irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА. Дипломные спектакли. Версия "вечной темы" Олега Загуменнова



                                     ДОН ЖУАН ПОНЕВОЛЕ
В мировой литературе несколько  таких вечных сюжетов.
Самые известные, пожалуй, Фауст  - ученый,  стремившийся к истине, Дон Кихот -   благородный и чудаковатый,  и  Дон Жуан – безбожник и обольститель. Он  древнейший из  них. Еще Аристотель в «Поэтике» рассказывал историю , как в Аргосе статуя некоего Мития упала и раздавила виновника его  смерти.
Бесчисленные  легенды о  великом распутнике  широко распространились в средние века.  Есть и   реальный прототип  у Дона Жуана . Называют представителя аристократического севильского рода дон Хуана Тенорио. В  его похождениях участвовал  кастильский король. Убийство Командора
ордена Калатравы, похищение его дочери… Рыцари-калатравцы решили мстить  за смерть своего Командора. Назначили  свидание ночью в церкви, где похоронена его жертва, убили  его  и пустили слух, что  за ним приходила статуя.  И литературных версий подвигов  «всемирного греховодника»   великое множество. Первая известная  - пьеса Тирсо де Молина «Севильский распутник и каменный гость» (около 1630 г.).  В ее основе – как раз история Хуана Тенорио,  не подлинная, а  уже достаточно  мифологизированная .
В этой  пьесе Дон Жуан проникает  к  невесте  маркиза донне Анне. Прибежавший на ее  крик Командор убит. Случайно попав  на могилу Командора, Дон Жуан хватает за бороду статую и приглашает  на ужин. И снова убийца  пришел на могилу убитого... Оба проваливаются в преисподнюю.
У де Молина Дон Жуан — соблазнитель, которого увлекает  борьба  за подчинение  женщин своей воле . Нам известна   версия Мольера,  где  Дон Жуан   уже француз,  причем   отринут клерикализм ранних пьес  о нем. Пушкинский Дон Гуан не бесчестен –в силу бурного испанского темперамента  он влюбляется в каждую   встречную даму! В итальянской версии  силен комический элемент, мрачное начало отсекалось. В немецких переделках слуга Дон Жуана зачастую  играл  большую роль, чем его господин. Гофман предложил романтическую трактовку образа, сравнив  знаменитого распутника с Фаустом. Мериме наметил путь к раскаянию, показав  видение героя   -  собственные похороны. И  только у Байрона, в его сатирической  поэме,  Дон Жуан не сластолюбец. «Не он преследует женщину…а его — пассивного, не противодействующего, женщина берет, если к тому представится случай».
Когда  в начале 50-х годов прошлого века швейцарец Макс Фриш брался за вечный сюжет, он, конечно, был знаком  с байроновской  версией тоже .Ведь  герой его  пьесы («Дон Жуан, или  любовь к геометрии»)  тоже не   гонится за женщинами – сами, как подкошенные, падают к его  ногам. У Фриша героя   зовут, как   в реальной жизни, –он из рода Тенорио. И   первая пьеса  о нем (  де Молина)  здесь упоминается. Мы   уже сильно обременены знаниями наших предшественников...
И все же Дон Жуан Фриша иной.  Про пьесу пишут  - «лучшая, легендарная пьеса… в которой воедино сплетены психологизм, абсурд и иррационализм. Герой не столько аморален, сколько лишен каких-либо чувств, погружен в себя и потому не он играет обстоятельствами и людьми, а люди и обстоятельства играют им. И все, как и в великом романе Толстого, заканчивается прозой жизни»…
 
Уолтер Фабиан замечал, что  пьесу, « доставит удовольствие всем, кто наслаждается сверкающей мыслью и сверкающим словом» , Эрих Франзен увидел «подлинно швейцарскую смесь французского остроумия и немецкого размышления, увлекательно  поданную в театральной форме   с трагикомической основной идеей». Это была самая успешная драма  Фриша.Существует  нам нее даже опера  - французского композитора   (премьера  в 1969 году в Театре Жерара Филиппа в Сен-Дени).
А ведь драматург  писал  пьесу дважды,  возвращался к ней уже в 60-е  -  годы невиданного бунтарства студенческой молодежи,  едва не закончившиеся революцией. И Дон Жуан бунтарь, только неудавшийся.Приведем высказывание самого   Фриша и попытаемся понять, как осмысливает пьесу уже в наши дни  режиссер  и педагог дипломного курса народной артистки России Риммы Беляковой Олег Загуменнов ( поставлена на Большой сцене тюза Киселева). «В мире происходят многие вещи, которые не должны были бы происходить, и, напротив, не происходят вещи, которые могли бы произойти". Парадоксальность ситуаций, парадоксальность текста, парадоксальность героя…
Холодный шахматист,  сторонник стройной геометрической абстракции,  воспевший совершенство треугольника, Дон Жуан (Сергей Кузнецов)  сразу попадает  из  безоблачной детской  в разнузданную среду брачной ночи, где  свершается древний обряд чуть  ли не свального греха. Когда-то здесь   «сходились наугад, как попало и с кем попало, и никто не знал, у кого он в объятиях. Потому что все были в одинаковых масках и, как полагает летописец, все были голыми». А пластический рисунок спектакля  откровенностью превосходит  даже текст автора.
Герой худощав, изящен и как будто инфантилен.Но  шпагой владеет мастерски,  она очень ему пригодится ,  ибо  на каждом шагу  - вспыльчивые идальго и спущенные с цепи псы. В первом действии он вызывает мало симпатии, кажется рассудочным теоретиком ,  всех презирающим (есть что-то «байроническое» в его  нигилизме, как понимали сей эпитет лет двести  тому)  и выстреливающим прямо  в лицо все, что  он думает. Из-за его «правды-матки» гибнут отец, лучший друг, девушка, которой он воспользовался,а потом оттолкнул. Его самого раздирают здоровые молодые инстинкты и -  страх  перед реальностью.  И он ближе к нам сейчас, чем во времена Фриша.Не так ли пытаются укрыться в «интернетбашне» от пошлостей-мерзостей  жизни молодые  люди поколения next?
На программке (идея Олега Загуменнова) -   портрет актера в образе Дона Жуана.Тонкое нервное лицо,полуповорот к зрителю, высокий стоячий воротник, благородный темный фон, золоченая старинная рама. Но  даже если  б я  не знала, что  это работа блистательного Романа Белянина, пронзительный взгляд героя  (виден   даже в далеких рядах) и   какая-то отчужденность  от мира выдали бы  временную принадлежность портрета.
Со всех сторон к раме тянутся женские руки, жадные  до плотского наслаждения, однако художник спектакля Ольга Колесникова решает   декорации  с минималистической  чистотой  и  совершенством геометрических фигур ( « У каждого мужчины есть что-то более возвышенное, чем женщина, стоит ему только прийти в себя»).
В  следующем акте мы видим совсем другого Дон Жуана – усталого от жизни ,пресыщенного «любовями», навязанными   извне  (здесь  у него и появится  этот пронзительный взгляд, полный безысходности).Но  он еще куражится, мечется, надеясь выбраться из тенет  навязанного ему образа.Придумал легенду с Командором и  - превосходно ее воплощает. Но в финале легендарный искуситель повержен, как лермонтовский Демон, правда, повержен своеобразно.
Эпиграфом к пьесе "Биография" Фриш, чтивший Чехова,   берет  слова Вершинина , что если б ему была дана возможность начать жизнь снова, то он не стал бы повторять себя и, уж во всяком случае, не стал бы жениться... Подходит и к "Дону Жуану". Уйти в монастырь  герою, чьим изяществом и   ледяным равнодушием восхищалась вся Испания («чем меньше женщину  мы любим…») ,не дали -  женили на себе, заточили в замке из 44 -х комнат.  Теперь его заботят  лишь  опоздания жены к столу,   сообщение о  ее беременности он принимает, как еще одну кару небесную. Проза жизни сломала   и  «волка-одиночку».  Это его личная трагедия, усиленная в постановке Реквиемом Моцарта и  мрачноватым оперным видеорядом.Что есть   самая высокая  эмоциональная точка   спектакля ( ноющие вдовы после  нее  лишь снижают планку).
Конечно, не везде пока   актер точно передает  непростые метаморфозы своего героя, но талантливый выпускник создает  очень запоминающийся образ. «По росту» ему не так много  партнеров  по сцене:  насквозь пропитанный клерикальной ложью отец Диего (Павел Лазарев);аппетитная , вся налитая , абсолютно беспринципная Селестина  (Елена Трокина); по-женски привлекательная, живущая одними лишь чувствами Донна Эльвира ( Ирина Ткаченко).  И верный Родериго, красавец, обманутый  лучшим другом (Руслан Арифуллин) .Руслан -  еще и  хореограф  решенного
сильно пластически  спектакля, сцены фехтования  тоже   здесь превосходны.Неплохо получился Лепорелло  (Михаил Третьяков), хотя   мог бы   быть   и  покомичнее.
Женщины  пока  страдают повышенной слезливостью, и  порой не только  они ( к  счастью, Миранда-Елена Смирнова освобождается  от  нее  во втором действии).  Временами кажется, что  произносить  некоторые реплики им как-то не с руки. Да, режиссер спектакля взял  текст трудный, философский, при всей видимой искрометности сюжета, взял «на вырост», как он   сказал . Будем  надеяться, что   и   остальной  курс  «дорастет» до  своих ролей в  этой  неожиданной  и сложной версии  темы  Вечного любовника.
                                                                                                                                                                Ирина Крайнова, фото  Алексея Борисова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments