irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА. Спектакль "ПЕРЕХОД" на юбилее

    ЦЕЛОЙ ЖИЗНИ РАВЕН ТЮЗ

                                    Часть II, юбилейная

Итак , на  творческой лаборатории «Четвертая высота» Олега Лоевского показали в один день сразу три эскиза  по материалу, который когда-то ставил   Юрий Киселев.
Сначала  была Линдгрен. Своя сценическая версия московского режиссера Виктории Печерниковой.Прочитала список «образований» молодого режиссера – впечатляет . В том числе вокальное.Не  диво , что в ее версии звучат  не веселые детские песенки,а -  финский фольклор, странноватый и  как бы потустороний. Его очень пронзительно исполняет почти  за сценой Ольга Лисенко.
Постановщик, рассадив зрителей по кругу сцены, удачно использует оставшееся пространство, включая  авансцену,  столик помрежа,  проходы. Только прибытие  семейства Мелькерсонов  на кораблике   немного затянуто и как-то   теряется между стульями.
Зато тут есть настоящая лодка ,стоит  она высоко,у всех на виду. На  ней гребут и качаются в сильный ветер. Есть две суровые юные островитянки Чёрвен и  Тедди (Кристина Топчева и Евгения Кутенева). А у них  - большой  лохматый , очень добрый пес Боцман  (это Михаил Третьяков, про  которого говорят, что  он может сыграть все, даже фонарный столб). Иногда Боцман просто смотрит своими преданными глазами  -  все понятно  без слов.
Есть теплая , очень земная ,вся рыжая   - в вязаном оранжевом костюме- Мэрта  Елены Красновой с таким же большим, добродушным мужем Ниссе – Владимир Егоров. И  оттого начинает казаться теплой и  уютной запущенная  Стлярова Усадьба .Но как-то слишком быстро ее обитатели , в особенности, глава  большой семьи, переходят ко всеобщему ликованию и танцам.Ведь Мелькерсон ехал  в шкеры с грузом своих проблем,  не все у него  ладно и в отношениях с  детьми. Надо еще прижиться  на каменистом  полудиком острове, среди  простых, вовсе  не сентиментальных  людей.Прижиться так, чтобы захотеть  выкупить  этот старый дом с текучей крышей, причем любой ценой! Этот  внутренний путь Мелькерсона    актер  не покажет.
Отношения трех его сыновей к старшей сестре Малин,которую  они опекают  с ревнивой братской любовью, лишь наметились  на кораблике, но дальше   не развиты  . А ведь симпатичная получилась пара Малин – Анна Соседова и Петер- Алексей Кривега. Сценка перед  его появлением, с «принцем-лягушкой»  и  свято верящими в чудо девочками, очень  забавна.
Выглядит здесь  упрощенной   и миссия Чёрвин– уговорить хозяйку усадьбы фру Шёблум продать ее  всего за одну крону. Фру ( не кто иная, как  легендарная Колбаска Киселева – Светлана Лаврентьева) слишком  быстро соглашается. Причина в больших и неоправданных сокращениях текста. Светлана Васильевна сидела  весь  эскиз позади меня, и ,если  не заглядывать в программку, ни за что  не  догадаться, что  у нее тоже есть  здесь роль, причем ключевая. Это хороший ход.
Не соглашусь с теми, кто  на обсуждении спектакля перечеркивал эту работу. Если убрать  непонятную взвинченность героев,    пристальней вглядеться в    их  отношения и индивидуализировать  характеры героев ( пока почти все  дети сливаются в  одну  ликующую  массу), будет интересно.
Второй этюд меня, признаться,  заранее пугал. Достоевский за три репетиции, после Ошерова и Цинмана в  этих  ролях!  Три  раза смотрела киселевскую постановку  на разных площадках:  Старый тюз  -в зале, Старый тюз-  Камерная сцена, Новый тюз -  Малая сцена.И каждый раз,  начисто позабыв про сюжет, пускалась в новое плавание с актерами такого масштаба.
Начало  эскиза  с  нарочитым комикованием   тоже насторожило.Да и как похожи между собой герои: очки, костюм,комплекция.Что то будет? Самокопание  вместе со сценическим двойником?... А   на театре случился Достоевский. С его полунамеками,  откровенными издевками  за внешним смирением,  с  бесконечным фиглярством и –  спрятанным  глубоко страданием.С  виражами сюжета ,  безднами человеческой натуры, где, всё,  абсолютно всё может ужиться, -  одновременно   и ангел ,и бес. Нельзя сказать, что Вельчанинов Алексея Чернышева и Трусоцкий Антона Щедрина  раскрыты здесь до самого   «дна». Да полно, есть ли   дно у  Достоевского, и  видно ли   донышко  души человека? Одни потемки.
Но дуэт-дуэль двух  людей : виноватого и презирающего  другого  за  свою вину ;  пострадавшего, но тоже виновного, виноватого   в гибели  доверенной ему   юной души, - здесь состоялась. Мы с волнением следим за их  разговорами, спорами, ссорами – почти  три часа.На месте и другие артисты -   роскошная,лощеная, уже неверная   новая жена Трусоцкого (Жанна Волошина), сочувственная  Марья Сысоевна  (Нина Пантелеева), нерасторопная Мавра ( Тамара Цихан), похожая  на Панночку из «Вия» первая жена (Вера Яксанова), бледная,  отрешенная ,  словно  она, уже в другом мире Лиза ( Александра Карельских), заботливая подруга Вельчанинова ( Ольга Кутина), наглый красавчик Митя ( Михаил Селиванов). Режиссер Галина Бызгу  из Петербурга,  она известна серьезным   сотрудничеством   с четырьмя актерскими мастерскими сразу .
Только  одного  боюсь : при переводе   в спектакль  не спугнуть бы легкий абрис эскиза, который столь удачен. Иногда  законченный спектакль все утяжеляет  и портит.
Третью работу, в память спектакля Юрия Киселева по пьесе Розова «С вечера  до полудня», к сожалению, не увидела  -  показ  совпал с 90-летием саратовского балета. Очевидцы говорят, что столичные критики хвалили его  хором ( редкий случай!) и советовали непременно   продолжить.  Лаборатория, которая обращается к классике,  всегда в радость.
Последний день празднества вековой даты   начался  у здания Старого тюза. И назывался Поклон Альма-Матер. Среди сказочных персонажей, на площадке у  окошка бывшего кабинета Юрия Петровича , выступали худрук театра Юрий Ошеров, чиновники,  столичные гости  - бывшие актеры тюза. Народный артист  России Владимир Краснов, правда, подлил ложку дегтя, напомнив чиновникам, что от кабинета великого режиссера и устроителя детского театра  уже ничего  не  осталось.Хотя -он почти единственное, что  уцелело в пламени  трагического пожара.
Здание Старого  тюза  теперь снова отдали киселевскому театру. Этому подарку губернатора не  все  обрадовались: тюзовцы, потому что  не знают, как можно играть в помещении  без гримерок, родители детей, занятых  здесь в студиях, -  опасается, что студиям   теперь  придет конец.А  как плакали актеры несколько лет назад, глядя  на   эти намоленные стены… Видимо,  тогда и   случилось реальное  прощание с Альма-Матер.
НО !Все-таки два здания лучше, чем ни  одного . И вряд ли театр выкинет  на улицу своих юных талантливых  коллег .
А потом все  отправились открывать  памятник великому Мастеру – работа известного скульптора Николая Бунина.Перед занавесом, широко раскинув руки,  как бы приглашал на юбилейные  торжества  сам Юрий Киселев,  а  помогал ему веселый Буратино   - еще  один символ тюза.Конечно, было  бы лучше,если  б он  хоть  немного улыбался.Но сходство с прототипом поразительное...
Нет нужды описывать официальную часть, где долго читали  сходные поздравления от высоких лиц. Назвать  бы к себе все театры,    устроить  хороший капустник  из дружеских поздравлений … куда  как было б  театральней.
Праздник завершился  спектаклем «Переход» (режиссер Талгат Баталов, драматург Марина Крапивина), показанным  на прошлогодней лаборатории и теперь   здорово  доработанным.Там  речь шла больше  о  нелегкой судьбе травести в театре.И начиналось с довольно негативно поданного  «рабоче-крестьянского происхождения»  первого театра  для детей.
Сейчас ,к счастью, найдена золотая середина в отношении к «красным основателям». Они показаны не без улыбки, но с уважением к  их почину . Именно
, ученик Станиславского, актер и режиссер, снявший  потом немало фильмов,Дмитрий Бассалыго открыл в Саратове  детский театр метерлинковской «Синей птицей» . Его роль сыграл фактурный Владимир Егоров. А Революцию, со всеми ее  пламенными идеями  и противоречиями, "аудиопластически"  показала в развевающихся алых одеждах актриса театра.
Режиссер нашел  интересный ход:  сделана театральная коробочка – сцена, поднята,как в кукольном театре ,  обрамлена  сверху и снизу экранами, где идут кадры хроники, возникают фотографии. Действие разыгрывается внутри,  мы видим разных Киселевых( особенно  точен Артем Кузин). "Мхатовский" период в здании  на Вольской,
прибытие  Киселева в Саратов,  вынужденные визиты в обком, наборы актеров. Органично включается в канву спектакля  голос самого Юрия Петровича,  идут его  серьезные размышления: зачем зрители  ходят в театр и что   ждет театр  от своего  зрителя.
Проходящие   по экрану снимки  уже ушедших тюзовцев и  -  потоки, половодье  вишневых  роз Мастеру – очень эмоциональная точка   трех дней праздника. Мне  не хватило в  спектакле    озвучивания имен конкретных актеров, режиссеров, художников ( кроме нескольких названных) и спектаклей, которые  и сделали историю саратовского  тюза  такой славной. 
                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments