irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА. ПРЕМЬЕРА. "ДоXXXоД" по пьесе "Доходное место"

              ПОСЛЕДНИЙ  ОСТРОВСКИЙ

Когда я писала  про Островского в бутике, среди новомодных  бескрайних шпилек, с клонами главного  героя,  не думала, что  кому-нибудь  удастся перемудрить москвичей, поставивших в Школе Табакова  стильный спектакль.
Оказывается, легко, и не далее, как в родной драме, если  пригласить еще более прогрессивно мыслящего режиссера и перенести действие  на тыщу лет вперед... Львы, орлы  и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде,  может, свершив  свой печальный круг,  и угасли. Но только  не люди - самые живучие из  земных существ.. . Кто побогаче, переселился после  экологической катастрофы на другие планеты .Кто победнее, нарядился в противогазы, освоился  с брызгалками –хранителями воздуха -  и продолжает жить прежней жизнью, урывая себе и родным человечкам  кусок пирога потолще.
Футуристические  нотки  вносят новые   краски в  эту  самую невеселую комедию Островского. Надолго  ли хватит для дыхания  остатков атмосферы тем, кто еще живет  на Земле?  Скоро   ли их испепелит адский зной, что вырывается  то  и дело из недр сцены, где   якобы  парилка, но  где свершаются все греховные дела, куда уходит  навсегда  вчера   еще всесильный Вышневский?  Там он  застрелится или застрелит  его лукавый холоп  Юсов. Игорь Баголей и Андрей Казаков создают образы вовсе  не смешные, как принято  трактовать Островского,  - страшные. Какой-то  дьявольской силой  и полной   своей безнаказанностью.Избежит земного суда Аристарх Владимирыч, выйдет сухим  из воды Аким Акимыч, все бразды правления перейдут к  племяннику Аристарха Жадову. Только  зачешет назад волосы и  наденет  золотую цепь, доставшуюся в наследство  от дядюшки.
Название  пьесы «Доходное место» режиссер Чащин сократил до слово «доход», причем поместил в центр его три буквы Х,превратив в римские цифры, обозначающие век. Теперь  части слова до и од зеркально отражают друг   друга, утверждая нас  в мысли что взяточничество неистребимо и в необозримом  будущем, на гибнущей планете, как вечны  на Земле корысть и себялюбие.
Данил Чащин -  молодой перспективный  режиссер.Как про  него пишут, до 17-го года  он ставил спектакли исключительно по текстам современных авторов .У нас уже идет его постановка - занимательный психологический триллер «Рвущаяся нить». И вот Островский, антиутопия, как озаглавлен   жанр.

У Чащина  нет положительных героев .«На что ж привешены нам руки,/Как не на то, чтоб брать, брать, брать», - распевает куплеты насмешник Жадов, не зная , что  недолго ему еще веселиться.
Сочными мазками пишет  корыстную мать,  отдающую подороже своих дочерей , Эльвира Данилина.  Ее Фелисата Герасимовна по-женски привлекательна  и отлично этим  пользуется , обольщая Юсова, заводя   молодого любовника. Остра, тонка, нацелена лишь на «красивую жизнь» старшая дочь  Юлинька ( Александра Коваленко). В пару ей – расчетливый муженек ,  этакий вариант  Молчалиных ( Дмитрий Кривоносов). Им  подыгрывает светская тусовка – маски вместо лиц, противогазы вместо шляпок (блестящие выдумки художника-постановщика Юрия Наместникова в действии). Они уже приросли к лицам , слились с кожей-  не оторвать. В центре сцены - срамница, изображающая поднос с фруктами. Похоть, соединенная с жором в самой отвратительной своей форме…
Тут  Анна Павловна, женщина чувствительная и  честная (единственная, кто поддерживает Жадова в его благородном негодовании), показана всего  лишь слабой, пьющей, все еще    сопротивляющейся домогательствам  старика мужа (Зоя Юдина). Режиссер спрямил и характер Полиньки (Екатерина Дудченко), сделав ее  только глупенькой заикой. Все полезные  уроки   умного мужа моментально вылетают из   ее головки при виде новомодного… противогаза (в четвертом тысячелетии   головные уборы без  него  не шьются).
Жадов у  Максима Локтионова, актера   определенно положительного заряда, правдив ,насмешлив и   остер на язык   очень  по- современному. Как  же  вдруг совершается   в нем  мгновенный  прыжок  от максимализма к покорности начальству? Сокращение его сцен в спектакле делает  этот переход  не  слишком убедительным.
Пьесу «Доходное место»  театрам не разрешали ставить
после  написания целых шесть лет. Драматург слишком  ясно показал, что рыба гниет с головы. А  разрешили  только  на  бенефис,в провинцию…
Сагу про честного Жадова  охотно играли  на театре    до революции и после. «Маркзахаровской», с Андреем Мироновым в главной роли
,  чиновники испугались  так, что  и спектакль сняли, и запись его смыли  - остался  только маленький  отрывок , где  все  герои  вдруг «онемели». 
Превращая в финале честного, но бедного малого ,в копию своего  порочного дяди, режиссер  отнимает у нас надежду. Последнюю.
Мздоимство  на святой Руси неистребимо, это факт. Но всегда , откуда ни возьмись ,появляются   молодые люди, порядочные от природы, готовые бросить  Юсовым и Вышневецким: «  Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца». Не могут  не появиться. Нельзя, чтоб  не  появились.

Вот как  к  коррупционерам  в последней сцене обращается    Жадов Островского: «Дядюшка, я не говорил, что наше поколение честней других… Всегда были и будут слабые люди…Всегда были и будут честные люди, честные граждане, честные чиновники». И   произносит последнюю фразу, которая и убивает  его дядю, а  вовсе не страх разоблачения и  разорения : «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».
Последний на Земле Островский  в нашей драме выглядит очень изобретательно, талантливо,   по-своему забавно и - безнадежно. Ну а  мы будем ждать. Не  дождемся? Другие дождутся.Tempora mutantur, et nos mutamur in illis.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Ирина Крайнова
                                                                                                                                                                                             
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments