

БОЛЬШАЯ БЕЛАЯ МАМА. Часть 2
Великие и никакие
Фильм «Белая мама» точно лег на жанр фестиваля - документальная мелодрама (З.Родкевич,Е. Останина, Россия).Русская женщина родила от эфиопа шестерых, почему-то с ним рассталась и вырастила прекрасных детей, абсолютно не зацикленных на «расовых вопросах». Повезло ей и со вторым мужем, русским. Большой, умный, добродушный, прекрасно поладивший с детьми.Так нет же, из детдома она берет седьмого ребенка, с большими отклонениями ( хорошо, если не психическими). И это «маленькое чудовище» начинает терроризировать милое семейство. Дети в шоке, они просят мать «сдать» его назад. Муж вообще изумительный, он даже голос не повышает, а только объясняет жене, что вообще-то он на ее стороне, но держится уже из последних сил.
Как же борется женщина с явной агрессией озлобленного мальчишки? Да никак не борется. Только терпение, только любовь. Безграничные.В ответ на все выпады она лишь обнимает и целует.А самому младшему сыну, которому приемыш почти ровесник, спокойно объясняет: « Мы же старше его ,умнее, и терпения у нас больше». Удастся ли победить? Не знаю, но это Великая мать – просто воплощенное Терпение. Фильм получил Гран-при основного конкурса - от Губернатора области.
Еще попала на любопытную встречу –диалог сербского режиссера Бориса Митича и писателя Алексея Слаповского.Фильм «Похвала ничему» Борис решил показать при участии своего любимого писателя. Философско-иронический подход чувствовался в романе Слаповского «Оно». Есть он и в фильме Митича. Невероятное количество живописных видов, которые изображают то самое ничего, удивительный подбор музыки, и конечно, сам текст, который куда глубже, чем обычные кинотитры, его очень много, но он хорошо написан.Другое дело, что быстро мелькающие титры не всегда давали проследить за логикой автора. И кка ни был великолепен низкий голос читающего на английском, лучше смотреть фильм с переводом.
У каждого свое преставление про Ничего .Порой мне казалось, что это - каждый из нас, я сама, недостаточно успешная, и уж точно недостаточно состоятельная материально. Но мы такие, как нас воспринимают ,в том числе, и богатые , и успешные. А то достигшие успеха и славы казались мне пустыми пузырями, раздутыми обществом – теми самыми Ничего ,все эти эстрадные и телетузы.У других зрителей, естественно, родились иные мысли насчет фильма. Он явно не для беглого просмотра.
С одесским акцентом
Сильно прозвучала на фестивале не чужая мне одесская тема. Это фильм памяти Муратовой «Кира» Владимира Непевного из Петербурга, выбранный мужем ее Евгением Голубенко среди нескольких других – видимо ,за его необщую интонацию, которая была свойственна самой Кире.Она не была поклонницей нашей Мамы, но всю жизнь прожила в Одессе.
И музыкальный спектакль по «Одесским рассказам» Бабеля, премьера которого состоялась в Лондоне.Он являет, скорей, блестящую музыкально-пластическую иллюстрацию прозы кумира одесситов. Еще там много текста – мы получили дополнительное удовольствие от сочного языка Молдаванки, неповторимого бабелевского стиля. Каждый актер, а их четверо (Евгений Цыганов, Дмитрий Высоцкий, Дина Бердникова и Михаил Химаков) мастерски владеет своим музыкальным инструментом.Все они как бы «прикидывают» на себя пиджаки налетчиков Бени Крика.И если Фроим Грач – Дмитрий Высоцкий, и манерой держаться, и голосом, сразу попадает в очко , то про самого Короля такого не скажешь. Что сделаешь, на кажущейся легкости «одесской темы» поскальзывались многие.
Зато я была вознаграждена в субботу, когда с утра примчалась в Домкино на фильм «Into-нация Большой Одессы». Это совсем новый фильм А. Бруньковского (Россия-Украина), который даже еще в Инет не выложили. Мозаично показывая разные города и страны, автор возвращается к одесским улицам, пляжам, отдельным домам . Говорит с одесситами, разбросанными по всему миру, неподдельно скучающими за своей красавицей у моря.Кто-то находит «уголки Одессы» в Париже, кто-то - в Вене.Обращается к великим одесситам. Любимый всей Одессой краевед ,журналист, археолог Олег Губарь рассказывает о двуязычие первых табличек улиц ( второй язык, разумеется , был не украинский).Живой еще пока Роман Карцев – колоритную историю, как в Голландии одноклассник в китайском ресторане угощал его украинским борщом.Михаил Левитин говорит о странной особенности Одессы: из нее нужно непременно уехать , чтобы состояться. Известный одесский журналист формулирует еще поэтичней. Мысль его примерно следующая. Одесса вообще создана, как прекрасное прошлое, чтобы было, о чем вспоминать .Фильм не получил наград, что, конечно, жаль. Наверное, в нем маловато «страдательного», что необходимо фестивалю с таким названием, зато много солнечности, что живет в крови истинного одессита.
На фестивале происходило еще масса всего интересных вещей.На открытии - встреча с Андреем Звягинцевым, одним из самых сильных российских режиссеров.Снимая такое беспощадное кино, он на поверку оказался человеком мягким, интеллигентным и никаким не «ненавистником России»,как пытаются его представить. И если у него больше за нее «болит» (душа или совесть) , это особенность людей творческих.Они чувствуют острее и сильнее.
Далеко не все увидела на фестивале, что хотела - слишком много было временных накладок.Спасибо за то, что увидела.Спасибо его устроителям, Татьяне Зориной.
Ирина Крайнова, фото Юлии Арон