irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. КОНЦЕРТ иранской музыки "ТАЙНА"



                    ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ, ИЗ ТОЛЩИ ЛЕТ…
Ее называют одной из оригинальных древних цивилизаций, с  очень  высоким уровнем развития культуры.
Знала, что у них Хафиз (Хафэз) , зороастризм, что есть  прекрасные  дворцовые комплексы в Персеполе и  Сузах, что Элам, Мидия, Ахеминиды -  и  это все древний Иран. А мозаика на металле,  а резьба по полудрагоценным и драгоценным камням (глиптики)?… Недавно  прочла научную версию, что  иранские племена пришли в Центральную Азию из южнорусских степей через Кавказ. И что наших  скифов  из Южного Причерноморья  также   считают иранцами. Как и арийцев,  что поселились между Памиром и Месопотамией  и назвали свое государство Ариана (Иран).
Московская консерватория  в проекте Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» познакомила еще с одной ярчайшей страницей древней культуры  -  иранской классической музыкой.

Вскоре после блестящего проекта Центра ( руководитель Маргарита Каратыгина) с японской оперой «О-Нацу» москвичи привезли в Саратовскую консерваторию  проект с группой «Гамар» под названием «Тайна». Музыка звучит здесь    именно классическая, не исполняемая народными массами  на площадях и в селах. Есть древняя основа, как бы «базис», и есть свободная импровизация (   чем-то это  напомнило вольную  стихию джаза и его стандарты).Лучше всего объяснит ее  сложную структуру    знаток Маргарита Каратыгина .
«Мне представляется удобным сравнивать процесс создания музыки в системе дастгаха с оперированием детским конструктором… Представьте себе, что Вы существуете несколько тысяч лет. За это время под влиянием циклической повторяемости природно-климатических и историко-политических ситуаций у Вас сложился некий стабильный набор переживаний и состояний духа. Поскольку Вы не можете существовать без музыки, Вы находите для этих состояний наиболее удачные звуковые сочетания и формируете звуковую «коллекцию», в которой, как в детском конструкторе, всё множество моделек разложено по разным «коробкам» с определёнными названиями (Шур, Махур и т.д.). Хотите Вы излить в звуках состояние невыразимого томления по далёкому идеалу – берёте одну «коробку», хотите укрепить в себе мужественность – берёте другую. Перепутать коробки нельзя – в них модельки разного звукового «цвета»… каждая отдельная «коробка» – это дастгах. Здесь и «строительный материал», то есть собственно мелодические модели, и строжайшая инструкция, как эти модели соединять. Нужно поучиться лет двадцать под руководством хорошего Учителя, чтобы запомнить все модели и правила их сочетания настолько, чтобы в потоке вдохновения создавать великолепные, небывалые доселе многомерные «конструкции». Конечно, как ни учись, без «божьего дара», таланта тут не обойтись».
Как бы ликбез  иранской музыки у нас уже  есть, и перед началом  концерта с публикой проведена просветительная беседа, да  и программки в руках.
Но как описать чувства смятения, волнения, восторга,  моментально сменявшие друг друга,  когда септет музыкантов в белых одеждах расселся в полукруг  со своими аутентичными, невиданно красивыми инструментами,  с ними сел аваз – исполнитель ,  замечательный вокалист Хосейн Нуршарг.  И полилось…Его голос звучал  то пленительно низко, то маняще высоко, как горное эхо Хорасана, гортанно и сильно, сливаясь с голосами диковинных  инструментов  -  трапеции деревянно-металлического сантура, цилиндра  обтянутого бараньей кожей каманче, тонкой  тростниковой трубочки нэя, похожего чем-то на мандолину  древнего тара, ударного томбака , который держат горизонтально, прижимают к боку и играют на нем кончиками пальцев. В центре, с каманче – руководитель группы Навид Дэгхан, пластичный и страстный, подвижный, как ртуть. Будет его соло,  но и соло сантура,  и   соло тара, да и все  семь участников, включая похожих на гурий девушек-музыкантов (персианки всегда грациозны и прекрасны), будут играть так, словно  они – продолжение  своих инструментов,   порой  -подпевать Хосейну и немного двигаться в такт щемящей вечной, какой-то вселенской  мелодии, наплывающей  на нас  из толщи лет. Каждое выступление иранских музыкантов имеет еще и  особое , эмоционально окрашенное название. Наш концерт я бы назвала строкой из Хафэза, которая приведена  в программке концерта: «От  этого глотка я без ума еще…».
Все процитированные  стихи персидских поэтов здесь окрашены светлой печалью. В подстрочном переводе Хафэза певец «Отдал душу горю».
«Еще в начале мира  поднес мне виночерпий /Глоток из рубиновой чаши твоих  губ». Вечна  на земле Любовь, вечна Тоска  по любимому , вечна Музыка – голос ее души. А иранская музыка  еще  целительна, медитативна,  высокой волной поднимает  она тебя к неведомым берегам и уносит к «началу мира»."Тайна" сия велика есть, название концерту  подходит.
                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова, фото с сайтов



.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments