irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МОСКОВСКИЕ ТЕАТРЫ.ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ШКОЛЫ П/Р ТАБАКОВА. "ДОХОДНОЕ МЕСТО."

     ОСТРОВСКИЙ  В  БУТИКЕ        

Островский

Всякого видали мы Островского, нас трудно чем-нибудь удивить.
В «Лесе», поставленном Кириллом Серебренниковым, герой, сильно смахивающий на   тогдашнего президента, произносил речи в микрофон,а его толстая ,престарелая пассия, затянутая в мини, на высоченных каблуках, плотоядно  тянула к нему сочные губы.Помню «Волки овцы» от Константина Богомолова, где собака Мурзавецкого внезапно обретает дар речи  и превращается  в  …священнослужителя, кропящего стулья  вместо икон. МХТ Чехова и сопредельные ему театры почему-то особенно любят «постебаться» над  нашим  замосковорецким  Мольером.Может, это идет  от застарелого соперничества с Домом Островского тире Малым театром ? Но так уж повелось:  если хотите увидеть ретроспекцию из жизни купечества и разоряющихся дворян, пожалуйте  в Малый, если что-то совсем новомодное на ту же тему…тогда  милости просим в МХТ, Московский театр п/р О.Табакова а теперь еще  -  в Московскую театральную  школу под руководством Олега Табакова.
3 июня и 4 июня на Большой сцене театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева впервые представили свой дипломный спектакль столичные  студенты. «Доходное место» поставлено со студентами IV курса молодым режиссёром и артистом МХТ Михаилом Мироновым. Чем же  отличился Островский Миронова? Что действие перенесено в наши дни ( там  и гастарбайтерша явилась –один в один из сериала «Кухня») , что  костюмы героев соотнесены с шестидесятыми годами (короткие  пышные розовые юбочки и бантики в высоких начесах  девушек, узкие галстучки у юношей - художник А.Бугаева), что происходит все на пустой сцене,  где в глубине, за большой витриной -  лишь гламурно красивые шпильки с бесконечными каблуками да элитные сорта вин .То бутик, то кабак – смотря какая идет мизансцена.
Но и  это не все.  В спектакле не два, как в пьесе,а  множество молодых чиновников  – соискателей теплого «местечка». Столько же девиц, жаждущих замуж.И кто есть who зрителю  понять нелегко.Четыре главных героя растворяются в этой отлично скачущей  и бегающей массе.  И фату  на свадьбу девушки надевают все одновременно. Молодая тетушка героя,  наскоро  проговорив свои реплики ( сцены  ее здорово порезаны), тоже присоединяется  к пляшущему, поющему, бегающему большинству. И исчезает в нем…
Мамаша семейства,выписанная самыми резкими  сатирическими красками   (актриса им. А.П.Чехова Елена Лемешко), выходит в вызывающе красном
и, разумеется , на высоких каблуках.Более психологично даны образы Аристарха Владимировича Вышневецкого и  Акима  Акимыча  Юсова , двух малоприятных старцев,  заправляющих делами  своей конторы.Они даже внешне похожи.Только «старец» Александра Фисенко оказался тут   брутальным, лысым мужчиной  средних лет, напористым и ожесточенным ,а «старец» Юрия Кравца – смирным, неглупым,сильно «себе на уме». Иные  теперь понятия о мужском  возрасте!
Отношения  угодливого Юсова и грозного Вышневецкого  зеркально отражены в другой паре, где подчиненное положение занимает уже хитрюга Белогубов.Он блестяще  проходит «университеты» чиновника: как брать, сколько и у кого.Только во втором действии удается нам сфокусировать внимание на  Жадове –лучике  света в паноптикуме  лжецов и угодников. Образован, честен , откровенен с начальством , что  тому  не нравилось ни в какие времена.Правда, сначала герой  несколько развязен с коллегами. Как распоясавшийся нахал, чувствующий  рядом дядино плечо.Это неточный ход: Жадов   лишь прекраснодушный максималист,  сей  народ  может быть очень жестоким в своей  незапятнанной чистоте, но не хамоватым.
Постепенно молодой артист  берет верный тон: Жадов страстно влюблен в жену и искренне  хочет  ей устроить хорошую жизнь , трудясь в трех местах сразу.Но как язвит Вышневецкий,
«благородная бедность хороша только на театре»
.Они с Юсовым  много язвят и  говорят,в общем-то,житейски мудрые вещи.Однако  юношеский университетский запал еще не выветрился в Жадове. Тот  сопротивляется изо всех сил, один против всех:ядовитых "старцев",преданных им  молчалиных,корыстной мамаши , расчетливой жениной сестры.Готов сражаться с целым миром. Только своей молоденькой хорошенькой жене не может противиться (очень трогательная  получилась пара). И когда Поленька, добитая новым бархатным Юлиным нарядом, разыгрывает сцену ухода…Жадов сломлен,Жадов  разбит.Актер  точно  передает его душевный  надлом в финале. Хороша и другая пара молодоженов, которой тоже удается выбиться из слишком уж активной массовки.
Пьесу «Доходное место» не ставили целых шесть лет после  ее написания . Видно,в себя приходили. Гоголь вывел в «Ревизоре» провинциальное чиновничество, Островский ясно показал, что рыба гниет с головы.  Позже постановки саги про честного Жадова следовали одна за другой. И  до революции, и после.Громом среди ясного неба прозвучала в 1967 году захаровская,с  Андреем Мироновым в главной роли. И когда его Жадов  говорил, что «в наше время общество мало-помалу бросает прежнее равнодушие к пороку,слышатся энергические возгласы против общественного зла», общество слышало  совсем другие призывы. Спектакль скоро был снят с репертуара.
«Комедия «Доходное место» — о возможности быть порядочным человеком и оставаться честным перед собой и другими, в мире, где превозносятся обман и хитрость богатых, а бедность считается преступлением», - а это уже   высказывание   режиссера 2014 года - Михаила Миронова.И сценическое высказывание  его  в целом понятно. Как и  его начинающих актеров. Продемонстрировали хорошую выучку  драматическую,и  пластическую, и музыкальную.
Но   вот  что засело во мне червячком. Как говорят бывалые педагоги театральных вузов, актер растет на классике.А можно ли считать, что встреча с русской классикой состоялась у этих ребят? Что  научились они носить  исторические костюмы,вживаться в сценическую эпоху, в быт, произносить реплики с особой интонацией, как говаривали в  позапрошлом веке,   на хорошем русском языке? Вот ведь, едва  почтительное «слушаю-с» вырезали из  диалогов  ( а  это самое «с»  было на каждом шагу!), как  изменились отношения героев ,сместились эмоциональные акценты.  И  дух пьесы как-то... повыветрился, что ли.Это хорошо экспериментировать с опытными мастерами сцены, а с начинающими...Можно, конечно, убрать со сцены   всю мебель, наводнить ее клонами  главных героев,   юбки  сшить короткие,  музыку  осовременить,  текст  -урезать.  Смысл?..
Нас уже ничем не удивишь. С  удивлением, широко раскрыв светлые глаза, смотрит на всё автор с известного портрета.
                                     
                                                                                    Ирина Крайнова, фото с  портрета Островского                    
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments