irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МУЗЕЙ-УСАДЬБА БОРИСОВА-МУСАТОВА. Саратовские художники. Светлана Лопухова

                  СВЕТЛА ЛЮБОВЬЮ

В музее-усадьбе Борисова-Мусатова не просто  открылась выставка художницы Светланы Лопуховой (23 картины), а состоялась ее  презентация



Выступали известные художники Владимир Мошников, Вячеслав Морковин,Елена Мальцева, Наталья Леонтьева и говорили о серьезности живописного языка  своей коллеги,о новом витке ее творчества,  о драме бытия , которая читается в ее картинах. Я ценю лопуховские работы всяких периодов.Считаю одним из лучших мастеров пастели (ее светоносная часовенка у Святого родника  вся так и лучится духовностью озарения),  и прекрасным,  тонким пейзажистом,  умеющим  гармонично вписывать в композицию легкие, будто невесомые фигуры ( две такие работы, с нежным закатным летом и полновесной лимонно-рыжей осенью, украшают  стены моей квартиры). И художником, который как никто почувствовал белокаменную  структуру  Хвалынска -  его первооснову   -и сумел передать ее фактурно и   цельно.
Библейские картины Светланы, начинавшиеся  с вкрапленных в полотно камешков, рифмуются с известковыми холмами нашей живописной Мекки. И   отсылают к белому древнему Иерусалиму - Вечному городу, где   из тесаного камня  возводили стены,  мостили улицы. Словно сила любви  художницы к Святой земле,  ее веры, водила ее  кистью и   переливалась в речные  волжские камешки.
Поразила  на выставке ее  картина в охристой гамме:    благородством тонов,  напевностью композиции и  той драмой жизни,  где угадывается и   личная драма художницы,  и вечное движение времени, переданное  вереницей жен-мироносиц,что устремились  к Гробу Господнему , когда  многие в страхе разбежались. Вечная Любовь  разлита в их плавной поступи. Библейские картины
Света Лопухова пишет: «…главное в искусстве не внешнее сходство с натурой, а созданная творческими исканиями новая реальность, созвучная твоей душе… в искусстве важно не техничное исполнение, а мастерство композиции и что немаловажно, внутреннее содержание самого автора».
 А вот что написала директор мусатовского музея Элеонора Белонович:

«Мир светел любовью» - это  строчки из дневника  выдающегося искусствоведа Николая  Пуниналиричное, светлое настроение, возможность  вместе с автором поразмышлять над извечными философскими темами – мира и человека.
Картины саратовской художницы Светланы Лопуховой хорошо знакомы зрителю по персональным выставкам и выставкам участников хвалынских пленэров. С 2000 года волжский город Хвалынск, родина К.С. Петрова-Водкина, является для автора местом притяжения, источником саморазвития, вдохновения и сил для постоянного труда.Поездки в Хвалынск, где происходит погружение в творческую работу, сильнейшая концентрация общения с коллегами, изучение и осмысление накопленного опыта в изобразительном искусстве – всё это отражено в работах художницы ,в том числе в произведениях, созданных в 2017-2018 году и составляющих доминанту новой выставки.
В духе символизма построены многие произведения живописи: «История одного дома» рождает ассоциации с житийными композициями К.С. Петрова-Водкина, «Свет Хвалынска»– своеобразная аллегория пространства этого особенного места. «Реквием»– работа, наполненная как трагизмом, так и сочувствием, сопереживанием человеческой жизни.
Художница отдаёт предпочтение жанру пейзажа, активно используя в своих работах язык пластики и цвета. «У Хвалынских камней», «Пруд у источника», , «К осени», «Слободка у Волги», , «Ночь наступает»,  -картины, вобравшие в себя всю особенную палитру Хвалынского края с его безбрежным иссиня-фиолетовым небом, изумрудным кольцом лесов и меловых камней.В особой стилистке созданы женские портреты. Они скорее «непортретны», и воспринимаются как обобщённые образы наших современниц.

«Мир светел любовью» - эта фраза  не раз возникала во время глубоких, важных разговоров художницы с Геннадием Губановым— живописцем из Петербурга, учителем и старшим другом. Экспозиция в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова посвящена в том числе и памяти Губанова, чья живопись во многом была связующим звеном между традициями саратовской школы  живописи и лучшими её продолжателями уже в XX веке».
Научный сотрудник Радищевского музея Лидия Краснопёрова дала свой  отзыв :
«Название — это девиз, смысл которого действительно открывается зрителям в экспозиции, выстроенной сотрудниками музея со знанием дела и любовью. Открытие этой выставки было не совсем обычным: оно скорее напоминало пресс-конференцию, где художник рассказывала о себе, о проблемах художественных, о новых темах и творческих задачах. Всё это сопровождалось показом на экране работ, многие из которых остались за пределами выставки и дополняли представление о творчестве Светланы Лопуховой. Новую форму представления выставки нужно признать удачной и многообещающей, потому что она даёт более широкую возможность понять художника… В выступлениях коллег выражалось уважение к личным качествам художницы, её преданности искусству, активности, способность ставить трудные задачи и с упорством работать над их решением. На новой выставке Светланы впервые появились портреты. Художница осваивает новый для себя и сложный жанр классического искусства. Коллеги отметили её удачи на этом пути.
Обретение православной веры выразилось в стремлении художницы рассказать своими словами, на картинах, евангельские притчи и истории. Смелый шаг! Он также был поддержан зрителями. Они прекрасно чувствуют, что художник нуждается в моральной поддержке... Букеты цветов с трудом помещались в руках Светланы. С радостным, приподнятым ощущением участники вернисажа покидали выставку. Желание вернуться и ещё раз внимательно рассмотреть картины возникло, видимо, не только у меня».


                                                                                                                                               З
аписала Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments