
НЕВОЛЬНИКИ ЧЕСТИ
Все за одного, один за всех!.. У дворянина только одно слово… Учтивый кавалер не может не пойти на свидание, назначенное ему дамой…
Мы во Франции, господа. Хотя и в далеко не мушкетерские времена, но Кодекс чести, похоже, действует до сих пор.
Фильмы русских эмигрантов, снятые в Париже, бережно восстановленные французами, еще и с озвучкой вместо тапера. Французский институт в России, Французская синематека, Alliance Française Саратов и Дом Кино представили местной публике два показа и один киноконцерт.Знаменитые фильмы сняты почти сто лет назад. Студия «Альбатрос», как пишут, «известна благодаря своему особому стилю, унаследованному от Евгения Бауера и дореволюционного русского кинематографа». Мега-звездой в ней был актер и режиссер Иван Мозжухин - кстати,наш земляк. Все говорили про «мозжухинскую слезу» и что нужно «обязательно увидеть, как он умирает». Пышные декорации, богатые костюмы, потрясающая операторская работа, геометрическая стройность и красота кадра, интригующий сюжет, тонкий юмор – всё там есть. Считается, что французский киноавангард получил от «альбатросов» заметный толчок.
Фильм «Костёр пылающий» снял сам Мозжухин по своему оригинальному сценарию. Там играла его первая жена Наталья Лисенко , известная русская актриса. Пересказывать ночные кошмары жаждущей любви женщины нет нужды. Меня поразило благородство мужчин в этой истории. Муж –крошечного роста, нелепый и величественный (потом я узнала, что играл его замечательный актер, ученик Станиславского Николай Колин).Неуязвимый детектив, нанятый найти любовника жены и сам в нее влюбившийся. Эту роль, исполнял ,конечно, маэстро Мозжухин.
Детектив находит «вора» документов , но полиции его не сдает. Отказашись от любви прекрасной женщины, благородно «возвращает» ее мужу. Проницательно смотрит на них умный муж и в конце концов… отправляет жену к сопернику.Состязание благородств, поединок достоинств…Видимо, ностальгия по России прошлого с ее Кодексом чести офицера и дворянина прочно овладела режиссером и его командой. Да, есть там сантименты, но ни грана нарочитости, надрыва.К тому же все окрашено мягким, уже французским юмором.
А какие кадры, как скомпонованы… Дама уронила шаль: видны лишь наклоненные спины кавалеров, ее поднимающих. Или живописная группа молодых денди: один у аппарата, остальные – с дополнительными телефонными трубками. А огромный циферблат, на фоне которого разыгрывается выразительный театр теней?..
Другой фильм с участием той же великолепной троицы. Экранизация пьесы Александра Дюма о гениальном английском актере Эдмуне Кине — любителе женщин и вина. Фильм у нас показали с «тапером», как в прежние времена. Аккомпанировал автор музыки к «Костру пылающему» (уже включенной в фильм) французский композитор, пианист-импровизатор Матье Реньо. Было органично, и казалось, что лиричная, местами бурная, с нарастающим драматизмом мелодия навечно«вписана» в киноленту. Здесь Мозжухин – Кин, страстный, нетерпеливый, избалованный поклонниками и славой. Забыв, что он всего лишь комедиант, вступает в поединок за Прекрасную Даму (играет ее черноволосая чаровница Лисенко) с самим Принцем Уэльским. Теряет все: возлюбленную, театр, почитателей. Муж красавицы - датский посол - почитает своим долгом вызвать на дуэль хотя бы одного из ее поклонников - ясно, что не наследника престола. Кин не без достоинства отказывается от поединка . Светские приличия мешают Даме навестить больного, забытого кумира, но к постели умирающего она успевает. Прямо сплошные невольники чести…
Фильм, конечно, сентиментальный, но не такой уж смешной, при всей его наивности. Невольно вздохнешь о тех временах , когда дамы были горделивы, кавалеры мужественны, чувства глубоки, а поступки благородны.
Кроме трех фильмов студии «Альбатрос» нам привезли моноспектакль «Починять живых». Адаптация, постановка, исполнение - Эмманюэль Нобле. По всколыхнувшему всех роману Мейлис де Керангаль о трансплантации сердца ( показан в театре драмы). Премия Мольера, премия Бомарше - 2017 за лучший моноспектакль.
И тут вышла перекличка с мушкетерским веком. Хотя несколько необычная… 19-летний парень попал в аварию. Мозг его стремительно разрушается, однако остальные органы живы и в отличном состоянии. Врач предлагает родителям продлить жизнь ребенка хотя бы в других телах - спасти их благодаря его сердцу, легким, печени , почкам.Они никогда не узнают, кому достанутся органы сына. Тяжелейший нравственный выбор: видеть, что сын еще сохраняет видимость жизни ,осознавать, что это только иллюзия, которая скоро исчезнет, и цепляться за нее до последней его минуты или…решиьтся на донорство, возвращая к жизни тех, кого еще можно спасти.Труднейшая задача врача - убедить убитых горем родителей в гуманности их шага. Невероятные усилия медиков, чтобы за сутки успеть доставить трепещущий, живой красный комочек к месту его пересадки и сделать все быстро, на высшем пике хирургического искусства. Роман де Керангал, увенчанный множеством литературных премий, изобилует медицинскими терминами и описаниями. Он документален в лучшем смысле этого слова. Но и глубоко психологичен.Мы кожей ощущаем страх матери, еще не знающей о случившемся, но обо всем догадавшейся.
/ «Больше всего на свете ей сейчас хотелось броситься вон из кабинета, открыть дверь и бежать куда глаза глядят; а ещё больше ей хотелось просто исчезнуть, испариться, провалиться в люк, внезапно возникший прямо под ножками стула: пуф! — и дырка, подземная тюрьма, где все о ней забудут, никогда её не найдут, а она будет знать лишь одно: что сердце Симона всё ещё бьётся; она хотела расстаться с этим слишком замкнутым кабинетом, с этим сине-зелёным светом; сбежать от новостей; в ней не было ни капельки мужества, мужайтесь, — она пыталась перехитрить саму себя; юлила, как уж на сковородке; она отдала бы всё, что у неё есть, лишь бы её успокоили, лишь бы наврали; пусть ей рассказывают страшные истории, но у каждой должен быть хэппи-энд»./
И еще это философский, глубокий текст. Ведь название его - цитата из пьесы Чехова «Платонов» ( «Что делать , Николай ? – Хоронить мертвых и починять живых»).
Как пишут знатоки, «в этом чудесном романе писательница никогда не отделяет «техническое» от поэтического, повседневность от метафизики , уязвимую интимность от коллективной эффективности».
Известного французского актера Эмманюеля Нобле книга поразила. Уже через три месяца после выхода романа он сделал его сценическую адаптацию.« Донорство – это абсолютное великодушие. Бесплатное, анонимное, а взамен – всего-то ничего – жизнь. И выбор надо делать на пике боли, и делают его близкие, вокруг тела, которое вроде бы спит. Вопрос, который встает в этой связи, это настоящий выбор общества, на него есть два возможных ответа – альтруизм героический и скрытый. В… словах содержится огромная сила жизни, которую нужно пропустить через мозг и передать от одного сердца к другому. В романе… есть что-то Чеховское, его просто необходимо было перенести в сегодняшний театр», - говорит о романе Нобле. Мы видим, что и здесь речь идет о благородстве .
« Что мне нравится в этом проекте, - сказала о моноспектакле писательница, –
именно то, что он вводит в действие голоса, воплощает голоса, размножает и концентрирует их, как волны смыслов, как силовые линии. Слова становятся действиями, передают и представляют действия...Что мне кажется прекрасным в идее моноспектакля – тело исполнителя становится местом физического, даже атлетического представления, одновременно воспроизводя физиологический подвиг трансплантации, воплощая одно за одним все тела, участвующие в истории. Что меня тронуло в предложении Эмменюэля Нобле – то, что актёр становится сердцем, мигрирующим человеческим сердцем, душой театрального действа».
И мы услышали эти голоса ( они звучат в записи), и услышали голос самого Нобле, очень интеллигентного, тонкого, пластичного артиста , доносящего до нас Слово, увидели в его Теле множество тел – молодых спортивных парней, зрелых хирургов, бесстрастных анатомов, молодых медсестер, мужчин, женщин, но главное - мы ощутили то самое сердце, биение «живого красного комочка», ради продления жизни которого отдал свои последние минуты 19-летний серфинист. Отдали, как если бы он так решил, его мама и папа.
-Вы ходили в больницу? – спросила я Эмманюэля после спектакля.- Да, все видеоматериалы дал мне хирург ( зритель как бы попадает внутрь организма вслед за стремительно входящим туда аппаратом). Не было ощущения игры, театральности: надев белый халат, актер рассказывал как бы свою историю. Но не было и холодного отстранения бытописателя. Следуя за театральным кумиром Питером Бруком, Эмманюэль нашел свою грань, свой неповторимый угол зрения.Этот превосходный спектакль видели уже в России - Москва и Самара , шел он и и в других странах. Следующий проект Нобле, не такой тяжкий психологически -по Мариво, увидят 30 городов Франции. А может, и мы тоже.
Ирина Крайнова

ЭММАНЮЭЛЬ НОБЛЕ, о нем : начал карьеру театрального артиста в 2000 году, играл в классических и современных пьесах (Шекспир, Расин, Корнель, Мариво, Андреев, Гарсия-Лорка, Дюриф, Лагарс), участвовал в коллективных постановках со многими режиссерами, в частности сотрудничал с Катрин Ижель в постановке пьесы «Мещанин во дворянстве». Нобле снимался в многочисленных телефильмах и сериалах («Дело семьи Вильмен», «Скальп»), а также в кино («Девушка из ниоткуда», фильм Жана-Клода Бриссо, завоевавший Золотого леопарда в 2012 году , «Шик!», где Нобле играл с Фани Ардан). Параллельно Нобле занимался режиссурой и работал художником по свету в театре и творческим ассистентом режиссера в кино и в театре. Поставил спектакль «Жить было великолепно» в Доме поэзии (премия зрительских симпатий авиньонской программы OFF). По просьбе автора Нобле поставил читку-концерт по роману «Компас» Энара (Гонкуровская премия )