irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ . Концерт памяти Светланова с Варгафтиком


ОТ АНДРОНИКОВА до ВАРГАФТИКА
«Кто он? Музыкант? Критик? Композитор? Писатель? Журналист? Заботливый отец и верный семьянин?» - так начинаются обычно заметки  об Артеме Варгафтике.
У меня сомнений  не возникает: прежде всего, он великий популяризатор классической музыки, составитель замечательных  музыкальных программ и главный  о них рассказчик.
Первый в  этом ряду незабвенный Ираклий Андроников, чьи  устные  рассказы  о музыке успело записать ТВ. Он  доводил публику  до  истерического  смеха своими рассказами о первом выступлении  в консерватории , о  знаменитом  музыковеде Соллертинском. Комический дар Андроникова   прямо зашкаливал.
Не так много в своей жизни  слышала я   больших музыковедов .У  Михаила Казинника  брала интервью после концерта  -  была сражена  не только потоком эрудиции, но и энергетической волной этого  человека.
Артема Варгафтика  слушала  только по  радио и телевидению.И узнав  о его концерте памяти Светланова  с нашим симфоническим оркестром, тут же отправилась филармонию. В нем  нет стремления рассмешить, как у Андроникова, и энергия  не бьет из него ключом.Человек у дирижерского пульта, рассказывающий о каждом пункте  своей программы, завораживает  другим- интеллигентностью,  мягкой манерой изложения, глубоким знанием предмета  и  неожиданной его подачей.
Вся программа составлена из любимых произведений Евгения  Светланова.О каждом рассказано- да так, что ты понимаешь:  здесь  не могло стоять  никакое другое произведение .И безо всякой программки и диктофона(!) запоминаешь их все,  именно в том порядке, как они были исполнены.
Увертюра к «Псковитянке» Николая Римского-Корсакова, которую дирижер и композитор дважды ставил в Большом театре с интервалом 10 лет. Увертюра на три чешские темы Милия Балакирева под названием «В Чехии». Композитор, которого Светланов  так чтил, что включил  абсолютно все   его произведения в антологию классической музыки. Светлановская «Калина красная» - оркестровое произведение, где звучит  шукшинская  тема неприкаянности , загубленности  жизнь героя его повести и фильма и  разрабатывается мелодия  известной песни, которую Евгений Федорович,как и многие другие, считал  народной.Узнав, что  она принадлежит Яну Френкелю, именитый дирижер    долго перед  ним  каялся, растрогав композитора-песенника  до слез.
В заключение первого отделения мы услышали «мятежный» вальс  Арама Хачатуряна к «Маскараду» Лермонтова. Ведущий рассказал, что  вальс предсказал войну,   исполнил его впервые  как отдельное, не театральное произведение именно Светланов-  на похоронах   своего друга Арама.
Во втором отделении прозвучали два крупных произведения: Каприччио на цыганские темы  Сергея Рахманинова, который был самым любимым композитором дирижера Светланова.Не менее колоритно  было   последнее произведение концерта – «Испанская  рапсодия» маэстро . В Испании с оркестром  он бывал множество раз, выступая в  огромном зале, построенном для меломанов главной «меломанкой»  страны  - королевой в пору, когда там  только – только реставрировали монархию.
Артем припомнил забавный эпизод. Королева в своей ложе долго аплодировала маэстро, тот раскланялся и - покинул сцену, нарушив строгий придворный этикет:   повернулся спиной к царственной особе!.. Наказания в виде высылки  не последовало: королева слишком ценила талант дирижера. Рапсодия обрушивает    на нас страстные и знойные звуки Хоты  в последней своей  части. Это очень красивая музыка.
Какие-то новые сведения  о Светланове, любопытно поданные;личные воспоминания… Варгафтик, известный виолончелист, учась в Российской академии музыки им. Гнесиных, играл в  студенческом оркестре. И как-то с ними сыграл сам маэстро, очень  любивший свою альма матер. Они исполнили две части «Картинок с выставки». Мусоргского. Когда играли «Бабу Ягу», в том месте, где бабка должна  удало улетать на своей ступе, маэстро  привстал, наклонился вперед и послал такой пас в сторону духовых, что, по словам   Артема,  звучание меди буквально накрыло их. Музыканты  потом признавались, что   они никогда так еще  не играли. А я признаюсь, что  никогда  так  не слушала  музыку, как в тот вечер. Меня накрыла волна любви к  настоящей, серьезной музыке. В  это помогли, конечно,   и наш замечательный оркестр,   и превосходный дирижер Аркадий Фельдман.Приезжайте еще.
                                                                                                                       Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments