тюза,самая  красивая  его история, с черной комнатой,  со множеством превращений и  чудесной любовной  линией.
Чувствуется, что тверичане тоже очень  любят свою сказку.И поставили, и играют ее легко, озорно,  чрезвычайно пластично  (постановщик Ирина Зубжицкая, режиссер по сцендвижению все  тот же Артур Ощепков). Декорации  динамичны, изящны,   не обременены подробностями (художник Наталья Белова). Вот здесь  ключевой образ хвороста, который собирают бедняки Роза и Мартин, -  без «перебора», он угадывается и в  силуэтах старинного полузаброшенного замка.
Автор тексат О. Гурфова усиливает комическую линию за счет  очень  обаятельной,  забавной Молодой Феи (Виктория Бакластова), которая еще   не Волшебница, «а  только учится». Да и  милая девушка Роза, очутившаяся в заколдованном замке, мало напоминает скромницу и послушницу  Настеньку из нашего спектакля.
Принцу-чудовищу   еще  только  предстоит научиться о ней заботиться. Если в аксаковской сказке Хозяин неведомый  окружил девушку такой нежной опекой, что ей  ничего  не оставалось, как полюбить его, то здесь  их внезапная  любовь не  возникает так  уж естественно.Тем  более, что прекрасного Принца (Сергей Грищенко) и  Чудовища( Андрей.М.Иванов) играют разные актеры.Чудище –  не зверь лесной,а человек  страдающий, заколдованный могучими силами  и вынужденный носить страшную личину. Вот  об  этом актер порой забывает,  стараясь  лишь порычать «погрознее».
Старшая Фея (Галина Лебедева) сначала  нагоняет  на маленьких  зрителей страху, являясь  согнутая, в черном плаще.Много и других  мелких "ужастиков". Но  это  хорошо,  сказка   должна быть  немного страшной. В конце  концов  Фея  окажется строгой, но   справедливой волшебницей. Привлекателен   Мартин  - отец Розы в исполнении Виктора Дегтярева.Актер  сумел  даже в  сказочную канву ,не нарушив ее условности, внести  свою тоску по дочери. 
Сказка музыкальная, много поет  полюбившаяся зрителям Молодая Фея,   а ее заклинания напоминают волшебные слова из разных книжек. Да так  оно  и есть, ведь сочиняли их маленькие зрители, начитавшись других  чудных сказок. Вот заклинание, которое  у всех  без исключения «вызывает улыбку и хорошее настроение»:
Бучики- крючики,
Волтузики- карапузики.
Брови хмурить прекрати 
и улыбку обрети!
Его  придумал четырехлетний Дима вместе с мамой. Тверской тюз точно  знает «секретный рецепт приготовления восхитительной сказки»!

                                                                                          Ирина Крайнова, театральный критик, фото с сайтов


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments