irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА. ГАСТРОЛИ Русского драматического театра из Грузии

       

                                          ДРУГАЯ
ЛОШАДЬ

Как  точно  написала  Анна Недочетова,художественный руководитель Тбилисского драматического театра имени Грибоедова Автандил Варсимашвили на пресс-конференции ни слова не сказал о своем спектакле.
Он   и не мог это сделать при всем желании. За него  говорит его блестящий спектакль. А на пресс-конференции царил,   никому не давая особенно говорить, блистая роскошным грузинским акцентом, шутками- прибаутками и метафоричной речью, директор театра, продюсер гастрольного спектакля , председатель Ассоциации деятелей русских театров зарубежья Николай Свентицкий. Человек с аристократическим лицом, фамилией. Конечно же, он  тоже оказался из актерского племени. И мы увидели до начала спектакля по одной из самых трагических повестей Толстого еще один спектакль в театре, спектакль  одного актера  -  Директора.
Я честно  готовилась, читала  о  солидной,  почти 175-летней  истории театра,  сочиняла вопросы. А Николай Николаевич  заговорил о сегодняшнем дне русских зарубежных театров, страстно убеждая  кого-то (не нас – мы все сдались  после первого  же  его выстрела!), что  они - последний форпост языка  за границей, хранители  подлинной русской культуры . Репертуар  грибоедовцев  почти  целиком состоит из русской классики.  А в режиссерском портфеле – Пушкин, Гоголь, Шукшин.И надо всемерно поддерживать  такие  вот гастроли, и ездить в Грузию - наши народы не ссорились между собой.
Театр им. Грибоедова -  это очень  высокий уровень ,  настоящий бренд страны. Основал его славный   устроитель граф Воронцов  (сколько всего  он сделал  для моей Одессы!) , в первую  дирекцию входил замечательный грузинский поэт Александр Чавчавадзе. Здесь поставил  свой первый спектакль молодой Товстоногов. Ставили еще  великие:  Роберт Стуруа , Петр Фоменко... Театр  постоянно приглашают к себе Петербург и Москва. А директор везет его в русскую глубинку  - Урал, Сибирь, Волга. Чтобы играть главные русские тексты, актеры должны надышаться воздухом страны –глубинным,  не  столичным.
Режиссер Автандил Варсимашвили, лауреат Госпремии Грузииученик Стуруа.И как все талантливые ученики,  он пошел своим путем, предлагая    самые  смелые  версии классики. «Замахнулись»  они  и на такую недоступную до сих пор  театральную вершину, как «История лошади" 1975 года. Величайший  товстоноговский спектакль с гениальный Евгением Лебедевым в главной роли. Свой эксперимент режиссер посвятил их памяти,   повез «Холстомера»в Петербург, когда жива была еще Натела , легендарная жена Лебедева и сестра Георгия Александровича. «Прокляну!» - говорила экспрессивная грузинка до  того, как увидела спектакль. После,если верить  рассказам очевидцев,   поклонилась  его создателям.
...Если рубанком содрать со ствола кожу,
Распилить его, высушить, а потом покрасить,
То может подняться мачта океанского корабля,
Или могут родиться красная скрипка, копье, рыжая или белая палуба.

А я не хочу чтобы с меня сдирали кожу.
Я не хочу чтобы меня красили, сушили, белили.
Нет..., я этого не хочу.
Не потому что я лучше других деревьев.
Нет, я этого не говорю.
Просто,просто..просто я другое дерево.
я другое дерево…

Приблизительно такие ощущения были  у меня от спектакля БДТ с Лебедевым. Только кожу сдирали с Лошади, с Холстомера, виноватого лишь в том, что родился   пегим. Пегий цвет гибридный и не имеет определенной гаммы. Слово "пегий" состоит сразу из нескольких цветов ,добавляются какие-то пятна,они  называются пежинами. 
Холстомера били, мучали, издевались, медленно  убивали всю жизнь. А я  не выношу, когда  мучают живых существ. Особенно лошадей и  детей. Боялась  таких же ощущений от грузинского спектакля.   Он  оказался  другим...
Акценты смещены в сторону одиночества  непохожего  на других существа, старости ,смерти, но и -  дружбы,  верности, несмотря  ни  на что. Князь погубил Холстомера, загнав его в погоне за убежавшей француженкой.И  он же подарил ему два года счастья,  это очень много  в его беспросветной жизни.И на ипподроме  - радость  и гордость  осознания, что  он бежит лучше, быстрее всех.(«Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»)
Высшая точка спектакля  -  встреча с Князем Серпуховским в старости. Старый , едва передвигающий ноги Холстомер  ( актер усиливает ощущение надтреснутым голосом -   уже лишняя, натуралистическая нотка) видит  такого же беспомощного  старика, несколько раз выходит к нему,  тот НЕ узнает ( сильная роль  Аполлона Кублашвили). Холстомер и  это ему простил. Как прощает  когда-то изменившую ему возлюбленную.
Он же пегий, другой, не такой, как все. А теперь  они оба стары, слабы,хромы , можно  вместе вспомнить прекрасные мгновения молодости, когда тело было  упруго,  шерсть шелковиста, ноги ловки и легки-  сами  несли  через  овраги и косогоры. Три актера играют роль Холстомера – три ступеньки  жизни , от рождения  до смерти(Валерий Харютченко, Иванэ Курасбедиани,Лаша Гургенидзе).
В этом  мощном послании режиссера каждый  считывает  свое. Холстомер породистый конь высшей марки, но он  как незаконнорожденный. Пестрая шкура, отмечает Толстой, непристойна, разрушает генеалогию. Он - другая лошадь. Других, непохожих, никто  не любит. Другие опасны – не знаешь,  что  от  них ждать.
И еще,   только для меня, прямым текстом: «Он был стар, они были молоды; он был худ, они были сыты; он был скучен, они были веселы... Но ведь не виноват же был пегий мерин в том, что он был стар и тощ и уродлив?.. Казалось бы, что нет. Но по-лошадиному он был виноват, и правы были всегда только те, которые были сильны, молоды и счастливы, те, у которых было все впереди, те, у которых от ненужного напряженья дрожал каждый мускул и колом поднимался хвост кверху». 
Про кого это,с колом хвоста кверху? Молодые  живут нынче  так, словно они  единственные на земле,а всему старому и немощному  надо просто исчезнуть, моментально  раствориться в воздухе. Старость  не модна и  даже неприлична.
Спектакль грибоедовцев, с отличным актерским (в основном, молодым) ансамблем, динамичный , современный, с  проникающей в душу музыкальной  темой (композитор Заза Коринтели), символичным  оформлением– почти крест, почти распятие, но   лишь почти ( художник Миран Швелидзе),с великолепным русским языком ( при условии, что  на сцене  - практически одни грузины), слышным отовсюду, словно в укор  российским актерам , которые с микрофонами работают  уже   везде,едва ли  не в опере… Поистине  царское приношение  двум гениям русской сцены.
А что я  не заплакала… наверное, черствею с годами. Лебедева в этой роли не могла смотреть без слез дольше двух минут... Слезы в зале были, историю  эту запомнят, особенно  те, кто видел ее впервые.
БДТ заканчивал на  высокой эмоции. Но у них был Лебедев. Театр Грибоедова заканчивает физиологией.Нужна  ли  она?   Еще один шоковый удар по зрителю. Если  кого  не проняло до сих пор,  сейчас точно пробьет.Но:
Говорят, если деревья долго лежат в земле,
То они превращаются в уголь, в каменный уголь,
Они долго горят не сгорая, и это дает тепло.
А я хочу тянуться в небо.

я хочу тянутся в небо
я хочу тянуться в небо.

И Холстомер  хотел .
                                                                                                                                                        Ирина Крайнова

                                                                                                 
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments