irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕСТИВАЛЬ "Саратовские страдания" -15-й.Эмоции ощущения от просмотров




                     БОЛЬШАЯ БЕЛАЯ МАМА. Часть 1
Не успеешь  остыть от  эмоций «Саратовских страданий», как уже захлестывают другие культурные события

От странного мая  до Содома
Нет, так  нельзя. Международный фестиваль документальной  киномелодрамы  так значителен,  он что-то переворачивает в  наших душах, надежно укрывшихся  за  частоколом театра, музыки, живописи. Надо успеть  подумать и  о нем. Смотрю док.кино раз в год – больше  не достает душевных  сил.
Фестиваль  начался  раньше официального открытия. Ходила  на фотовыставку  в  студии «Мансар» Дома  кино, посвященную  молодым французским   бунтарям 60-х годов и долго смотрела  в Малом зале фильм  о них. Мансарда,   прежде запущенный чердак, приведенный  в божеский  и даже -   весьма стильный вид
Микаелом Аветисяном, очень подходит для рассматривания снимков участников    событий,  находившихся как бы внутри их. Фильм двухсерийный, называется «Май 68-го, странная весна» (Д.Бо, Франция) Сделан увлекательно, мы  слышим  доводы всех сторон: и бывших студентов, и депутатов,  полицейский чинов,  присоединившейся к бунтующим партийной оппозиции. Только устаешь от мелькания титров, да и  слишком большая длина  киноленты  не дала возможности  досмотреть до конца   -надо  было  еще успеть в театр.
Фотовыставка Игоря Верещагина в здании бывшей Биржи ( теперь Радищевский музей) «Подаренное/Украденное» добавила свой нерв в  фестивальный настрой. Великолепные снимки выдающего  фотохудожника. Но почему  вкралось  тут слово «Украденное»? Пресс-релиз  объясняет: «Когда  речь заходит о street-photography, на первый план всегда выходит способность художника выхватить из жизни самое яркое мгновение. Можно ли считать его украденным? Или оно принадлежит фотографу, сумевшему поймать в фокус именно этот миг?»
Я ходила и ходила по залу, всматриваясь в те самые, пойманные мгновения, и поражалась умению  Мастера за доли секунды ухватить самую суть. Гарик с его характерным обликом на фоне советских «пирамид», как человек  новой эпохи, но  уже с грузом прошлого века…Ребенок, шаловливо  выглядывающий из –под пустых рядов стульев…Выразительное  лицо человека, которого красят даже морщины -  метки творческой жизни…
Первый фильм, который я увидела  собственно  на  фестивале, был самый тяжкий из всего  просмотренного. «Добро пожаловать в Содом» Ф Вейгенсамера и К.Кронса ( Австрия). Идет полтора часа, и  это время мы в прямом смысле находимся в аду. Полигон в Гане, где перерабатывают электронные отходы,   попросту -  свалка,  на воде, с пружинящей под ногами, утрамбованным многими слоями мусора почвой,  под  несусветным зноем и полчищами москитов.Холера, дизентерия,прочие прелести… Какие-то  жалкие картонные домики  для  временного  ночлега – жить  там  невозможно. И бродящие  по  «анитиэдему» худые,жилистые негры, они  ломают компьютеры, чтобы извлечь из  них, если повезет,  ценную медь, крушат старые автобусы, добывая полезные детали. Если б колониальная революция не случилась в 60-х  годах, ее следовало  бы устроить…
Думала сначала , Содом - имя нарицательное  для  этого места.Нет, так оно   и правда называется. Герои фильма живут своими мечтами ( точнее, выживают  с ними).Кто-то весь   уже  погружен в прошлое, кто-то еще надеется вырваться и уехать в  Европу… Фильм по времени  длинноват,  это снижает эмоциональное воздействие, но  финал  сильный, когда  человек с факелом   сгорающего мусора с наслаждением им размахивает.  Снято  очень красиво, под будоражащую музыку. Не  только в России  любят подпустить красного петуха….Я подумала, что всем нашим ворчунам надо показывать  этот самый «Содом».  Как  же  мы еще хорошо плохо живем… Фильм австрийцев получил приз зрительских симпатий –есть  там  и мой голос!
С Дон Кихотами и музыкантами
Потом я переместилась в Малый зал, и увидела  фильм «ВКСР Москва-Варшава» о поездке  к  легендарному Кшиштофу Занусси группы его учеников из России. Увы, он  выглядит как любительский: шумы заглушали голоса,  мы почти  ничего  не услышали  из наставлений мэтра своим студентам. Фильм «О чем грустит наш дом»  - о  жизни после репрессий турков- месхетинцев -  тоже  не произвел  должного впечатления, поскольку не имеет  достаточно четкого текста,  трудно  было понять, где сейчас находятся пострадавшие -в какой стране, каковы их требования. Тем не менее он   получил специальный приз.
Зато непритязательный фильм «С любовью» из Македонии (И. Цветовски) затронул очень сильно.Ведь  он рассказал  об очередном чудаке, Дон Кихоте, который учит  детей  анатомии и никогда  не наказывает за пропуски, добродушно с ними шутит ,  а   на зарплату профессора покупает ржавые автомобили, велосипеды, аэропланы. Одной зарплаты  ему   не хватило бы .Но у Дон Кихота, к счастью, есть  жена, такая  же добрая,  как он, хоть и   ворчливая. Она добавляет денег и печет торты на заказ, чтобы  они не протянули ноги среди  его ржавых автомобилей.Очень светлая и добрая кинолента.
Мне повезло, увидела и «Белую стрелу», фильм Джима Крофта из Германии ( сам снял, написал сценарий, срежиссировал, герой ленты   тоже  он). Удивительно талантливо сделанный фильм ,с ироничным и философическим текстом  от лица  главного героя- шотландца, потерявшего дома ,  любовь, продюсера, веру в себя. Он решает пройти испытание русской зимой – выживет так выживет! И отправляется из Петербурга поездами  ,плацкартой (что само  по себе  - жесточайший стресс для западноевропейца), прямиком в нашу зиму причем через всю страну – аж до Владивостока.Мы  много  смеемся  -   комедийным ситуациям, ироническому стилю, , недопониманию с окружающими.Но  путешествие Джима  не похоже  на обычно  забавные похождения телеведущих- иностранцев  на наших каналах.Рок-н-рольщик в России работает –везде дает концерты , даже солдатам, даже  в вагоне по пути в ресторан.И  настроен  он серьезно  - понять  эту страну, которую  на Западе преподносят  со старыми страшилками. Цитаты из Лермонтова, Горького, Блока о русском характере  то  и дело мелькают в тексте.Джим  проехал страну  и убедился, что есть две России – официальная, жесткая, в чем-то жестокая, и Россия простых  людей, отзывчивых и добрых . Ничуть  не удивилась, что фильм получил Гран-при в рубрике «Мосты в Россию».
А  другой фильм  на ту же тему – финский, под  названием «Пятое солнце»,хоть  и содержал немало интересных кадров и красивых видов, оставил чувство щемящей тревоги. Человек без определенных занятий пустился в длинный и опасный путь  через Россию,Казахстан, Киргизию,Китай,Индонезию в Австралию…В конце концов авторы киноленты его потеряли. Доберется  ли  он до  конечного пункта, удастся  ли ему вернуться домой?
Фильм «Метеоры» (Нидерланды-Турция) произвел  на жюри огромное впечатление и получил приз «За первый уверенный шаг в профессию». Родил черно-белой гаммой и метеорный потоком ощущение не просто войны, а эха еще  той  войны  , где беспрестанно  летали зажигательные бомбы. И чувство перманентности войны вообще. Бесхитростный рассказ девушки, которая боится выйти  из дома, чтобы  сходить в магазин, действует посильнее  иных  описаний  боевых действиях. А  дети, фотографирующие  на телефон  безнадежно разрушенные стены  их  домов? Мальчишки, которые всегда ищут взрывчатку?  Это война,  которая здесь и сейчас.Не укроешься.

                                                                                                                                                                Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments