irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СТАРЫЙ ТЮЗ на Вольской: "ПИТЕР ПЭН" в постановке Чернышева

Питер П.jpg
       
        БАБУШКА, КОТОРАЯ УМЕЛА ЛЕТАТЬ
Какой ребенок не мечтает  заполучить себе такую бабушку?
Которая  не только умеет печь вкусные пироги  и рассказывать  волшебные сказки, но и летать, побывала в стране Нетландии и даже… Но все по порядку. В Старом тюзе  на Киселева снова поставили сказку. Волшебную-волшебную. Таинственную- таинственную. Страшную-страшную. Веселую-веселую. Словом, такую,как надо. Про «Питера Пэна и Вэнди». Английская детская литература XX века - просто кладезь  для таких постановок. Как из гоголевской «Шинели», она выросла  из парадоксальных сказок Кэрролла, где выдумка  и юмор прекрасно уживаются  друг с другом. Милн, Трэверс, Барри и уже  переходом в XXI век -Роулинг…
Пишут,  что драматург Джеймс Барри никак не мог придумать сюжет для новой пьесы «и окончательно утратил гармонию в браке, который оказался бездетным». Случайно в парке  знакомится с  молодой женщиной Сильвией   и  четырьмя ее  сорванцами. Барри стал как бы  их  приёмным отцом .Он играет с ними в пиратов и  индейцев. И потихоньку сочиняет сказку  - одну  из самых  популярных минувшего века.Начинается она загадочно и иронично: « Все дети, кроме одного-единственного на свете ребенка, рано или поздно вырастают. Венди знала это наверняка. ..Человек обычно догадывается об этом, когда ему исполнится два года…»
Один-единственный ребенок на свете - Питер Пэн, «мальчик, который  не хотел взрослеть». Он как бы срисован  с   Майкла, одного из сыновей Сильвии. Майкла ждала трагическая судьба: тот навсегда остался молодым , утонув в 20 лет. Возможна, эта книга  писателя навеяна смертью собственного  брата, который поскользнулся на катке.В детстве Джеймс   подражал  его манерам и свисту.
Как бы  то  ни было, но немного сентиментальная история в стиле фэнтези , с доброй долей иронии  и абсурда
( Барри поселит в известном каждому лондонцу  Кенсингтонском саду маленьких  фей) полюбилась читателю. Появился  диснеевский мультик, сделано  несколько  экранизаций,в  том числе    многосерийных. Была наша кинолента, снятая на Беларусьфильме. Книга попала к  русскому читателю в конце 60- х годов в  сильно адаптированном переводе.Поставлена  и на сцене, английской и американской,  более ста лет  назад.Тогда сложились определенные традиции: Питера Пэна всегда играла актриса, а мистера Дарлинга  - тот  же актер, что   капитана Крюка, блуждающий огонек и тонкий голосок изображали фею Динь-Динь.   И даже при  уровне техники вековой давности актеры  над сценой летали.
Для  Старого тюза  инсценировку написала Анастасия Колесникова, драматург , зарекомендовавший  себя  хорошими адаптациями детской классики. Алексей Чернышев, главный режиссер на ул. Киселева, ученик известного  режиссера Юрия Погребничко, снова призвал   себе в помощь  московскую команду (сценография, художник, видеопроекция Юлия Михеева; композитор Андрей Зверев; хореограф Аида Цомаева, художник  по свету – Владислав Фролов)и  создал, пожалуй, самое масштабное  и яркое  свое произведение.Правда, нельзя сказать, что песни   столь  уж оригинальны.
Это четвертая сказка Чернышева в этих стенах . Первые две ( «Алиса в стране чудес» и «Винни-Пух» ) были, в основном, решены   вокальными  и драматическими  силами  детской эстрадной студии «Апельсин». Особенно удачно и  цельно  выглядела «Алиса». В «Сказке  о потерянном времени» тюзовские «старики», поколение  молодых актеров и участники детских студий встретились на одной сцене. И  не всегда студийцы   были    на высоте.
В «Питере Пэне» главные на сцене  дети. Длинноволосая  хорошенькая Венди, два ее брата, Питер  (  его ,кстати,играет  мальчик во  всех трех составах), многочисленные индейцы племени Пиканини и русалки.Плюс  танцевальный индейско- русалочий состав  - от Саратовской  хореографической школы «Антре»,  они придают действу стремительность и  выразительность.Как и 
сцена фехтования  ( ставил  знаток театральных боев Александр Федоров).
Спецэффектов много, они делают сказку еще более сказочной, «метеоритный» дождь из  фей  идет чуть  ли над головами зрителей. Летящие в Нетландию Пэн и Вэнди незаметно   превращаются в анимацию. Или, наоборот, сходят с экрана на сцену. Забавно и изобретательно решена сцена с пиратами, «плывущими» на лодочках в бурном море, а иногда и просто  их несущими.Деревянное судно кажется старинным и грозным, зеленый абажур над сценой  - напротив,  домашним и книжным, как будто вся  эта история с похищением детей, пиратами, индейцами, просто-напросто  прочитана   вслух заботливой Наной.
Тонкий английский юмор, удачно  сохраненный авторами театральной версии,  особенно очевиден в доме мистера Дарлинга, где  образцовый  сотрудник банка тщательно подсчитывает, во что  обойдется ему  содержание детей, ворчит на большую собаку – преданную няню Нану ( маленький блестящий этюд Александра Андрюшенко; на втором месте в рейтинге  детей «большая Крокодила» Елены Земсковой ,ее проходки  близ  отчаянного труса Крюка)  Зато миссис Дарлинг очень добрая. Как пишет Барри, «Мама у Венди была необыкновенная. Во-первых, она была красивая. Во-вторых, в правом уголке рта пряталась у нее особенная, почти неуловимая улыбка. Венди никак не удавалось ее поймать. Улыбка показывалась — и тут же пряталась, будто ее и нет. И еще было у мамы в характере что-то такое… ну, прямо поразительное, почти волшебное» ( в правильных переводах в уголке рта мамы  прятался поцелуй).
Замечательную маму играет Алена  Омельчук. И еще там бабушка –Венди в  старости. Жаль,   не состарили  героиню «красиво». В исполнении Дарьи Сосновской  это  скрюченная старуха с палкой  и глубокими морщинами. Зато  она здесь главная  сказительница и -  о, сюрприз! – говорит  неподражаемым голосом Елены Камбуровой.
Несмотря  на свою дряхлость , бабушка Вэнди  весьма подвижна, появляется то там,  то здесь. И в финале именно ее заберет Питер в страну вечного детства.Такой  финал  не предусмотрел даже  Барри,  у него  их было несколько, поскольку «Питер Пэн» складывался из многих произведений : пьесы, главы из романа, подписи к картинкам и т. д.  Один вариант: на сцену выходили мамы и забирали  всех пропавших детей, в другом  -  Питер  и Вэнди находили  младенца, который, она очень надеется, позаботится о ее друге.  Каноническим стал финал с    взрослой Вэнди , которая уже родила свою дочку (   она  и улетит с Пэном).В нашей версии всех детей усыновят Дарлинги. Это очень счастливый  для них  поворот.  Пэну же нужна только бабушка Вэнди ,  он   совсем не замечает ее старости.
Помните? - Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...
И  как  же легко   взлетает  она над Кенсингтонском садом... Не удивлюсь,  если к концу полета бабушка  резко помолодеет.

                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments