irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

АЛЬЯНС ФРАНСЕЗ Саратов, ДОМ КИНО. Фильмы русской эмиграции в Париже , Эммануэль Нобле

       
                                  НЕВОЛЬНИКИ ЧЕСТИ
Все за одного, один за всех!.. У дворянина только одно слово… Учтивый кавалер не может не пойти на свидание, назначенное ему дамой…
Мы во Франции, господа. Хотя  и в   далеко   не  мушкетерские времена,  но Кодекс чести, похоже, действует  до сих пор.
Фильмы русских эмигрантов,  снятые в Париже, бережно восстановленные французами,  еще  и  с озвучкой  вместо  тапера.  Французский институт в России, Французская синематека,
Alliance Française Саратов  и Дом Кино представили   местной публике два показа и  один киноконцерт.Знаменитые фильмы сняты  почти сто  лет  назад. Студия «Альбатрос», как пишут, «известна  благодаря своему особому стилю, унаследованному от Евгения Бауера и дореволюционного русского кинематографа». Мега-звездой  в ней был актер  и режиссер Иван Мозжухин -  кстати,наш  земляк. Все говорили про «мозжухинскую слезу»   и что нужно  «обязательно увидеть, как  он умирает». Пышные декорации,  богатые костюмы, потрясающая операторская работа, геометрическая  стройность и красота кадра, интригующий сюжет, тонкий юмор – всё там есть. Считается, что французский киноавангард  получил  от «альбатросов» заметный толчок.
Фильм «Костёр пылающий»  снял сам Мозжухин по своему  оригинальному сценарию. Там  играла его первая жена Наталья Лисенко ,  известная  русская актриса. Пересказывать  ночные кошмары жаждущей любви  женщины  нет  нужды. Меня поразило благородство мужчин в этой истории. Муж  –крошечного роста, нелепый и величественный (потом я узнала, что  играл его замечательный актер, ученик Станиславского Николай Колин).Неуязвимый детектив, нанятый найти  любовника жены  и  сам в нее влюбившийся. Эту роль, исполнял ,конечно,   маэстро Мозжухин.
Детектив   находит «вора» документов , но полиции его   не сдает. Отказашись   от  любви прекрасной женщины, благородно  «возвращает» ее мужу.  Проницательно  смотрит на них  умный муж и в конце концов… отправляет жену к сопернику.Состязание благородств, поединок достоинств…Видимо, ностальгия по России прошлого с  ее Кодексом чести офицера и дворянина  прочно овладела режиссером и его командой. Да, есть там  сантименты, но  ни  грана нарочитости,  надрыва.К  тому же все окрашено мягким, уже французским  юмором.
А какие кадры, как скомпонованы… Дама уронила шаль: видны   лишь   наклоненные спины кавалеров, ее поднимающих. Или  живописная группа молодых денди: один у  аппарата,  остальные – с дополнительными  телефонными  трубками. А огромный циферблат, на фоне которого  разыгрывается выразительный  театр теней?..
Другой фильм с участием  той же великолепной троицы.  Экранизация   пьесы Александра Дюма о гениальном английском  актере Эдмуне Кине — любителе женщин и  вина. Фильм  у нас показали с «тапером», как в прежние  времена. Аккомпанировал  автор музыки к  «Костру пылающему» (уже включенной в фильм)  французский композитор,  пианист-импровизатор Матье Реньо.  Было  органично, и   казалось, что  лиричная, местами бурная, с нарастающим драматизмом мелодия навечно«вписана»  в   киноленту. Здесь Мозжухин – Кин, страстный, нетерпеливый, избалованный поклонниками и славой. Забыв, что  он всего  лишь комедиант,  вступает в поединок за Прекрасную Даму  (играет ее черноволосая   чаровница Лисенко) с самим Принцем Уэльским. Теряет все: возлюбленную, театр,  почитателей. Муж красавицы - датский посол -  почитает  своим долгом   вызвать на дуэль хотя бы  одного из ее поклонников  -   ясно, что не наследника престола. Кин не без  достоинства отказывается  от поединка . Светские приличия мешают Даме навестить больного, забытого кумира, но к постели умирающего она успевает. Прямо сплошные невольники чести…
Фильм, конечно, сентиментальный, но не  такой уж смешной, при всей его  наивности. Невольно вздохнешь  о тех временах , когда дамы были горделивы, кавалеры мужественны, чувства глубоки, а поступки благородны.
Кроме трех фильмов студии «Альбатрос» нам привезли моноспектакль «Починять  живых». Адаптация, постановка, исполнение  - Эмманюэль Нобле. По  всколыхнувшему всех роману Мейлис де Керангаль о трансплантации сердца ( показан в театре драмы). Премия Мольера, премия Бомарше - 2017 за лучший  моноспектакль.
И  тут  вышла перекличка с мушкетерским веком. Хотя несколько  необычная… 19-летний парень попал в аварию. Мозг его стремительно разрушается, однако  остальные органы живы и в отличном состоянии. Врач предлагает  родителям продлить жизнь  ребенка хотя бы  в других телах  - спасти их  благодаря его сердцу, легким, печени , почкам.Они  никогда  не узнают, кому достанутся органы  сына. Тяжелейший нравственный выбор: видеть, что  сын еще сохраняет видимость жизни ,осознавать, что  это только иллюзия, которая скоро исчезнет,  и цепляться за нее до последней его минуты или…решиьтся на донорство,  возвращая к жизни  тех, кого  еще можно спасти.Труднейшая задача врача  - убедить  убитых горем родителей в гуманности их шага. Невероятные усилия  медиков, чтобы за сутки успеть  доставить трепещущий, живой красный комочек к месту  его пересадки и  сделать все быстро, на высшем пике   хирургического искусства. Роман де Керангал, увенчанный множеством литературных  премий, изобилует медицинскими терминами и описаниями. Он документален в лучшем смысле  этого слова. Но и глубоко психологичен.Мы   кожей ощущаем  страх матери,  еще не знающей о случившемся,  но обо всем догадавшейся.


/ «Больше всего на свете ей сейчас хотелось броситься вон из кабинета, открыть дверь и бежать куда глаза глядят; а ещё больше ей хотелось просто исчезнуть, испариться, провалиться в люк, внезапно возникший прямо под ножками стула: пуф! — и дырка, подземная тюрьма, где все о ней забудут, никогда её не найдут, а она будет знать лишь одно: что сердце Симона всё ещё бьётся; она хотела расстаться с этим слишком замкнутым кабинетом, с этим сине-зелёным светом; сбежать от новостей; в ней не было ни капельки мужества, мужайтесь, — она пыталась перехитрить саму себя; юлила, как уж на сковородке; она отдала бы всё, что у неё есть, лишь бы её успокоили, лишь бы наврали; пусть ей рассказывают страшные истории, но у каждой должен быть хэппи-энд»./
И еще  это философский,  глубокий текст. Ведь название  его - цитата из пьесы Чехова «Платонов» ( «Что делать , Николай ? – Хоронить мертвых и починять живых»).
Как пишут знатоки,
«в этом чудесном романе писательница никогда не отделяет «техническое» от поэтического, повседневность от метафизики , уязвимую интимность от коллективной эффективности».
Известного французского актера Эмманюеля Нобле книга поразила. Уже через три месяца после выхода романа   он сделал  его сценическую адаптацию.« Донорство – это абсолютное великодушие. Бесплатное, анонимное, а взамен – всего-то ничего – жизнь. И выбор надо делать на пике боли, и делают его близкие, вокруг тела, которое вроде бы спит. Вопрос, который встает в этой связи, это настоящий выбор общества, на него есть два возможных ответа – альтруизм героический и скрытый. В… словах содержится огромная сила жизни, которую нужно пропустить через мозг и передать от одного сердца к другому. В романе… есть что-то Чеховское, его просто необходимо было перенести в сегодняшний театр», - говорит  о романе Нобле.  Мы видим,  что и здесь речь идет  о благородстве .
« Что мне нравится в этом проекте, 
- сказала о моноспектакле писательница, 
именно то, что он вводит в действие голоса, воплощает голоса, размножает и концентрирует их, как волны смыслов, как силовые линии. Слова становятся действиями, передают и представляют действия...Что мне кажется прекрасным в идее моноспектакля – тело исполнителя становится местом физического, даже атлетического представления, одновременно воспроизводя физиологический подвиг трансплантации, воплощая одно за одним все тела, участвующие в истории. Что меня тронуло в предложении Эмменюэля Нобле – то, что актёр становится сердцем, мигрирующим человеческим сердцем, душой театрального действа».
И мы услышали эти  голоса ( они звучат в записи), и услышали голос самого Нобле, очень интеллигентного, тонкого, пластичного артиста , доносящего  до нас Слово, увидели в его Теле множество тел – молодых  спортивных парней, зрелых хирургов,  бесстрастных анатомов,  молодых медсестер, мужчин, женщин, но главное -  мы ощутили то самое  сердце, биение «живого красного комочка», ради  продления жизни которого отдал свои  последние минуты 19-летний серфинист. Отдали, как если бы  он так решил, его мама и папа.
-Вы ходили в больницу? – спросила я Эмманюэля после спектакля.- Да, все   видеоматериалы дал мне хирург ( зритель как бы  попадает внутрь организма вслед за стремительно   входящим туда аппаратом). Не было ощущения игры, театральности: надев белый халат, актер  рассказывал  как бы свою историю. Но   не было  и холодного отстранения  бытописателя. Следуя за   театральным
кумиром Питером Бруком, Эмманюэль нашел свою грань, свой  неповторимый угол зрения.Этот превосходный спектакль  видели уже в России -  Москва и Самара , шел он и и в других  странах. Следующий проект Нобле,  не такой тяжкий психологически   -по Мариво, увидят 30 городов Франции. А может, и мы  тоже. 
                                                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова





ЭММАНЮЭЛЬ НОБЛЕ,  о нем : начал карьеру театрального артиста в 2000 году, играл в классических и современных пьесах (Шекспир, Расин, Корнель, Мариво, Андреев, Гарсия-Лорка, Дюриф, Лагарс), участвовал в коллективных постановках со многими режиссерами, в  частности сотрудничал с Катрин Ижель в постановке пьесы «Мещанин во дворянстве». Нобле снимался в многочисленных телефильмах и сериалах («Дело семьи Вильмен», «Скальп»), а также в кино («Девушка из ниоткуда», фильм Жана-Клода Бриссо, завоевавший Золотого леопарда в 2012 году , «Шик!», где Нобле играл с Фани Ардан). Параллельно Нобле занимался режиссурой и работал художником по свету в театре и творческим ассистентом режиссера в кино и в театре. Поставил спектакль «Жить было великолепно» в Доме поэзии (премия зрительских симпатий авиньонской программы OFF). По просьбе автора Нобле поставил читку-концерт по роману «Компас» Энара (Гонкуровская премия )
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments