irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА.Выставка художников в НОЧЬ искусств

    ОБЪЕДИНИЛ ТЕАТР

…Кто важней в театре — актёр, режиссёр или, может быть, театральный плотник?
Забываю  время  от времени, что мы празднуем. Был «красный день календаря», и наша мама очень гордилась, что  родилась в  этот день. Потом нам разъяснили (как обычно, сверху), что праздник  этот неправильный,   отменили  его и назначили другой, тремя днями раньше, посвященный… смутному времени и победе ополчения Минина и Пожарского. Хорошо, не  битве с половцами  и печенегами… Привыкли и к этому, только мама долго обижалась  - не за революцию, а за свой ДР, внезапно превратившийся в  будний день .И  что трудно нас  теперь собрать  всех вместе…
Сейчас это «день народного единства»,  и людям искусства  находится  работа в  праздник: проходит  Всероссийская акция «Ночь искусств». Ее слоган -  «Искусство объединяет». С каких-то пор  боюсь  пафосных слов. Но театр (академический театр драмы имени И.А. Слонова) и живопись действительно  объединили  нас в  эти  дни. Большая  художественная выставка «По обе стороны кулис» открылась в фойе драмы (часть большого проекта «Театральный вернисаж»).
Более двадцати участников, несколько десятков работ, тщательно  отобранных куратором выставки художницей Ириной Драгункиной, развешанные по периметру,  погружают зрителя в театральную стихию, приоткрывают странный  мир Закульсья, по-разному преломленный  в графике, живописи, батике,  в эскизах декораций и  костюмов профессиональных  и самодеятельных  художников.
 Есть  исторический аспект, мы видим эскизы  театральных художников прошлого,  среди них знаковые  фигуры Николая Глинского и Анисима Аредакова. В изящных виньетках  - декорации Глинского. Разнообразно решены  эскизы Аредакова к спектаклям по пьесам  Чехова, Симонова.

Театр  - это всегда игра, увлекательная и  яркая. Как там у Гафта? «Играйте, разрешает Бог!». Картины на выставке тоже  с хорошей долей театральности, а ,значит, игры. Ирина Шин играет фактурами, подсыпая песок в краски. Ее  полотна нарядны и праздничны. Почти весело танцует  балеринка на фоне старинных башенок. Персонажи комедии дель арте на картине Ирины Драгункиной  текучи, подвижны,  мелькают руки, пестры ее мазки.Лицо  условно, почти маска,  лошади  возникли неожиданно, но  они  столь же  зримы, как  полки, как книги здесь. Это  уже  энергичная кисть  Светланы Лопуховой.
Геннадия Панферова  узнаешь в одной картине и совершенно  не угадаешь в другой . Интенсивные цвета, геометричность формы ,  но  читаются  и  странные существа, напоминающие грифонов  «механистического толка».На  другом  его полотне  - хоровод прямо андерсеновских персонажей, в  благородных выдержанных тонах. Тут  и волшебная палочка Сказочника. Ни скем не спутаешь пупсов и неваляшек Дубовова. Игра в детство продолжается  всю жизнь.Многообразна, декоративна здесь  палитра Милавиной. Те же будто  герои – Пьеро, Арлекин, Коломбина. А кажутся детьми, просто примерившими карнавальные костюмы. Совсем в  другую, взрослую игру, цена которой - жизнь, играет ее инфернальная Сольвейг. А вот  «Трио-соната» в нежно свечении полутонов…
Темные глаза, бледное лицо, белый шарик на пальце –голова театральной  куклы. Контрастный,выразительный  портрет Кондратьева. Маска в зале  - маска на сцене в графичной, изысканной по цвету композиции  Юрия Наместникова, главного художника театра.
Ирина Дубовова на очень маленьких холстах воссоздает мир Древнего Египта, как мы его представляем после «Аиды», в традиционных декорациях и костюмах. Довольно много места занимают наивисты. Эффектна  дама с  птичкой и авангардно зеленым лицом Лауры Хачатрян. Шаржированы , словно персонажи кукольного театра,  злые типы, им   приданы улыбающиеся маски. У Лялиной балерины, как обычно,  лубочны и забавны, с преувеличенными телесными формами. И такой контраст:  на противоположной стене  - пастельные, воздушные, исчезающие фигуры Терпсихор в эскизах Лады Вальковой.
Работы Василия Черевкова черно–белые, ажурные.  Сначала  он  перенес на бумагу чугунное кружево Петербурга,  фигурно его  вырезал для семейного театра теней, который они  вели с женой Ольгой.
Здесь и пегановские  итальянские персонажи, возникающие  между нотными знаками,  и силуэты музыкальных инструментов в броских батиках Оли Кочетковой… Художники играют, задают тон, театрализуют  и - преображают  пространство довольно казенного фойе времен застоя.
Я, братцы мои, зря спорить не буду, кто важней в театре — актёр, режиссёр или, может быть, театральный плотник. Так кто же?
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments