irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА. ПРЕМЬЕРА. "ТЕНЬ" Шварца



                                              В ТЕНИ ГЕРОЯ
...И ученый рассердился не столько потому, что тень ушла от него, сколько потому, что вспомнил  известную историю  о человеке  без тени, которую знали все и каждый на его родине.
Это не  из пьесы Шварца, как может показаться. Это  из сказки Андерсена. И   даже она   не первоисточник.  История человека, потерявшего свою тень,  не моложе истории о Фаусте и Дон Жуане. У Евгения Шварца вместо  чудесной  южной страны, где  жители « высыпали  на улицы, выносили на тротуары столы  и стулья, кто  пел, кто разговаривал, кто  просто гулял…»,  иная картина жизни ,где «богатство  и бедность,  знатность и  рабство,  смерть  и несчастье, разум и  глупость, святость, преступление, совесть, бесстыдство - все это перемешано  так тесно, что просто ужасаешься».
У перспективного молодого режиссера Александра Созонова , поставившего «Тень» в Саратовской драме ( а когда-то  бывшего  на телевидении  клипмейкером,  ведущим ток-шоу   и автором рекламных роликов), сказочная природа пьесы вытеснена  узнаваемыми  реалиями шоу-бизнеса. Да, Мальчик-с-Пальчик   по-прежнему женат  на  Великанше , а  Людоеды работают в ломбарде. Но изображение актера  снимается на камеру, транслируется  на экран,  сразу на  несколько экранов,  он и говорит на камеру, и живет   перед  юпитерами.
Жители "теневого  государства" клиповые,   с маленькими коротенькими мыслями,  которые  они в виде «облачка» из комиксов носят за собой, расставляют  по сцене, «электризуют». Декорации  складываются из неоновых трубок рекламы ( сценография Евгений Лемешонок, Александр Созонов).Ученый поэтично  объясняется в любви Принцессе,а  она, знай, дудит в свою дуду, даже  не из Шварца: «Все  люди врут». Прекрасная и несчастная в исполнении Зои Юдиной, она приняла жалкую копию за оригинал. Один раз! «Ну, я  наказана уж  - и будет. Я буду вести себя очень хорошо», - как маленькая девочка, приговаривает Принцесса,  думая, что  так можно  вернуть  любовь.Вот  и видно,  что не читала  девушка другую сказку Шварца, а  то  бы  хорошо усвоила, что «только раз в жизни влюбленным выпадает день, когда у них все получается».
Это  знал ее отец-король,  над которым смеялись даже уличные мальчишки. А он хотел, чтобы дочь   встретила настоящего человека («доброго,  честного, образованного и умного»). Но, судя  по ее окружению, е  это  ей не грозит.Похожий  одновременно  на Карабаса и Синюю бороду Пьетро (Игорь Баголей),  одинаково отталкивающие близнецы-министры (Виктор Мамонов - Владимир Назаров).Только  один посолиднее  и посерьезнее (Назаров), другой  -  похитрее и повеселее (Мамонов).  Гладкий  наглец  Цезарь Борджиа  (Максим Локтионов),  тихий ,с ледяным взглядом Тайный Советник ( Олег Клишин). Смешливый  палач (Валерий Ерофеев), пугливый Мажордом (Игорь Игнатов), лакеи  в   униформе  секс-шопа.
Вечно улыбающийся  Доктор, который давно «на все махнул рукой» (Валерий Малинин). Близорукая красотка с манерами "розовой идиотки" Юлия Джули (Татьяна Родионова).Совершенно неожиданная роль  для актрисы, которая,как выясняется, ,может всё...
Нет,
эта пара не так одномерна. Маска – защитная реакция умных  и слабых,  если  они хотят выжить в   паноптикуме  уродов. Между  ними все еще  любовь. Именно Доктор  спасет  Ученого,  он и Юлию захочет увести  при   неожиданной вспышке собственной  храбрости. Но  красотка  уже полностью во власти  жизни поп-звезды  с ее дурманом успеха.
Юна, робка, бесстрашна в своей любви  только Аннунциата    (явная удача молодой актрисы Дарьи Ревиной). В  больших очках, с  зубным брекетом ,в прическе героини «Не  родись красивой», она   сильно уступает  радужно сияющей Принцессе в короне  то ли  венецианского карнавала,  то ли кокошника   от Наместникова (у всех здесь   шикарные Юрины  наряды). Но когда Ученый  Аннунциату  уводит  -  со сцены, из зала,из сказки -   у нее уже  ни очков, ни прически гулькой. Любовь  превратила   некрасивого утенка  в белого лебедя.
Режиссер - правоверный сторонник  нового театра, сверхначиненного аппаратурой. Эффектный  его вариант мы увидели в «Женщине  из прошлого» - первом спектакле  Созонова на нашей сцене. И Тень Ученого, гибкая, ловкая,  легко проникающая в каждую щелку у Александра Каспарова, прямо  с экрана    соскальзывает, где она   усердно кривлялась, позировала  перед камерой, неутомимо делая селфи.
Чем  выше продвигается Тень по придворной лестнице, тем  нахальней   улыбается. Мы видим на экране в негативе огромное, смеющееся лицо , оно страшное,  просто отталкивающее.Образ получился очень    сильный. Тень человека знает все  его тайные мысли и желания,  легко может запугать, сыграть на  эмоциях.Принцессу она просто кодирует. 
Режиссер отсекает  твердой рукой   текст с  бесплодными общими мечтаниями Ученого («мир  устроен разумнее, чем кажется. Еще немножко – дня два-три работы -  и я  пойму, как  сделать всех людей счастливыми»). Кому  они интересны в эпоху развитого дикого капитализма, да и кто позволит?!..
В исполнении Андрея Седова (замечательная актерская  работа)   сказочник-
историк настоящий (читай: «добрый,  честный, образованный и умный»).И я  очень понимаю, почему он   так  стремится прочь из   этой, давно не сказочной страны. Навороченная техника,  бесконечные  трансляции лиц,  взгляды прямо в  камеру, реплики  на микрофон (  ни к чему подслушивающие устройства там, где  не говорят, а вещают),  дурацкая тусовка, кочующая из спектакль в спектакль ( не такая  ли  в    осовремененном «доХХоде»?) ,кого хочешь утомит . И он бежит, как бежал Мопассан от Эйфелевой башни.
Устав от мельтешения экранов и лиц, сильно  опасалась, что  в
о втором действии  мы будем   созерцать  только видеокопии героев. Нет, теперь спецэффектов    поменьше. И уже можно разглядеть  артистов   "вживую", заглянуть в глаза. Чем, собственно ,  и отличается  , театр от других видов искусств.
Да,эмоционально   действо   забирает крепко. И послание  зрителю хорошо считывается . Все мы  немного Тени, Придворные ,  слуги Драконовы,   если  не осмеливаемся быть Учеными, Ланселотами, Медведями  -  совершать поступки. "Так  ловко притворяемся  внимательными и  добрыми"...
Я уже как-то писала, что все сказки Шварца, включая «Снежную королеву» и «Голого короля», -  сказки  одной темы.  В каждом  из нас есть тень и  свет,  есть дракон, который жаждет власти, славы и богатства, и есть маленький ребенок, сохранивший любопытство и благожелательность к миру. И от того, какая половина  в нас победит, зависит наша жизнь и судьба, а  порой не только наша - окружающих людей,  народов, стран…
У дипломников Татьяны Кондратьевой и Виктора Мамонова несколько  лет назад  был изумительный спектакль   по Шварцу, он шел на Малой сцене драмы. Там было много любви, ненависти, страха и  -  победы над ним.  И рассказано было «негромко, вполголоса»,как  вообще-то  и рассказываются сказки.…   Безо всяких технических   ухищрений.   Удивительное дело: мы  там все поняли правильно.  Про себя,  про других,   про страну.
                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова                                                    


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments