irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА. СТОлетний юбилей

                  ЦЕЛОЙ ЖИЗНИ РАВЕН ТЮЗ



Часть I, не юбилейная
Я не росла с  этим театром, не бегала сюда  в юности –я жила в другом городе и росла вместе с другим театрами – Одесским русским  драматическим и Одесской музкомедией.
Такого  тюза у нас  не было! Попала я сюда в 1974 году,  даже еще не живя в  этом городе.И очаровалась  - театром, актерами, пьесой, обстановкой  доброго юмора и удивительного  актерского братства, что  создавалось на сцене и  транслировалось в зал.Может, из-за тюза я и  приехалав Саратов, кто знает!..
«Лошадь Пржевальского» Михаила Шатрова поставил замечательный режиссер, педагог, профессор театрального факультета Владимир Федосеев, тогда   ставивший у Киселева .В Википедии нашла упоминание всего о четырех спектаклях Федосеева в тюзе Киселева. Подняла свой архив театральных программок. Их было 28, неординарных, увлекательных федосеевских постановок!  «Лошадь» был  спектакль тогда очень еще молодых актеров о последних прекраснодушных мечтателях советской эпохи - стройотрядовцах. Удивительно глубокий и светлый. Там играли Шкрабаки   -талантливейшая пара актеров, Виктор Клюкин, который мог на сцене буквально все,   а лозунги-афоризмы выдавала Силик  - чудная Тамара Джураева.С какой радостью я  стала ездить в стройотряды и писать  о них, окрыленная  «Лошадью»!..
Изумительно поставил Федосеев и «Трех мушкетеров». Гораздо ближе к первоисточнику, чем глуповатый отечественный фильм, но не без тонкой французской иронии. До сих пор помню все роли, так выпукло они выписаны: слегка грассирующий, "летящий» Людовик  очень  хорошего актера и поэта Бориса Федотова, роскошно-беспомощная Королева Татьяны Шкрабак, всевидящий и   очень ехидный Кардинал Владимира Краснова.
«Пеппи Длинныйчулок» в постановке Владимира Захаровича побила все рекорды посещаемости. Это было ураганно-озорное, занимательное действо, которое происходило и на сцене, и в зале, всех в себя  втягивая. Играла изобретательную  выдумщицу Пеппи любимица Федосеева Елена Блохина.
Федосеев и публицистичные вещи умел ставить интересно, применяя брехтовские театральные приемы. Единственно удачное явление «русского Прометея» на саратовской сцене случилось именно у Федосеева, в  постановке «Что делать?». Чернышевского сыграл Сергей Сосновский, лучший ученик Федосеева. Тот  так сумел поставить «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, что   затмил даже «эталон» вахтанговского театра, который тогда бесконечно показывали по телевизору.
Этапными для театра стали последние доперестроечные спектакли режиссера - «Репетитор» Полонского и «Виктория» Червинского. Обращенные к  нашим взрослеющим детям, они поднимали сложные, «неудобные» нравственные темы,  иные  педагоги ханжески предавали их анафеме на обсуждениях и в  откликах.
А сколько  еще роскошных актерских работ в моем зрительском багаже! Клюкин был одинаково хорош в изворотливом Егоре Глумове Островского и  каком-то прямо надземном Алеше Карамазове в инсценировке Достоевского.  Он мог  бы поспорить по  силе воздействия  на  зал с экранным аналогом. В этом сильнейшем спектакле Юрия Киселева  играли – нет, существовали, жили Лиза  Хохлакова с изломанной болезнью   душой Светланы Лаврентьевой, штабс-капитан Снегирев в  его невероятной простоте и высоте  у   Олега Балакина. И  на таких же вершинах игра Юрия Ошерова.
Мне посчастливилось застать   чуть  не  последнюю травестийную роль Юрия Петровича-младшего. Вместе с Лаврентьевой ( видеть их  на сцене вместе –отдельное счастье) они играли первую,  очень смешную любовь в «Эй, ты, здравствуй!» Мамлина.
Ошеров со временем переходит   на возрастные роли, и  трудно кого-то поставить рядом с его трагикомическим талантом.  Несчастный страдалец Князь в «Дядюшкином сне» (до сих пор помню, как  жалко, потерянно он снимал парик); невероятные бездны и  неожиданная  незащищенность  в  его Трусоцком в «Вечном муже». Здесь  он был крепко спаян с партнером – нервным, мятущимся  Вельчаниновым Григория Цинмана.
О  Цинмане особый разговор.Если честно, я   и будущего мужа своего полюбила, потому что  он напоминал мне Гришу. Особым разрезом глаз с трогательно опущенными вниз уголками. А уж седая благородная прядь совсем еще молодого актера сводила с ума всех его поклонниц.Цинмана  уже давно  нет  на свете, а перед началом спектакля  все еще звучит   в зале его бархатный, окутывающий нас со всех сторон голос.Гриша был замечательный актер, я  не знаю второго  такого бравого   и лукавого Унтера в спектакле «Правда  хорошо, а счастье лучше» Островского. С колоритной Любовью Кочневой  они играли так   весело, так   сочно, что затмевали  звездную пару в постановке Малого театра.
Народный артист России Цинман был и   превосходный режиссер. Всегда комок у горла, когда смотрю его «Очень простую историю» (шесть Золотых Арлекинов получил за нее  театр!) . Вспоминаю только постановки и роли, которые заставляли  меня сопереживать, сочувствовать, соучаствовать в спектаклях.Помню все роли Александра Федорова – романтического красавца в «Одиссее капитана Блада», вижу еще наивными, прелестными  девочками в спектаклях  по сказках Андерсена  его жену талантливую Ольгу Кутину и   одаренную Елену Вовненко .
Елена примерила  на себя   множество  женских  ликов. Филумена Мартурано и  Москалева ( «Дядюшкин сон») ,как образы матерей, готовых на все  для своих  детей, были выписаны актрисой особенно  емко и сильно. А безвременно ушедший Олег Балакин в инсценировке Васильева «Не стреляйте в белых  лебедей»? - маленький человек (  он всегда играл  такие роли), безоружный против  сильных негодяев,  умирая, выходил победителем из схватки. В нем жила  огромная душа Князя  Мышкина…А великая мама - бабушка тюзовской сцены,  полная, уютная …  непредсказуемая  Зоя Спирина ? Ток шел по рядам    только от  ее голоса. Можно назвать несколько ролей Татьяны Чупиковой, прекрасной актрисы, где она освобождается  от амплуа ( пусть и очень удачного) первой комической актрисы.И прежде всего  - это  ее смешная, очень смешная -  до трагичности -Москалева в «Дядюшкином сне».
А какой трогательный Маленький принц   был у Нины Пантелеевой,одной из лучших травести тюза!  А  незабываемые роли Елены Росс, Тамары Цихан, Ольги Катаевой, Ильи Володарского, Валерия Емельянова, Виктории Шаниной, Татьяны Лукиной… А скольких я еще  не назвала… Помню юных и потрясающе красивых Эльвиру Пускепалене   и Сергея Пускепалиса в  очень  страшной и очень красочно поставленной  сказке «Волшебное зелье» (режиссер Ошеров)... А как  красиво читали Пушкина Александр Федоров и Игорь Яцко…
Самые  любимые мои  спектакли Юрия Петровича Киселева  - «Никто  не поверит» и «Колбаска, Боцман  и другие», где  детская тема  подавалась на неординарном материале,  выпукло, броско. А ошеровская   «Маленькая Баба-Яга», идущая  до сих пор? Я еще  видела в ней невероятную   пару актеров  Лаврентьева-Ошеров. Потом ту же роль долго играла Людмила Щербакова. Она была  так трогательна, как она одна умеет быть.
« Колбаску» смотрела бесконечно  еще из-за  чудных песен. В них было столько радости  жизни, бесконечного солнечного дня, когда лето, каникулы  , никуда  не нужно спешить, а можно разморённо греться на скалах Сальткрока. Когда  «целой жизни равен день».
И были там две девочки, Чёрвин и Тедди, неулыбчивые, серьезные, как все  в шхерах,  очень наивные и забавные. Это были Светлана Лаврентьева и Людмила Щербакова.А красавицу Малин, заворожившую морского капитана  своим  белоснежным платьем  и серебристым голосом,  играла Людмила Иванникова. И  звенел- разносился  над  островом колокольчиком  ее голосок,  суля и нам всем  кусочек счастья…
Я  так подробно вспоминаю и потому, что  на юбилейной театральной лаборатории  показали три эскиза  лучших спектаклей Киселева, поставленных молодыми режиссерами. Первый  назывался  « Мы  на  острове Сальткрока».
                                                                                                                                                         Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments