
Всякого видали мы Островского, нас трудно чем-нибудь удивить.
В «Лесе», поставленном Кириллом Серебренниковым, герой, сильно смахивающий на тогдашнего президента, произносил речи в микрофон,а его толстая ,престарелая пассия, затянутая в мини, на высоченных каблуках, плотоядно тянула к нему сочные губы.Помню «Волки овцы» от Константина Богомолова, где собака Мурзавецкого внезапно обретает дар речи и превращается в …священнослужителя, кропящего стулья вместо икон. МХТ Чехова и сопредельные ему театры почему-то особенно любят «постебаться» над нашим замосковорецким Мольером.Может, это идет от застарелого соперничества с Домом Островского тире Малым театром ? Но так уж повелось: если хотите увидеть ретроспекцию из жизни купечества и разоряющихся дворян, пожалуйте в Малый, если что-то совсем новомодное на ту же тему…тогда милости просим в МХТ, Московский театр п/р О.Табакова а теперь еще - в Московскую театральную школу под руководством Олега Табакова.
3 июня и 4 июня на Большой сцене театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева впервые представили свой дипломный спектакль столичные студенты. «Доходное место» поставлено со студентами IV курса молодым режиссёром и артистом МХТ Михаилом Мироновым. Чем же отличился Островский Миронова? Что действие перенесено в наши дни ( там и гастарбайтерша явилась –один в один из сериала «Кухня») , что костюмы героев соотнесены с шестидесятыми годами (короткие пышные розовые юбочки и бантики в высоких начесах девушек, узкие галстучки у юношей - художник А.Бугаева), что происходит все на пустой сцене, где в глубине, за большой витриной - лишь гламурно красивые шпильки с бесконечными каблуками да элитные сорта вин .То бутик, то кабак – смотря какая идет мизансцена.
Но и это не все. В спектакле не два, как в пьесе,а множество молодых чиновников – соискателей теплого «местечка». Столько же девиц, жаждущих замуж.И кто есть who зрителю понять нелегко.Четыре главных героя растворяются в этой отлично скачущей и бегающей массе. И фату на свадьбу девушки надевают все одновременно. Молодая тетушка героя, наскоро проговорив свои реплики ( сцены ее здорово порезаны), тоже присоединяется к пляшущему, поющему, бегающему большинству. И исчезает в нем…
Мамаша семейства,выписанная самыми резкими сатирическими красками (актриса им. А.П.Чехова Елена Лемешко), выходит в вызывающе красном и, разумеется , на высоких каблуках.Более психологично даны образы Аристарха Владимировича Вышневецкого и Акима Акимыча Юсова , двух малоприятных старцев, заправляющих делами своей конторы.Они даже внешне похожи.Только «старец» Александра Фисенко оказался тут брутальным, лысым мужчиной средних лет, напористым и ожесточенным ,а «старец» Юрия Кравца – смирным, неглупым,сильно «себе на уме». Иные теперь понятия о мужском возрасте!
Отношения угодливого Юсова и грозного Вышневецкого зеркально отражены в другой паре, где подчиненное положение занимает уже хитрюга Белогубов.Он блестяще проходит «университеты» чиновника: как брать, сколько и у кого.Только во втором действии удается нам сфокусировать внимание на Жадове –лучике света в паноптикуме лжецов и угодников. Образован, честен , откровенен с начальством , что тому не нравилось ни в какие времена.Правда, сначала герой несколько развязен с коллегами. Как распоясавшийся нахал, чувствующий рядом дядино плечо.Это неточный ход: Жадов лишь прекраснодушный максималист, сей народ может быть очень жестоким в своей незапятнанной чистоте, но не хамоватым.
Постепенно молодой артист берет верный тон: Жадов страстно влюблен в жену и искренне хочет ей устроить хорошую жизнь , трудясь в трех местах сразу.Но как язвит Вышневецкий, «благородная бедность хороша только на театре».Они с Юсовым много язвят и говорят,в общем-то,житейски мудрые вещи.Однако юношеский университетский запал еще не выветрился в Жадове. Тот сопротивляется изо всех сил, один против всех:ядовитых "старцев",преданных им молчалиных,корыстной мамаши , расчетливой жениной сестры.Готов сражаться с целым миром. Только своей молоденькой хорошенькой жене не может противиться (очень трогательная получилась пара). И когда Поленька, добитая новым бархатным Юлиным нарядом, разыгрывает сцену ухода…Жадов сломлен,Жадов разбит.Актер точно передает его душевный надлом в финале. Хороша и другая пара молодоженов, которой тоже удается выбиться из слишком уж активной массовки.
Пьесу «Доходное место» не ставили целых шесть лет после ее написания . Видно,в себя приходили. Гоголь вывел в «Ревизоре» провинциальное чиновничество, Островский ясно показал, что рыба гниет с головы. Позже постановки саги про честного Жадова следовали одна за другой. И до революции, и после.Громом среди ясного неба прозвучала в 1967 году захаровская,с Андреем Мироновым в главной роли. И когда его Жадов говорил, что «в наше время общество мало-помалу бросает прежнее равнодушие к пороку,слышатся энергические возгласы против общественного зла», общество слышало совсем другие призывы. Спектакль скоро был снят с репертуара.
«Комедия «Доходное место» — о возможности быть порядочным человеком и оставаться честным перед собой и другими, в мире, где превозносятся обман и хитрость богатых, а бедность считается преступлением», - а это уже высказывание режиссера 2014 года - Михаила Миронова.И сценическое высказывание его в целом понятно. Как и его начинающих актеров. Продемонстрировали хорошую выучку драматическую,и пластическую, и музыкальную.
Но вот что засело во мне червячком. Как говорят бывалые педагоги театральных вузов, актер растет на классике.А можно ли считать, что встреча с русской классикой состоялась у этих ребят? Что научились они носить исторические костюмы,вживаться в сценическую эпоху, в быт, произносить реплики с особой интонацией, как говаривали в позапрошлом веке, на хорошем русском языке? Вот ведь, едва почтительное «слушаю-с» вырезали из диалогов ( а это самое «с» было на каждом шагу!), как изменились отношения героев ,сместились эмоциональные акценты. И дух пьесы как-то... повыветрился, что ли.Это хорошо экспериментировать с опытными мастерами сцены, а с начинающими...Можно, конечно, убрать со сцены всю мебель, наводнить ее клонами главных героев, юбки сшить короткие, музыку осовременить, текст -урезать. Смысл?..
Нас уже ничем не удивишь. С удивлением, широко раскрыв светлые глаза, смотрит на всё автор с известного портрета.
Ирина Крайнова, фото с портрета Островского