irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ.ЭКЗАМЕН ПРИНИМАЕТ Трио-Соната

                    КЛАВИРНО-ОРГАННАЯ  ИСТОРИЯ

Клавесин

На днях мы продлили встречу с любимыми музыкантами  и  их инструментами. Преподаватели консерватории им. Собинова Елена Лельчук и Наталья Гольфарб пригласили нас  на  открытый экзамен по классу органа, клавесина , гобоя.
Клавир – это общее наименование струнных клавишных музыкальных инструментов в XVII—XVIII веках.Так что клавесин тоже относится к семейству клавиров.
Клавеси́н (от фр. clavecinклавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Музыканта, исполняющего произведения на клавесине и его разновидностях, называют клавесини́стом.
Так вот, Наталья, известная наша органистка, специализировалась по органу в Казани  (первый центр по классу  органа в России), но  потом  открыла  свой класс в нашем городе и успешно  учит ребят играть на  этом  подлинном короле инструментов.Наташа принимала экзамен у органистов,Леночка –  знаменитая  пианистка и клавесинистка  «Трио-сонаты»– у своего класса (клавесинного: 22 ученика в этом учебном году!).  А гобоисты  - студенты самого Владимира  Скляренко, прекрасного музыканта ,художественного руководителя ансамбля старинной музыки.Третий музыкант  ансамбля –прелестная Людмила Домбровски ,она поддерживала друзей из зала.
Экзамен музыкантов, тем более  - в консерватории,тем паче – на инструментах такого красивого звучания,не может не превратиться в праздник. К тому же  большинство произведений, исполняемых студентами, относится к эпохе барокко с ее глубокой, наполненной истинными страстями и светлой энергией музыкой. А Лельчук не преминула превратить ведение концерта в лекцию -  увлекательный рассказ о музыкальных пристрастиях и нравах королей и герцогов, при дворах которых обитали создатели концертов и сонат.
Сочетания органа и клавесина,клавесина и скрипки, двух гобоев и органа, разные другие комбинации погружали слушателей в гармоничный мир  отрешенной от всего суетного  галантной эпохи.С большим удивлением  созерцал все это со своего огромного мрачноватого портрета,тенью нависшего над Малым залом, гений дисгармонии  Альфред Гарриевич.Что ж, барочный  Вивальди и всеобъемлющий Бах  нужны современному зрителю едва ли не больше, чем его старинному предшественнику. Как  же ему восстанавливать душевное равновесие после обязательных дневных стрессов?Звучали и  эти два имени на концерте,и  многие  еще, блистательные.Не знаю, как экзаменаторы,а мы, зрители, получили истинное удовольствие.
                                                              Ирина Крайнова, фото с сайта


   ГольфабрСправка о Натальи Гольфарб
В 2000 г. Окончила консерваторию  им. Л.В. Собинова по специальности фортепиано, класс профессора В.Е. Ханецкого, в 2006 г. - Казанскую консерваторию им. Н.Г. Жиганова по специальности орган, класс народного артиста России, профессора Р.К. Абдуллина. В 2008 г. поступила в аспирантуру  Саратовской консерватории.
Начала работать  там с 2000 года. (концертмейстер, реставратор-ремонтировщик органа, преподаватель по  специализации  орган на кафедре специального фортепиано). В значительной степени благодаря её усилиям в консерватории был открыт факультатив по классу органа
Среди ее студентов - лауреаты и дипломанты всероссийских и международных органных конкурсов и фестивалей. Выпускники класса Гольфарб ведут концертную деятельность как в России, так и за рубежом.
В 2010 году  она выступила инициатором и организатором
проекта "Студенческая филармония". За небольшой период в проекте приняли участие представители девяти кафедр консерватории, было проведено около 20 мастер-классов по разным специальностям.

Это интересно
Клавесин  давно меня  покорил  своим пленительным звучанием. И я прочла  о нем  очень любопытные вещи.Самые ранние  упоминания  -в «Декамероне» Боккаччо, вышедшем в 1354 году, самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425г.). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся до конца XVIII века.. Потом  забыт почти на век. Возрождение игры на клавесине началось на рубеже XIXXX веков.
Клавесины XV века не сохранились вообще . Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века изготовлены в Италии, где центром их производства была Венеция. Они отличались изяществом.  Корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Звук был более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов. Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рюккерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева.
Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам.На конец клавиши опирается толкачик (или прыгунок). В продольном вырезе толкачика крепится лангетта, в которой закреплён плектр (язычок из вороньего пера , а на многих современных инструментах, плектр Delrin круглый или плоский, а также латунный), чуть выше язычка — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии на клавишу толкачик выталкивается вверх, а плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит язычку вернуться в исходное положение под струну, не задев её. Вибрация струны заглушается демпфером.Для регистровки, то есть, изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно.

на снимке Елена Лельчук -лауреат Международного конкурса
солистка ансамбля Елена Лельчук
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments